Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:49, реферат
Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского.
С князем Андреем мы знакомимся в салоне Шеррер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Главным героем, идеалом для Андрея на данный момент является Наполеон Бонапарт.
Если
внимательно проследить за тем,
С князем Андреем мы знакомимся в салоне Шеррер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Главным героем, идеалом для Андрея на данный момент является Наполеон Бонапарт. Для него Наполеон — исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может “оказаться сильнее всей храбрости русских войск”, и вместе с тем страшится “позора для своего героя”. Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона.
Как
только князь Андрей узнает
о том, что русская армия
находится в бедственном
Преодоление “наполеоновского”
идеала является одним из этапов эволюции
личности Андрея Болконского. Однако когда
человек утрачивает старые идеалы и не
обретает при этом новых, в душе у него
образуется пустота. Так и у князя Андрея
после низвержения с пьедестала Наполеона
и отказа от прежних мечтаний о славе начались
мучительные поиски смысла жизни. Он пугает
Пьера Безухова своими мрачными мыслями,
вызванными именно отсутствием этого
смысла. Князь Андрей больше не хочет служить
в армии: “После Аустерлица!.. Нет, покорно
благодарю, я дал себе слово, что служить
в действующей русской армии я не буду”.
Он не одобряет идеи Пьера об освобождении
крестьян, считая, что им это не пойдет
на пользу.
Перестав жить ради славы, князь Андрей
пытается жить для себя. Но подобная философия
лишь наполняет его душу смятением. Настроение
князя Андрея остро ощущается в тот момент,
когда по пути в Отрадное он видит огромный
старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться
обаянию весны и не хотел видеть ни весны,
ни солнца”. Болконский как бы старается
приписать дубу мысли, одолевающие его
самого: “Весна, любовь и счастие!.. И как
не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный
обман!” Этот момент как будто является
наивысшей, критической точкой душевных
терзаний князя Андрея.
Но судьба снова преподносит
ему сюрприз — маленький
Но Наташа как бы возрождает снова
Болконского для новой жизни. Он безумно
влюбляется в неё, но что-то говорит ему,
что их счастье невозможно. Наташа тоже
любит Болконского, правда он ей кажется
сухим, разочарованным, одиноким, между
тем как она сама энергичная, молодая,
весёлая девушка. Они как два полюса, и
их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа
не понимает, зачем князь отложил их свадьбу
на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал
её измену. И опять чисто Болконская гордость
не позволяет Андрею простить Наташу,
понять её. В разговоре с Пьером Андрей
сказал: «Я говорил, что падшую женщину
надо простить, но я не говорил, что я могу
простить, я не могу». В этот момент перед
нами предстаёт тот Болконский, каким
мы узнали его в начале романа, такой же
жестокий эгоист. Болконский заставляет
себя забыть о Наташе.
Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нём патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его “наш князь”. После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход “туда” так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. “Мысль народная” таким образом, органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к карачаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, сопротивление насилию, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее.
Андрей
Болконский это один из
Эта тема находит наиболее полное выражение в образе Пьера Безухова, который дается автором в динамике эволюции. Прослеживая путь своего героя. Толстой показывает, как меняется его характер, формируется мировоззрение передового человека эпохи — патриота, декабриста. В начале романа Пьер — толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом, отличающим его от остальных посетителей гостиной. Недавно приехав из-за границы, этот незаконный сын графа Безухова выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью и простотой. Он мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию. Например, он ведет беспорядочную, разгульную жизнь, участвуя в кутежах и бесчинствах светской молодежи, хотя прекрасно понимает пустоту и никчемность подобного времяпрепровождения. Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, из которых самой серьезной является женитьба на глупой и циничной красавице Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на возможное личное счастье. Разъехавшись с женой и отдав ей значительную долю своего состояния, он стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
Толстой заставляет героя пройти тяжелый путь потерь, ошибок, заблуждений и исканий. Сблизившись с масонами, Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине. Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Но эти идеи слишком отвлеченны, лишены конкретных черт. Пьера не могут удовлетворить таинственные, мистические обряды и возвышенные беседы о добре и зле. Он хочет найти поле деятельности, чтобы воплотить справедливые и гуманные идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов начинает, как и Андрей, заниматься благоустройством своих крепостных. Все предпринятые им меры проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том, чтобы наказания применялись только увещательные, а не телесные, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями. Почему же, желая помочь крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост. Воплотить добрые начинания в жизнь помешали молодому гуманному помещику его наивность, отсутствие практического опыта, незнание реальной действительности. Глупый, но хитрый главноуправляющий легко обводил вокруг пальца умного и интеллигентного барина, создавая видимость точного исполнения его распоряжений.
