Анализ рассказа В.М.Шукшина «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 17:30, реферат

Краткое описание

Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974)советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист. Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Рассказ «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту» написан в 1973 году.

Файлы: 1 файл

Анализ рассказа В.docx

— 17.62 Кб (Скачать)

Анализ рассказа В.М.Шукшина «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту»

Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974)советский кинорежиссёр, актёр, писатель,  сценарист. Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Рассказ «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту» написан в 1973 году.

На первый взгляд, это рассказ о том, как люди, оказавшиеся в одной больничной палате, разгадывают загадку про то, каким образом можно переплавить через реку на другой берег волка, козу и капусту, при условии, что в лодку влезает, только мужик и еще два персонажа загадки. Также волка нельзя оставлять наедине с козой, а козу наедине с капустой. Но идеей здесь является то, что в одной палате оказались люди с совершенно разными характерами. Один из них взрывной, агрессивный, нетерпеливый, желающий, чтобы все жили по его принципам, любит чувствовать себя выше остальных. Другой – спокойный, рационально мыслящий, терпеливый и загадочный. А третий – обычный, не наделенный огромным интеллектом, в нем нет загадки. Но всех этих людей объединяет то, что они прошли через войну, знают, что такое сражения, ранения не понаслышке.

Доминирующими уровнями организации произведения, на мой взгляд, являются субъектный  и персонажный.

Повествование ведется от первого лица. Это  усиливает иллюзию достоверности рассказа. Центральными персонажами являются «три бледно-зеленые больничные пижамы». Это Лобастый, Носатый и Курносый.

Лобастый. Имя ему дано, возможно, за его внешний облик, но мне кажется, что причиной такого именования стал интеллект. Имеет следующую характеристику: «Терпеливый», «медленно (он как-то умеет - медленно, то есть не кому-нибудь, себе) смеется», «загадочный», «упорно думает», «спокойно, верно, обдуманно», имеет нечеловеческое терпение, выносливость. Он «отломал две войны – Финскую и Отечественную». Имеет следующие портретные характеристики: «Серые, глубокие глаза Лобастого тихо сияют», «Долго, терпеливо, осторожно мнет в толстых пальцах каменную "памирину", смотрит на нее». Повествователь сидит с ним лишь для того, чтобы просто помолчать, поучиться у него спокойствию, его тянет к Лобастому. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у повествователя положительное отношение к нему.

Носатый. Имя ему дано, вероятно, из-за внешнего вида. Также автор называет нам его фамилию. Между прочим, этот герой единственный, кто имеет фамилию в рассказе. Я думаю, что это можно объяснить тем, что Шукшин хотел подчеркнуть его агрессивный, взрывной, суровый характер. Повествователь дает ему такую характеристику: «Не загадка, но тоже…ничего себе человечек. Все знает. Решительно все. Везде и всем дает пояснения». Также повествователь, вспоминая случай, когда он приписал к надписи Носатого «Суворов» слова: «Не Александр Васильевич», дает ему еще одну характеристику: «Дурак он. Дурак и злой». Из этого можно сделать вывод, что у повествователя негативная оценка к этому персонажу. 
Портрет повествователь ему дает такой: «с губами, похожими на два прокуренных крестьянских пальца, сложенных вместе»

Ну и третья бледно-зеленая больничная пижама – Курносый. Имя также дано, видимо, за внешний облик. Он вспоминает всегда сражения и обожает телевизор: «Смотрит приоткрыв рот, с азартом, с упорной непосредственностью». Повествователь говорит про него, что: «С ним говорить, что колено брить – зачем?». Из этого можно сделать вывод, что у повествователя сложилось к нему нейтральное, пассивное отношение.

Пространственно-временной уровень организации произведения

Действие происходит в больничной палате, вероятно, что в послевоенные годы, так как герои часто вспоминают про сражения.

Сюжет и его организация

Экспозиция – название, также описывается то, что три бледно-зеленые больничные пижамы собрались решать вопрос.

Завязка – «Носатый прет на Лобастого».

Кульминация – «Носатый орет, взывает», Лобастый начинает разгадывать загадку.

Развязка – Курносый догадался и понял решение. Загадка разгадана.

Постпозиция (эпилог) – « Лобастый долго, терпеливо, осторожно мнет в толстых пальцах каменную "памирину", смотрит на нее... И я вдруг ужасаюсь его нечеловеческому терпению, выносливости. И понимаю, что это - не им одним нажито, такими были его отец, дед... Это -- вековое.  
     Лобастый по привычке едва заметным движением тронул куртку, убедился, что спички в кармане, встал, пошел в курилку. Я - за ним. Посидеть с ним, помолчать».

Иные характеристики сюжета

По доминирующему родовому плану – эпический;

По способу освоения внутреннего мира произведения – центростремительный (интенсивный);

По виду связей между событиями – концентрический;

По виду действия – психологический;

По виду нравственно-философского итога – телеологический (целенаправленный).

 


Информация о работе Анализ рассказа В.М.Шукшина «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту»