Золотой век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс формирования русского литературного языка и национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного о

Оглавление

Введение …………………………………………………………………... 3
Литература ……………………………………………………………..…. 4
Театр ……………………………………………………………………... 18
Живопись ……………………………………………………………….. 22
Архитектура …………………………………………………………...… 25
Музыка …………………………………………………………………... 27
Заключение …………………………………………………………...…. 30
Список литературы ………………………………………………...…… 31

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

6. Музыка

     Традиции  русской музыкальной культуры сложились  к концу XVIII века. Композиторы А.А, Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Витов (1800-1875) в первой половине XIX века создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующаяся и поныне большой популярностью. Основоположником русской классической музыке был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитии музыкальной культуре Глинка занимает место равное Пушкину в литературе. Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народные музыкальные драмы и оперы, сказки эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа.

     Творчество  Глинки — великолепное начало классического  периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

     Глинка  ярко проявил себя и в области  камерной лирики. Его романсам присущи  типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к художественному совершенству формы Глинка сближается с Пушкиным. Поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский). В русское музыкальное искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.

     Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1812-1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму-оперу «Русалка», в которой образ мельника отравил сочувствие к «маленькому» человеку.

     Новаторские искания Даргомыжского находят  свое наибольшее выражение в его  последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы — ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму. Русская опера не пошла по пути «Каменного гостя». Однако новаторские принципы Даргомыжского сыграли важную роль, обогатив оперную музыку новыми средствами гибкого, выразительного речитатива.

     Таким образом, в русской музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры, и передовые и художественные образы огромного звучания влились в мировую культуру.

     Девятнадцатый век — блестящая пора в  истории русской музыки.

     Под воздействием событий Отечественной  войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева—автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова, И.А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.

     В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей — М.А. Балакирева, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов — создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А.Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.

     Идейно-художественные принципы глинкинской школы находят плодотворное развитие в творчестве великих композиторов нового поколения: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х годах, ознаменовала высший подъем русской музыки, кульминацию ее исторического пути уже в следующий период.

 

7. Заключение

     Ни  один из предшествующих периодов русской  истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая приобрела всемирное значение. В развитии культуры XIX века выделяют два этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 года. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценна лишь в столицах, а в провинции и окраинах находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX века. Это время развития капитализма, потребовавшее решение теоретических и практических задач образования и науки. Особое место в конце XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм. Она отличилась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, вниманием к нелегкой судьбе «маленького человека», что было созвучно настроениями частного российского общества. Поэтому произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

 

8. Список литературы

  1. Березовая Л.Г., Берлекова Н.П. История русской культуры 1, 2 части. – 2002.
  2. Георгиева Т.С. История русской культуры. – 1998.
  3. Учебник по культурологии (под редакцией Марковой А.Н.) – 1998.

Информация о работе Золотой век русской культуры