Окончательно разочаровавшись в масонстве, Пьер попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния. Испытывая сильную потребность в высокой благородной деятельности, ощущая в себе богатые силы, Пьер, тем не менее, не видит цели и смысла жизни. Найти выход из этого состояния разлада с самим собой и окружающим миром помогает герою Отечественная война 1812 года, общий патриотизм которой захватил его. Не будучи боевым офицером, как Андрей Болконский, Пьер по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. Именно здесь, в занятой французами столице, в полной мере раскрылась самоотверженная доброта Пьера. Видя беспомощных людей во власти бесчинствующих французских солдат, он не может оставаться пассивным свидетелем многочисленных человеческих драм, разворачивающихся перед его глазами. Не думая о собственной безопасности, Пьер защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах бесчинствуют представители самой культурной и цивилизованной нации, творятся насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Эти жуткие и тягостные впечатления усугубляются обстановкой плена. Но самым страшным для героя оказываются не голод и несвобода, а крушение веры в справедливое устройство мира, в человека и Бога. Но в убогом бараке происходит его встреча с мужиком Платоном Каратаевым, сближение с простыми людьми. Круглый ласковый солдат совершает настоящее чудо, заставляя Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. Общение с Каратаевым вызывает в герое ощущение покоя и уюта. Его исстрадавшаяся душа отогревается под влиянием сердечности и участия простого русского человека. Платон Каратаев обладает каким-то особым даром любви, чувством кровной связи со всеми людьми. Его мудрость, поразившая Пьера, заключается в том, что он живет в полном согласии со всем земным, как бы растворяясь в нем.
В душе
Безухова происходит перелом, который
означает принятие жизнелюбивого взгляда
на мир Платона Каратаева. Но ощущение
полной гармонии для такого умного и пытливого
человека, как Пьер, невозможно без участия
в конкретной полезной деятельности, направленной
на достижение высокой цели — той самой
гармонии, которая не может существовать
в стране, где народ находится на положении
раба. Поэтому Пьер закономерно приходит
к декабризму, вступая в тайное общество,
чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает
жить, унижает честь и достоинство человека.
Эта борьба становится смыслом его жизни,
но не делает его фанатиком, который ради
идеи сознательно отказывается от радостей
бытия. Мы видим в финале романа счастливого
человека, у которого хорошая семья, верная
и преданная жена, который любит и любим.
Таким образом, именно Пьер Безухов достигает
в "Войне и мире" духовной гармонии
с миром и собой. Он проходит до конца трудный
путь поисков смысла жизни и находит его,
становясь передовым, прогрессивным человеком
своей эпохи.
Абсолютно
разные - утонченный аристократ князь
Болконский, и незаконный сын знатного
екатерининского вельможи графа Безухова
Пьер. Князь Андрей свой. Он принят в свете,
умен, образован, его манеры безупречны,
а Пьера неопытный, добрый, готовый
всем помочь человек, который абсолютно
не подходит обществу, в котором вращается.
Что же их объединяет, почему они интересны
друг другу? Оба на перепутье. Оба думают
не о карьере, а о смысле жизни, о полезной,
достойной человека деятельности. Они
еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться,
не понимает этого не только наивный Пьер,
но и князь Андрей, но Болконский знает
точно, что жизнь, которую он ведет, не
по нему. Он считает, что жизнь не удалась,
мечется, ищет выхода. Однако это не мешает
ему попытаться повлиять на Пьера, убедить
его, что на любом поприще тот «будет хорош»,
только надо держаться подальше от компании
Долохова и Анатоля Курагина. Волнуют
их не только личные проблемы. Имя Наполеона
у всех на устах. Оно вызывает страх и возмущение
в придворном обществе. Иначе воспринимают
его Пьер и князь Андрей. Пьер горячо защищает
Наполеона, оправдывая его жестокость
необходимостью сохранить завоевания
революции; князя Андрея привлекает в
Бонапарте неординарность полководца,
своим талантом вознесенного на вершину
славы.
Во многом, не соглашаясь друг с другом,
они признают право каждого на собственные
суждения, на собственный выбор. Но при
этом более опытный Болконский боится
(и, к сожалению, он прав!) развращающего
влияния на Пьера той среды, в которой
тот оказался. А Пьер, считая князя Андрея
образцом всех совершенств, все таки не
внимает его советам и вынужден учиться
на собственных ошибках. Они оба борются
с собой, часто терпят поражения в этой
борьбе, но не сдаются, а продолжают «биться,
путаться, ошибаться, начинать и бросать...»,
а это, по Толстому, главное — не быть довольным
собой, судить и казнить себя, преодолевать
себя снова и снова. Они оба борются с собой,
часто терпят поражения в этой борьбе,
но не сдаются, а продолжают «биться, путаться,
ошибаться, начинать и бросать...», а это,
по Толстому, главное — не быть довольным
собой, судить и казнить себя, преодолевать
себя снова и снова. Как бы ни испытывала
князя Андрея и Пьера судьба, они не забывают
друг о друге. Свою дружбу Болконский и
Безухов пронесут через всю свою жизнь,
они будут помогать друг – другу, понимать
как никто другой.
Князь Андрей и Пьер двигались в одном направлении и их искания дополняют друг друга. Каждый из них в силу своих личных особенностей открыл в истине свою сторону.
Информация о работе Андрей Болконский и Пьер Безухов как лучшие люди своего времени