Анализа романа “Отцы и дети»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:22, сочинение

Краткое описание

Роман “Отцы и дети» был задуман И. С. Тургеневым в августе 1860 года, а закончен 30 июля 1861 года. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной демократией. Русское общество оказалось разделенным на два непримиримых лагеря: с одной стороны были революционеры-демократы, а с другой - либералы и консерваторы.

Файлы: 1 файл

Образ Базарова.docx

— 17.85 Кб (Скачать)

  Роман “Отцы и дети» был задуман И. С. Тургеневым в августе 1860 года, а закончен 30 июля 1861 года. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной демократией. Русское общество оказалось разделенным на два непримиримых лагеря: с одной стороны были революционеры-демократы, а с другой - либералы и консерваторы. И те, и другие прекрасно понимали необходимость преобразований в стране, но осуществление их видели по-разному: демократы стояли за коренные преобразования в русском обществе (возможно, путем решительных перемен), а реакционеры и либералы склонялись к проведению реформ. Споры между двумя сторонами велись вокруг главных проблем: отношения к помещичьей собственности, дворянского культурного наследия, вопросов науки и культуры, искусства, нравственных принципов, воспитания молодежи, долга перед отечеством, будущего России. 

  Безусловно, роман  Тургенева “Отцы и дети” отражает эту полемику. В центре своего произведения писатель изображает героя с неординарными взглядами и высокими духовными потребностями – Евгения Базарова. 

  Прототипом  Базарова послужил некий доктор Д., как о нем писал сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»:  «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое получило название нигилизма».  

  Во внешности  Базарова бросается в глаза его  худое лицо «с широким лбом», «висячими  бакенбардами песочного цвету», лицо, которое «оживлялось спокойной  улыбкой и выражало самоуверенность  и ум». Длинные густые волосы его «не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Такое описание внешности дополняется упоминанием «обнаженной красной руки» и длинного балахона с кистями. Широкий лоб и просторный череп — свидетельство недюжинного ума, балахон, длинные волосы и бакенбарды — говорят о небрежности и равнодушному отношению к тому, как воспримут его окружающие, а красная рука — свидетельство причастности героя к физическому труду. 

  Красноречивы  и своеобразны манеры Базарова. Он называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым, намеренно демонстрирует бестактность, грубость и вульгарность, и, нестесняясь, критикует всех, кого считает нужным. В его речи присутствуют нотки категоричности, слышна самоуверенность и цинизм, но она полностью лишена высокопарности, иностранных слов, отличается меткостью, простотой и лаконизмом.  

  Евгений Базаров  — нигилист — «человек, который  не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был  окружен этот принцип», как характеризует  друга Аркадий. И в отрицании его главная сущность. Базаров – отвергает все авторитеты, говоря: «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои». Для него искусство, поэзия и романтизм – «гроша медного не стоят». Природу он рассматривает как мастерскую, а человека — как работника в ней. То, что природа еще и храм, он начисто отрицает. 

  Уязвимым местом Базарова становится его отношение  к женщине. Любовь он считает «чепухой», «распущенностью», сводя ее лишь к физиологии и объявляя это чувство «белибердой» и «непростительной дурью». Но «что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало его гордость» Неразделенная любовь к Анне Сергеевне заставляет его глубоко страдать. До последней минуты жизни он не может освободиться от своего чувства. 

  Еще одним  противоречием героя становится его отношение к родителям. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений, с другой — испытывает к отцу и матери нежность, осознавая, что «таких людей, как они, в …большом свете днем с огнем не сыскать».  

  Состояние подавленности  после любовного краха, душевной депрессии привело его к рассеянности при вскрытии трупа мужика, заражению  и последующей смерти. Но это только повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него свой смысл. Незадолго до смерти Евгений производит оценку своих нравственных ценностей: «Я нужен России… Нет, видно не нужен…» И размышляет  о «собственном ничтожестве» перед вечностью, о неизбежности смерти. 

  И вот Базаров  умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев (за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед  за ним) сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:

Толпой угрюмою  и скоро позабытой

Над миром  мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда. 

Позиция автора и  ответ на вопрос «Нужен ли России Базаров?»  становятся ясны: Базаровы явились  на арену общественной жизни слишком  рано, они уже пришли, но время  их еще не началось.

 Именно этим  автор мотивирует раннюю и  печальную смерть своего героя,  а вместе с ним хоронит и  нигилизм, мировоззрение для него  неприемлемое, поскольку несет в  себе только разрушение и лишено  созидательных начал.

Информация о работе Анализа романа “Отцы и дети»