Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:44, статья
Французский писатель. Автор многочисленных исторических авантюрных романов. Наиболее известны: "Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя "(1845), "Виконт де Бражелон "(1848-1850), "Королева Марго " (1845), "Граф Монте'-Кристо"( 1845-1846).
Мелани - натура
страстная, безумно ревнивая, романтичная
- мечтала стать музой-вдохновительницей
молодого таланта. Она поняла, что Дюма
ждет великое будущее, и поощряла его стремление
всерьез отдаться театру и поэзии. Мелани
была очень талантливой женщиной и сама
писала стихи, которые ее возлюбленный
печатал в издаваемом им журнале "Психея".
Роман Мелани
и Александра был бурным, грозовым и пылким;
Мелани терзала ревность, потому что ее
кумир не пропускал ни одной хорошенькой
актрисы, которые оказались не способны
"сопротивляться такой огромной любви".
Одной из них была величайшая трагическая
актриса Мари Дорваль, другой - актриса
Белль Крельсамер. Последняя родила ему
дочь.
Мечтала о
ребенке от Александра и Мелани.
У замужней женщины и вольнолюбивого Александра
это стремление обзавестись совместным
младенцем носило кодовое название "вырастить
герань". Но случилась беда: герань сломалась.
В 1830 году у нее случился выкидыш.
Несчастная
женщина слегла от потрясения. Дюма
успокаивал подругу: "Не терзайся из-за
сломанной герани... Наши бурные объяснения
привели к этому преступлению
- потому что это было преступление".
В начале 1831
года произошел мучительный разрыв.
Мелани угрожала покончить жизнь самоубийством
(тогда и появилось завещание), писала
своему любовнику умоляющие письма ("О,
как ты жесток! Какой позор моя любовь
к тебе и как я презираю себя!", "И
вдали от тебя я думаю только о тебе"),
однако Дюма остался непреклонным.
Писатель
обессмертил Мелани Вальдор в своей
самой прославленной драме "Антони",
премьера которой состоялась 3 мая 1831 года.
Автор пригласил на премьеру отвергнутую
им возлюбленную. Герой драмы "Антони"
в финале убивает замужнюю Адель, которую
любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую
фразу французского театра XIX века: "Она
не уступала мне, я убил ее!"
Дюма признавался,
что перенес на сцену свой бурный
роман с Мелани. "Антони" - это
пятиактная любовная сцена ревности и
ярости. Антони - это я, но без убийства.
Адель - это она..." - писал он.
Безутешная
Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела
светскую и литературную жизнь. Она писала
стихи и романы, в 1841 году была поставлена
ее пьеса "Школа девушек", где в одном
из героев легко угадывается Дюма. Она
была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась
с Готье, Сент-Бевом и Флобером.
Ярая бонапартистка,
Мелани Вальдор восторженно приветствовала
государственный переворот Наполеона
III, который произошел 2 декабря 1851 года.
Она много писала в газетах под псевдонимом
Синий Чулок; ее панегирики новому режиму
обратили на себя внимание императора,
который назначил ей пенсию 6000 франков.
Мелани Вальдор
ненамного пережила Дюма. Она умерла весной
1871 года. После смерти автора "Антони"
она писала Дюма-сыну: "Я никогда не
забуду твоего отца".
30 марта
1830 года состоялась премьера
Этой восторженной
поклонницей молодого драматурга оказалась
прославленная актриса
Мари Дорваль
(настоящая фамилия Делоне) родилась в
1798 году. Внебрачная дочь бродячих комедиантов,
она в пятнадцать лет вышла замуж за актера
Дорваля, который вскоре умер. Другой актер,
Шарль Потье, привез Мари в Париж и устроил
ее в театр "Порт-Сен-Мартен". Именно
здесь, в 1823 году, юный Дюма впервые увидел
на сцене Мари: она играла в мелодраме
Шарля Нодье "Вампир".
Мари Дорваль
исполняла роль Адели в шедевре Дюма "Антони".
Актриса вознаградила автора за мастерство
в изображении женских характеров и стала
его любовницей в конце 1833 года. Мари в
шутку называла Александра Дюма "мой
добрый пес". "Это была дружеская,
я бы даже сказал, любовная кличка, которую
мне дала Дорваль, - писал он в "Мемуарах".
- "И добрый пес" остался ей предан
до конца".
Связь их продолжалась
недолго. Мари решила не огорчать изменой
влюбленного в нее поэта
20 мая 1849
года умирающая, впавшая в
В 1839 году Александру
Дюма было тридцать семь лет; он уже
десять лет был парижская
Маргарита
Жозефина Ферран (по сцене - Ида Феррье)
родилась в Нанси 31 мая 1811 года. Когда ей
было семнадцать лет, отец умер, оставив
семью в тяжелом положении. Девушка, получившая
хорошее образование и усвоившая азы драматического
искусства в маленьком театре при пансионе
в Страсбурге, решила "завоевать Париж",
куда и переехала к своему брату, который
контролировал маленькие театрики в столичных
пригородах. Под псевдонимом Ида она дебютировала
в театре Бельвиля, получая 50 франков в
месяц. Ида быстро нашла себе богатого
покровителя Жака Доманжа, который именовал
себя ее опекуном; он снял ей квартиру
в Париже и устроил в театр "Нувоте".
Впервые Дюма
увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса
репетировала в его пьесе "Тереза".
Тогда Ида была пухленькой блондинкой
с ослепительно белой кожей и голубыми
глазами. Только к сорока годам она, по
словам одной мемуаристки, "стала толстой,
как гиппопотам". 6 февраля 1832 года с
большим успехом прошла премьера; Ида,
бросившись в объятия Дюма, воскликнула:
"Я просто не знаю, как вас благодарить!"
Прославленный драматург - у него тогда
была связь с актрисой Бель Крельсанер,
которая родила ему дочь Марию-Александрину,
- не отказался вкусить прелестей дебютантки.
Несколько
лет Ида потратила на то, чтобы завоевать
своего ветреного любовника. В 1836 году
она окончательно поселилась у Дюма. Ида
очень любила дочь Дюма, но терпеть не
могла Дюма-сына.
Мемуаристы
рисовали малопривлекательный портрет
единственной законной жены Дюма. "На
земле Ида любила только себя и больше
никого", - писала графиня Даш. Ида - женщина
страстная, но расчетливая - была особой
капризной и ревнивой. Она беспрестанно
устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась
она главным образом своими туалетами
и посвящала все время заботе о собственной
красоте. Актерский ее талант был невелик,
и в 1839 году она оставила сцену.
Мадам Дюма
недолго была верна своему знаменитому
супругу. В 1841 году она встретила
знатного сицилийского вельможу, князя
Виллафранка, и стала его любовницей. В
октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье
расстались. Умерла Ида Феррье сорока
восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой
в могилу, говоря словами князя, "половину
его души". Но Александр Дюма навсегда
вычеркнул ее из своего сердца.
Незабываемой
для Дюма стала встреча с итальянской
актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни
так устал от ее сексуального аппетита,
что заставлял ее носить обвязанное вокруг
талии мокрое холодное полотенце, чтобы
хоть как-то охладить жар любовный. Дюма
же не испугался страстной актрисы, и полотенце
ей завязывать больше не приходилось.
Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из
дому: она, связавшись с учителем музыки,
тем не менее ревновала его к другим женщинам.
Дюма объехал
Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье,
которую он называл "мой адмирал".
Днем она одевалась и выдавала себя за
мальчика. Впрочем, об этом маскараде все
знали. Вскоре "мальчик" оказался
беременным. У "адмирала" в положенный
срок родилась дочь Микаэлла, которую
Дюма нежно любил. К большому огорчению,
Эмилия не позволила Дюма официально объявить
о своем отцовстве.
Затем Дюма
развлекался со знаменитой танцовщицей
Лолой Монтес, чьи выступления шокировали
женщин и восхищали мужчин. Лола добавила
Дюма к длинной череде своих знаменитых
любовников, проведя с ним лишь две ночи.
Сделала она это, впрочем, с необыкновенным
изяществом.
Летом 1866 года
весь Лондон сходил с ума от американской
актрисы-наездницы Ады Менкен, которая
играла в цирковой драме "Мазепа",
созданной по мотивам поэмы Байрона. Затянутая
в трико телесного цвета, Ада, привязанная
к лошади, галопом проносилась по арене:
это тогда именовалось "эротико-конными
трюками".
Из Лондона
она приехала в Париж и покорила
французскую столицу, играя те же
трюки в пьесе "Пираты саванны".
Когда Дюма пришел в артистическую
выразить восхищение отважной актрисе.
Ада Менкен бросилась на шею к старому
писателю. Дюма ввел ее в мир литературной
и светской богемы Парижа, обещал написать
ей пьесу по роману Вальтера Скотта "Монастырь",
возил на ужины в Буживаль. И стареющая
знаменитость Александр Дюма согласился
сфотографироваться с Адой Менкен в весьма
фривольной позе. Эти снимки сделал фотограф
Лебьер, которому Дюма был должен. Предприимчивый
мастер художественной фотографии, стремясь
вернуть свои деньги, пустил в продажу
эти открытки, которые были выставлены
во всех парижских витринах. Это фото привело
в восторг юного Поля Верлена, который
написал стихотворение, где есть такие
строчки: "Дядя Том с мисс Адой - зрелище,
о котором можно лишь мечтать".
Но дочь
Дюма, Мария, была другого мнения: она
делала все возможное, чтобы изъять
открытки из продажи. Александр Дюма
судился с Лебьером, и наконец 24 мая
1867 года фотографии из продажи исчезли.
Со своей
стороны Дюма-сын заклинал отца не
афишировать скандальную связь
с эксцентричной американкой, которая
уже успела четырежды побывать замужем.
Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868
года он снова встречался в Гавре с Адой,
которая возвращалась из гастролей в Англии.
Судьба Ады
Менкен оказалась трагичной. Она внезапно
заболела и 10 августа 1868 года умерла от
острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез
ее провожали горничная, несколько актеров
и... любимая лошадь.
В сохранившемся
письме Дюма к Аде Менкен автор "Графа
де Монте-Кристо" писал: "Если верно,
что у меня есть талант - то верно, что у
меня есть любовь, и они - принадлежат тебе".
В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. "Мне делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед смертью своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И вот, я сохранил их... Смотри!" Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.