В сказке
Лиса-повитуха. Лиса обладает такими
качествами как хитрость.
«В
другой раз опять лежит кума
да постукивает хвостиком.
- Кума!
Кто-то стучится, - говорит волк.
- На
повой, знать, зовут!
- Так
сходи.
Пошла
лисица, да опять к меду, нализалась
досыта; медку только на донышке осталось.
Приходит к волку.»
Антагонистом
в данной сказке является волк. Он
наивный, доверчивый.
В сказке
Лиса и дрозд. Лиса обладает такими качествами
как наглость, двуличие.
«—
Дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда,
съем и детей твоих съем! Дрозд испугался
и стал просить, стал лису молить:
— Лисонька-матушка,
дерева не руби, детушек моих не губи!
Я тебя пирогами да медом накормлю.
— Ну, накормишь
пирогами да медом — не буду дерева
рубить!»
За такое
поведение лиса поплатилась.
Антагонистом
в данной сказке является дрозд. Он
доверчивый, наивный.
В сказке
«Как лиса волку шубу шила». Лиса обладает
такими качествами как наглость, хитрость.
«Вот
волк приносит лисе овец: одну, другую,
третью, а шубы все нет. А лиса
мясо съест, а шерсть на базаре продаст.»
Волк
является антагонистом. Он наивный, доверчивый.
Социально-бытовые
сказки возникли, по мнению исследователей,
в два этапа: бытовые — ранее,
с формированием семьи и семейного
быта во время разложения родового
строя, а социальные — с возникновением
классового общества и обострением общественных
противоречий в период раннего феодализма,
особенно во время разложения крепостного
строя и в период капитализма. Возрастающее
бесправие и нищета народных масс вызывали
недовольство и протест, были почвой социальной
критики. Положительный герой социально-бытовых
сказок —социально активный критически
настроенный человек. Социально-бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью.
Это сказывается прежде всего в том, что
сюжеты имеют в основе две важных общественных
темы: социальную несправедливость и социальное
наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают
и угнетают крестьянина, унижают его личность.
В сказках речь идет о барщине, о бедности
крестьян. Вторая тема реализуется в сюжетах,
где умный и сообразительный мужик находит
средство наказать своих угнетателей
за вековое бесправие, выставляет их в
смешном виде. В сказке «Барин и плотник»
барин приказал слугам избить встречного
плотника за то, что сам ехал из деревни
Адковой, а плотник шел из деревни Райковой.
Плотник узнал, где живет барин, нанялся
к нему строить дом (барин не узнал его),
позвал в лес выбирать нужные бревна и
там с ним расправился. Сюжет о том, как
мужик одурачил барина, в разных формах
и вариациях весьма популярен в сказках.
Так, в одной сказке Горшеня заставляет
барина везти себя на спине. В другой мужик
дурачит глупую барыню, обманывает барина.
Барин в сказках представлен как глупый,
не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться
человек, жадный, жестокий, спесивый; мужик
умнее его, толковее, честнее. Поэтому
такого рода сказки звучали в крепостной
деревне как беспощадное обличение бар,
как отрицание их права распоряжаться
судьбою крепостных. В сказках есть сюжеты,
в которых барин, а чаще барыня попадают
в иную жизненную обстановку, например
барыня во сне переносится в избу сапожника,
пробует и там распоряжаться, но получает
хороший урок. Другой остросатирический
образ сказок —поп. Поп изображается в
сказках как жадный, сластолюбивый невежда,
лицемер, который не верит тому, чему учит
других. Обличение попа — одновременно
критика религиозных догм и морали, проповедуемой
церковью. Поп обычно нарушал все заповеди
и оставался безнаказанным, что приводило
к мысли о ложности религиозного учения.
К тому же в сказках нередко пародируется
церковная служба. Поп за деньги может
и козла похоронить по церковному обряду.
В сказке «Похороны козла» архиерей хотел
было наказать такого попа за кощунство,
но, получив «мзду», лишь обругал за то,
что поп «не соборовал козла». Поп нередко
выступает как лентяй и невежда (сказки
«Безграмотная деревня», «О попе в мешке»).
Весьма популярны сказки о любовных похождениях
попа. Поп ходит и к купчихе, и к барыне.
Но если тут все кончается для него благополучно,
то попытки ходить к жене мужика или плотника
приносят ему много огорчений. Сатиричен
и образ попадьи. Идейный смысл социально-бытовых
сказок состоит не только в том, что в них
критикуются жизненные «порядки», угнетатели
и обиратели народа, но и в том, что в них
гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания
народные, мечта о социальной справедливости,
счастливой и спокойной жизни. В ряде сказок
этого типа мужик побеждает барина, купца
и попа, но в мечтах. Тем не менее подобные
сюжеты рождали веру в победу, в освобождение
от гнета; человек труда добивается торжества
справедливости и обретает некоторую
независимость. В отличие от волшебных
сказок, где борьба добра и зла, а затем
и победа добра происходит в сказочном
мире, здесь все совершается в реальной
жизненной обстановке, в определенных
социальных и бытовых условиях. Идейная
задача социально-бытовых сказок определяет
и их структуру: основой ее служит социальная
антитеза, противопоставление мужика
барину, купцу, попу, бедного богатому
(«Марко Богатый и Василий Бесчастный»).
