Анна Андреевна Ахматова

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:18, реферат

Краткое описание

Об Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена по-разному–восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словам

Файлы: 1 файл

Анна Андреевна Ахматова.docx

— 17.54 Кб (Скачать)
 

Анна Андреевна  Ахматова - (реферат) 

Дата добавления: март 2006г. 

    Анна Андреевна  Ахматова 

Об Анне Ахматовой  много писано, да многое уже и  сказано. Писали о ней в разные времена по-разному–восторженно, с  насмешкой, с презреньем, такими зазорными  словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине  и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словами. 

Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского и  военного инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском селе. Девичья  фамилия Анны Андреевны– Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны. Себя она несколько раз называла “петербурженкой”. И конечно, творчество ее и даже облик принадлежит Петербургу– Петрограду –Ленинграду. В образе многих поэтов есть какое-то таинственное соответствие духу и строению избранного ими города. 

Вхождение ее в литературу было внезапным и победительным. О раннем ее формировании знал, может  быть, один ее муж, Николай Гумилев. Анна Андреевна писала, как показывала Гумилеву стихи и он посоветовал ей заняться танцами. Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был “Вечер”. Эта первая книга вышла в свет в 1912 году: 

    “Так беспомощно  грудь холодела,

    Но шаги  мои были легки.

    Я на  правую руку надела

    Перчатку  с левой руки…” 

Вскоре Гумилев  писал ей: “Твои строки о “приморской  девчонке” … мало того, что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй (по-своему), Нарбут окажетесь самыми замечательными”. 

Как-то Анна Андреевна  заметила: “Слава пришла сразу только к Хлебникову и ко мне”. 

Блок записал о  ней еще до выхода “Вечера”, что  стихи Анны Ахматовой “чем дальше, тем лучше”. 

А вскоре после выхода “Вечера” наблюдательный Корней Иванович Чуковский отметил в ней черту  “величавости”, той царственности, без которой нет ни одних воспоминаний об Анне Андреевне. 

Осип Мандельштам  после второй ее книги “Четки” (1914) предсказал провидчески: “Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним  из символов величия России”. “Вечер”  и “Четки” единодушно были признаны книгами любовной лирики. Правда, говорилось, что и любовь может быть величавой, и вспоминали Сафо, Данте и Петрарку. К таким поэтам примеряли Ахматову. 

Ахматовой повезло. У нее были блестящие предшественники. Но учителем она назвала Иннокентия Анненского, необычайного поэта. 

    …Кто был  предвестием, предзнаменованьем,

    Всех пожалел,  во всех вдохнул томленье

    И задохнулся…

    Так позже  скажет о нем Ахматова в  стихотворении “Учитель”. 

Ахматова поначалу причисляла себя к акмеизму. Это  естественно, потому что главой творческого  объединения молодых, названного ими  “Цех поэтов”, был ее муж Николай Гумилев и вращалась она в кругу таких ярких талантов, прочно вошедших в историю отечественной литературы, как С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Лозинский. 

Да Ахматова с  самого начала не умещалась в рамки  какой-либо школы. Она могла оттолкнуться от символизма, но не от главной его  величины–Александра Блока. Он и  был ее сокровенным учителем. Она  и в ту, боевую пору акмеизма не могла  отказаться от Блока. Во второй книге  “Четки” (1914) Ахматова поместила известное  стихотворение, посвященное встрече  с Блоком в декабре 1913 года, - “Я пришла к поэту в гости”. Отозвался  на эту встречу и Блок стихотворением “Красота страшна, вам скажут…” 

Ахматова возвращает поэзию к “лирическому реализму”, к точности слова, к реальной сущности переживания, к его жизненному подтексту. Женщина из объекта поэзии становится ее субъектом. 

После явления Ахматовой  нарастающим потоком в поэзию хлынули женщины, теперь их в нашей  поэзии, вероятно, больше, чем мужчин. До Ахматовой любовная лирика была надрывной или туманной, мистической  и экстатической. После первых ахматовских  книг стали любить “по-ахматовски”. И не одни только женщины. Есть свидетельство, что Маяковский часто цитировал  стихи Ахматовой и читал их любимым. 

В военные и революционные  годы Ахматова выпустила три книги  –“Белая стая” (1917), “Подорожник” (1921) и “Anno Domini” (1922). В названных книгах Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Как сказал А. Твардовский о стихах Ахматовой, “они отличаются необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала”. К началу 20-х годов в основных своих чертах сложилась поэтическая система Ахматовой. Главные из них–дисциплина стиха, ясность, сдержанность, сжатость. Эти признаки, во многом почерпнутые в русской классической традиции, часто мешают увидеть новаторские стороны ахматовской поэтики. Проза была стихией, из которой росла Ахматова. Ее стихи можно было рассматривать как спрессованные романы. 

В общении Анна Андреевна  была необычайно естественна и проста. Охотно слушала стихи. Охотно их читала. Умела разговаривать откровенно и задушевно. И особо поражала несравненным своим остроумием. Это  не была простая шутливость или желание  позабавить. Это была подлинная острота  ума, глубокого, иронического, беспощадного и часто печального. 

    Анна Андреевна  Ахматова умерла в марте 1966 года. 

Ахматова была не из тех, кто много пишет. Даже полное собрание ее сочинений не будет многотомным. Она не то чтобы писала с трудом, - наверное, для нее не существовало технических трудностей стиха. Но писание  для нее было трудом душевным, почти  физическим. 
 

Свои книги Анна Ахматова строила не по хронологии, а по единому композиционному  замыслу. Они читаются как целостное  поэтическое произведение. “Время от ее вступления в литературу до наших  дней, - писал В. Жирмунский в 1970 году, - превышает число лет, прошедших от смерти Пушкина до начала русского символизма. Это целая эпоха, обозначенная в жизни страны и всего человечества величайшими историческими сдвигами и потрясениями (…) А между тем связь поэзии Ахматовой с традициями прошлого не отягчает ее творчество ненужным балластом времени; напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя”. 

    Список  используемой литературы: 

Ахматова А. Я - голос  ваш… - М. : Кн. Палата, 1989. - Вступительная статья Давида Самойлова.

Информация о работе Анна Андреевна Ахматова