Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:54, сочинение

Краткое описание

Стихотворение Ивана. Алексеевича. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем, по своему содержанию сложное и глубокое Иван Алексеевич написал его в период, когда шла 1 Мировая война. Каждый человек в это время задумывался о жизни и смерти. Почти во всех стихотворениях этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь.
2.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ БУНИН.docx

— 23.29 Кб (Скачать)
  1. Стихотворение Ивана. Алексеевича. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем, по своему содержанию сложное и глубокое Иван Алексеевич написал его в период, когда шла 1 Мировая война. Каждый человек в это время задумывался о жизни и смерти. Почти во всех стихотворениях этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь. 

2. 
     Стихотворение «Последний шмель» является ярким примером натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии является попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы. 
 
3. В стихотворении И. Бунина «Последний шмель» автор развивает философскую тему жизни и смерти. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи». В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. В природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Автор хотел донести до читателя мысль о быстротечности жизни, т.е. Идеей является философское понимание бытия 
В стихотворении чётко улавливается грусть, уныние, звучат мотивы тоски и одиночества.  
 
 
 

В основе содержания стихотворения  лежат душевные переживания лирического героя . Случайно залетевший в окно шмель вызывает в нем грустные мысли о скоротечности и бренности жизни. Герой находится в подавленном состоянии. Символом его переживаний стали опустевшие поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть. 
Пространство в стихотворении представлено миром лирического героя ( комната с яркими поддоконниками, отгороженная от внешнего мира окнами) и миром природы. ППейзажная зарисовка передаёт картину последних жарких дней лета или ранней осени. 
Автор в произведении затрагивает временные рамки (настоящее и будущее). Увидев шмеля, зелетевшего к нему в комнату в последние дни лета, герой осознаёт, что Царственно- красивый шмель превратится в легкого, «сухого шмеля» и что в будущем его тоже ждёт смерть. 
 
Стихотворение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью Первая часть знакомит нас с миром лирического героя и миром природы, представленным шмелём. эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” ,шмель же туда только “залетает”, но мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение  на равных , шмель разделяет человеческую тоску.  
 
Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни —последние дни перед смертью. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, насладиться последними прекрасными мгновениями жизни. Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти.

В  третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать человеческой думы...” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим о скоротечности жизни.  Происходит окончательное разделение двух миров. Именно на эту строфу приходится кульминация стихотворения. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. В этой строфе под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным. .  Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли.

 
В заглавии стихотворения «последний шмель» слово  последний олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, - счастья, радости, тепла, света.Шмель —, это олицетворение природы, движения, жизни. Поэтому в названии стихотворения — «Последний шмель» — сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы.  
 
 
 
 
В стихотворении «Последний шмель» немаловажную роль играют средства художественной выразительности. В описании шмеля автор использует такие метафоры, как: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни», метафора последний шмель символизирует уходящую жизнь, а «угрюмый ветер» -; факт неизбежных событий. Также автором используются эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «на подушечке красной», «ветер угрюмый», «золотое оплечье». Эпитет бархатный отображает оценочные оттенки «красивый», «приятный». Эпитет чёрный связан со смертью. Эпитет золотой актуализирует значения «царственный», «величественный. 

 
 
    Основную тональность  стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического  вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!»    В первой строфе стихотворения используются и фонетические средства художественной выразительности Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:     .     Черный бархатный шмель, золотое оплечье,   
    Заунывно гудящий певучей струной,  
    Ты зачем залетаешь в жилье человечье…  
И как будто тоскуешь со мной?     
А также они помогают «услышать» свист осеннего ветра с помощью свистящих и шипящих согласных.  
 

 

 

Беру!

 

   

Автором использована перекрёстная рифма, происходит чередование мужской и женской, точной и неточной. Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные рифмы (струной — со мной; поля — шмеля). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (думы — угрюмый). Напевность стихотворению придаёт внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной), (ярки – жарки).

Размер стихотворения  – четырехстопный анапест. Такой размер стиха настраивает на философские размышления.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

 
 
 
    Первая строфа стихотворения содержит звукопись  
 
Нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з], [с] способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля.

благодаря аллитерации —  сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — в душе человека возникают печальные мысли и чувства.

 
 
 
Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» - образец философской лирики поэта. В нём затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.


Информация о работе Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель»