Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:18, реферат
Об Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена по-разному–восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словам
Анна Андреевна
Ахматова - (реферат)
Дата добавления:
март 2006г.
Анна Андреевна
Ахматова
Об Анне Ахматовой
много писано, да многое уже и
сказано. Писали о ней в разные
времена по-разному–
Она родилась в Одессе
в 1889 году, в семье флотского и
военного инженера. Детство и отрочество
ее прошли в Царском селе. Девичья
фамилия Анны Андреевны– Горенко, а
псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки
с материнской стороны. Себя она несколько
раз называла “петербурженкой”. И конечно,
творчество ее и даже облик принадлежит
Петербургу– Петрограду –Ленинграду.
В образе многих поэтов есть какое-то таинственное
соответствие духу и строению избранного
ими города.
Вхождение ее в литературу
было внезапным и победительным.
О раннем ее формировании знал, может
быть, один ее муж, Николай Гумилев.
Анна Андреевна писала, как показывала
Гумилеву стихи и он посоветовал ей заняться
танцами. Но вскоре, во время африканского
путешествия Гумилева, готов был “Вечер”.
Эта первая книга вышла в свет в 1912 году:
“Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку
с левой руки…”
Вскоре Гумилев
писал ей: “Твои строки о “приморской
девчонке” … мало того, что нравятся
мне, они меня пьянят. Так просто
сказано так много, и я совершенно
убежден, что из всей послесимволисткой
поэзии ты да, пожалуй (по-своему), Нарбут
окажетесь самыми замечательными”.
Как-то Анна Андреевна
заметила: “Слава пришла сразу только
к Хлебникову и ко мне”.
Блок записал о
ней еще до выхода “Вечера”, что
стихи Анны Ахматовой “чем дальше,
тем лучше”.
А вскоре после выхода
“Вечера” наблюдательный Корней Иванович
Чуковский отметил в ней черту
“величавости”, той царственности,
без которой нет ни одних воспоминаний
об Анне Андреевне.
Осип Мандельштам
после второй ее книги “Четки” (1914)
предсказал провидчески: “Ее поэзия
близится к тому, чтобы стать одним
из символов величия России”. “Вечер”
и “Четки” единодушно были признаны
книгами любовной лирики. Правда, говорилось,
что и любовь может быть величавой,
и вспоминали Сафо, Данте и Петрарку.
К таким поэтам примеряли Ахматову.
Ахматовой повезло.
У нее были блестящие предшественники.
Но учителем она назвала Иннокентия
Анненского, необычайного поэта.
…Кто был
предвестием,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье
И задохнулся…
Так позже
скажет о нем Ахматова в
стихотворении “Учитель”.
Ахматова поначалу
причисляла себя к акмеизму. Это
естественно, потому что главой творческого
объединения молодых, названного ими
“Цех поэтов”, был ее муж Николай Гумилев
и вращалась она в кругу таких ярких талантов,
прочно вошедших в историю отечественной
литературы, как С. Городецкий, О. Мандельштам,
В. Нарбут, М. Лозинский.
Да Ахматова с
самого начала не умещалась в рамки
какой-либо школы. Она могла оттолкнуться
от символизма, но не от главной его
величины–Александра Блока. Он и
был ее сокровенным учителем. Она
и в ту, боевую пору акмеизма не могла
отказаться от Блока. Во второй книге
“Четки” (1914) Ахматова поместила известное
стихотворение, посвященное встрече
с Блоком в декабре 1913 года, - “Я пришла
к поэту в гости”. Отозвался
на эту встречу и Блок стихотворением
“Красота страшна, вам скажут…”
Ахматова возвращает
поэзию к “лирическому реализму”,
к точности слова, к реальной сущности
переживания, к его жизненному подтексту.
Женщина из объекта поэзии становится
ее субъектом.
После явления Ахматовой
нарастающим потоком в поэзию
хлынули женщины, теперь их в нашей
поэзии, вероятно, больше, чем мужчин.
До Ахматовой любовная лирика была
надрывной или туманной, мистической
и экстатической. После первых ахматовских
книг стали любить “по-ахматовски”.
И не одни только женщины. Есть свидетельство,
что Маяковский часто цитировал
стихи Ахматовой и читал их
любимым.
В военные и революционные
годы Ахматова выпустила три книги
–“Белая стая” (1917), “Подорожник” (1921)
и “Anno Domini” (1922). В названных книгах Ахматова
в основном остается автором любовной
лирики. Как сказал А. Твардовский о стихах
Ахматовой, “они отличаются необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью
нравственного начала”. К началу 20-х годов
в основных своих чертах сложилась поэтическая
система Ахматовой. Главные из них–дисциплина
стиха, ясность, сдержанность, сжатость.
Эти признаки, во многом почерпнутые в
русской классической традиции, часто
мешают увидеть новаторские стороны ахматовской
поэтики. Проза была стихией, из которой
росла Ахматова. Ее стихи можно было рассматривать
как спрессованные романы.
В общении Анна Андреевна
была необычайно естественна и проста.
Охотно слушала стихи. Охотно их читала.
Умела разговаривать откровенно
и задушевно. И особо поражала
несравненным своим остроумием. Это
не была простая шутливость или желание
позабавить. Это была подлинная острота
ума, глубокого, иронического, беспощадного
и часто печального.
Анна Андреевна
Ахматова умерла в марте 1966
года.
Ахматова была не
из тех, кто много пишет. Даже полное
собрание ее сочинений не будет многотомным.
Она не то чтобы писала с трудом,
- наверное, для нее не существовало
технических трудностей стиха. Но писание
для нее было трудом душевным, почти
физическим.
Свои книги Анна
Ахматова строила не по хронологии,
а по единому композиционному
замыслу. Они читаются как целостное
поэтическое произведение. “Время
от ее вступления в литературу до наших
дней, - писал В. Жирмунский в 1970 году,
- превышает число лет, прошедших от смерти
Пушкина до начала русского символизма.
Это целая эпоха, обозначенная в жизни
страны и всего человечества величайшими
историческими сдвигами и потрясениями
(…) А между тем связь поэзии Ахматовой
с традициями прошлого не отягчает ее
творчество ненужным балластом времени;
напротив, делает ее живой и нужной для
современного читателя”.
Список
используемой литературы:
Ахматова А. Я - голос ваш… - М. : Кн. Палата, 1989. - Вступительная статья Давида Самойлова.