Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:22, сочинение
Роман “Отцы и дети» был задуман И. С. Тургеневым в августе 1860 года, а закончен 30 июля 1861 года. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной демократией. Русское общество оказалось разделенным на два непримиримых лагеря: с одной стороны были революционеры-демократы, а с другой - либералы и консерваторы.
Роман “Отцы
и дети» был задуман И. С. Тургеневым в
августе 1860 года, а закончен 30 июля 1861 года.
В России это время ознаменовалось упорной
общественно-политической борьбой между
дворянским либерализмом и революционной
демократией. Русское общество оказалось
разделенным на два непримиримых лагеря:
с одной стороны были революционеры-демократы,
а с другой - либералы и консерваторы. И
те, и другие прекрасно понимали необходимость
преобразований в стране, но осуществление
их видели по-разному: демократы стояли
за коренные преобразования в русском
обществе (возможно, путем решительных
перемен), а реакционеры и либералы склонялись
к проведению реформ. Споры между двумя
сторонами велись вокруг главных проблем:
отношения к помещичьей собственности,
дворянского культурного наследия, вопросов
науки и культуры, искусства, нравственных
принципов, воспитания молодежи, долга
перед отечеством, будущего России.
Безусловно, роман
Тургенева “Отцы и дети”
Прототипом
Базарова послужил некий доктор Д.,
как о нем писал сам Тургенев
в статье «По поводу «Отцов и детей»:
«В основание главной фигуры, Базарова,
легла одна поразившая меня личность
молодого провинциального врача. В
этом замечательном человеке воплотилось
– на мои глаза – то едва народившееся,
ещё бродившее начало, которое получило
название нигилизма».
Во внешности
Базарова бросается в глаза его
худое лицо «с широким лбом», «висячими
бакенбардами песочного цвету», лицо,
которое «оживлялось спокойной
улыбкой и выражало самоуверенность
и ум». Длинные густые волосы его «не
скрывали крупных выпуклостей просторного
черепа». Такое описание внешности дополняется
упоминанием «обнаженной красной руки»
и длинного балахона с кистями. Широкий
лоб и просторный череп — свидетельство
недюжинного ума, балахон, длинные волосы
и бакенбарды — говорят о небрежности
и равнодушному отношению к тому, как воспримут
его окружающие, а красная рука — свидетельство
причастности героя к физическому труду.
Красноречивы
и своеобразны манеры Базарова. Он
называет себя на крестьянский лад Евгением
Васильевым, намеренно демонстрирует
бестактность, грубость и вульгарность,
и, нестесняясь, критикует всех, кого считает
нужным. В его речи присутствуют нотки
категоричности, слышна самоуверенность
и цинизм, но она полностью лишена высокопарности,
иностранных слов, отличается меткостью,
простотой и лаконизмом.
Евгений Базаров
— нигилист — «человек, который
не склоняется ни перед какими авторитетами,
который не принимает ни одного принципа
на веру, каким бы уважением ни был
окружен этот принцип», как характеризует
друга Аркадий. И в отрицании его главная
сущность. Базаров – отвергает все авторитеты,
говоря: «Я ничьих мнений не разделяю;
я имею свои». Для него искусство, поэзия
и романтизм – «гроша медного не стоят».
Природу он рассматривает как мастерскую,
а человека — как работника в ней. То, что
природа еще и храм, он начисто отрицает.
Уязвимым местом
Базарова становится его отношение
к женщине. Любовь он считает «чепухой»,
«распущенностью», сводя ее лишь к физиологии
и объявляя это чувство «белибердой» и
«непростительной дурью». Но «что-то другое
в него вселилось, чего он никак не допускал,
над чем всегда трунил, что возмущало его
гордость» Неразделенная любовь к Анне
Сергеевне заставляет его глубоко страдать.
До последней минуты жизни он не может
освободиться от своего чувства.
Еще одним
противоречием героя становится
его отношение к родителям. С одной
стороны, он пытается подавить в себе сыновнее
чувство, стыдится его проявлений, с другой
— испытывает к отцу и матери нежность,
осознавая, что «таких людей, как они, в
…большом свете днем с огнем не сыскать».
Состояние подавленности
после любовного краха, душевной
депрессии привело его к
И вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев (за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед за ним) сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением
начатого труда.
Позиция автора и ответ на вопрос «Нужен ли России Базаров?» становятся ясны: Базаровы явились на арену общественной жизни слишком рано, они уже пришли, но время их еще не началось.
Именно этим
автор мотивирует раннюю и
печальную смерть своего героя,