Такого рода антитеза раскрывала общественные
противоречия и выполняла важную роль
в повышении классового сознания трудовых
масс, вызывала ненависть к богачам, находила
положительный отклик у слушателей. Идейная
сторона социально-бытовых сказок проявляется
и в оценке действительности, и в оценке
поведения персонажей. Два вида этих сказок
— сказки с более развитыми социальными
и бытовыми мотивами —разнятся между
собой в том, что в первых ярче проявляется
сатира, а во вторых — юмор. Несправедливые
социальные порядки обличаются с едкостью
и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются
в тоне незлобливой и остроумной шутки.
Две названные разновидности сказок различаются
и тем, что в первых обычно нет моралистических
выводов — сатира их не требует, для нее
необходим не морализм, а разоблачение;
для бытовых сказок характерна поучительность,
особенно для сказок на семейные темы.
Конфликты бытовых сказок, как и конфликты
социальных, связаны с особым составом
персонажей. Если в социальных сказках
представлены барин, купец, мужик, то в
бытовых типизированы образы мужа, жены,
старика, старухи, солдата. В бытовых сказках
выделяются две группы произведений: одни
посвящены осмеянию общечеловеческих
пороков, их героями выступают глупец
(дурак), лгун, лентяй, хитрец, вор; другие
изображают семейные конфликты, их герои
—глупый и ленивый муж, злая и строптивая
жена, бывалый солдат, доверчивые старики.
Обличение общечеловеческих пороков обычно
использует гиперболизацию. Особенно
преувеличивается глупость. В сказках
осмеивается глупость жителей некоторых
областей, сел и отдельных персонажей.
Известны сказки о пошехонцах, которые
тащили на крышу корову, чтобы она могла
съесть выросшую там траву; носили из погреба
ложкой кислое молоко, вместо того, чтобы
принести сразу горшок; плыли по реке в
дырявой лодке, а когда в нее стала набираться
вода, чтобы не замочить ног, выпрыгнули
из лодки в реку. Наиболее популярен образ
Иванушки-дурачка, обычно третьего сына
в семье. Он, как говорится в сказке, «набитый
дурак» и совершает нелепые поступки;
едучи с ярмарки с горшками, накрывает
ими пни или верстовые столбы, чтобы тем
не было холодно; галушками кормит свою
тень. К числу популярных сказок о дураках
относятся также сказки, в которых дурак
невпопад говорит, за что его бьют. Очень
широко были распространены сказки и песни
о Фоме и Ереме, которые неумело пахали,
торговали, охотились и ловили рыбу. Своеобразны
сказки о Лутонюшке, который, будучи недоволен
глупостью своих родных, решил отправиться
по свету, поискать, есть ли такие глупые
люди в других местах, и нашел еще более
глупых, которые дерево растягивали, свет
решетом носили, кур доили, с разбегу кафтаны
надевали. Менее широко, но не менее ярко
развиты темы лжи и хитрости. Известны
сказки с названием «Лгала и Полыгала».
Их герои дурачат людей, рассказывая им
небылицы; о петухе, склевавшем половину
месяца и т. п. Наконец, существует серия
сказок, которые принято называть новеллистическими
и которые чаще всего разрабатывают сюжеты
о споре мужа и жены, об испытании верности
жены, о лености жены и глупости мужа, о
спрятанном и наказанном любовнике. Обычно
муж при содействии кума отучает жену
командовать собой. Комизм особенно ярок
в рассказах о старике и старухе, которые
ревнуют друг друга. Широко популярен
сюжет о Николе Дупленском. Муж путем хитроумных
уловок изобличает любовника, избивает
его и наказывает жену. Во многих типах
социально-бытовых сказок важную роль
играет солдат. Его образ весьма оригинален.
Это «бывалый» солдат, который умеет и
мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить,
когда надо. Образ его важен тем, что солдат
часто как бы выносит приговор в спорах,
дает оценку поведению людей, обличает
пороки, потешается над суевериями («Суп
из топора»). Солдат способен обмануть
чертей, барина и глупую старуху. Оригинальна
сказка о том, как солдат продал барину
шинель, расхвалив ее за то, что ее можно
под себя подстелить, «в голова положить»
и укрыться ею. Когда барин пожаловался
командиру, тот наградил солдата за то,
что ловко показал, как это надо делать.
Сказка заканчивается моралью: «Вот как
поработаешь да долго не спишь, так и на
камне заснешь; а кто ничего не делает,
тот и на перине не уснет». Социально-бытовые
сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны,
иногда кончаются присказкой. В. Г. Белинский
говорил, что в них видны «быт народа, его
домашняя жизнь, его нравственные понятия,
и этот лукавый русский ум, столь наклонный
к иронии, столь простодушный в своем лукавстве»
(Белинский В, Г. Поли, собр. соч. в 13-ти т.
М., 1954, т. 5, с. 668). Все в них сосредоточено
на действии и особенностях повествования,
которые раскрывают образы героев; но
в этом типе сказок есть и особые средства
краткого выражения душевных состояний
персонажей в отдельные моменты, что передается
в прямом определении, в действии и а. речи
героев. Это оживляет их образы, которые
представляют собой «готовые», т. е. неизменяющиеся,
характеры.