Значение культуры Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:37, доклад

Краткое описание

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

Оглавление

Религия
Значение для архитектуры
Значение для скульптуры
Значение для живописи
Значение для литературы
Влияние культуры Древнего Египта
Др. Греция
Месопотамия
Нубия
Др. Рим
3. Значение египетской культуры на современность

Файлы: 1 файл

Доклад Значение культуры Древнего Египта.docx

— 49.89 Кб (Скачать)

Министерство образования российской федерации

федеральное агентство по образованию и науке

 

 

 

 

 

 

                               Доклад на тему:

         «Значение культуры Древнего Египта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнил:

 

 

 

 

2013 
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Религия
    1. Значение для архитектуры
    2. Значение для скульптуры
    3. Значение для живописи
    4. Значение для литературы
  2. Влияние культуры Древнего Египта
    1. Др. Греция
    2. Месопотамия
    3. Нубия
    4. Др. Рим

      3. Значение египетской культуры  на современность 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Религия

1.1Значение  для архитектуры

     Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и

заупокойный культ.

      В архитектуре Древнего Египта  изображались божества, которым  поклонялись египтяне.

     Архитектура Древнего Египта тесным образом связана с заупокойным   культом.

      Многие из традиций храмового зодчества отразились в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа.

      Погребения I—II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса, ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб, самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа.1

      Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

      В погребальных ансамблях V—VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

     К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

      Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса.

1.2 Значение для скульптуры

      Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц. Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.

      Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.   

Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

     Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды.

1.3Значение для живописи

      Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

      Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

      Существенной композиционной характеристикой гробничных изображений была их линейность. Все подчинялось вертикальным столбцам, в которых мастера писали тексты – летописи и «исповеди», могущие понадобиться покойнику на суде Осириса. Сюжетные сценки имели второстепенное по сравнению с текстами значение, иллюстрируя их.

1.4Значение  для литературы

      Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

      Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире.         Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

     В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

      Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.

      Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

      В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Влияние  культуры Древнего Египта

2.1Древняя  Греция

      Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством.

     Минойская цивилизация является частью Эгейской цивилизации греческой истории. Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом.

      В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами.

     Многие достижения древнеегипетской культуры, посредством греко-римской культуры, вошли в арсенал европейской культуры.

      В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и роскошью величественных египетских храмов. Архаические статуи греческого бога Аполлона чрезвычайно близко напоминают египетские статуи, в частности саисского периода, по фронтальной композиции тела и по типичному для этой эпохи изображению улыбки. Греческая вазопись сохранила египетские сюжеты и мотивы. Греческие наёмники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией. Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвящённые греческим богам. Греческие художники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе. Художественный реализм в искусстве получает свою завершённую форму в Египте в VI в. до н. э.

 

2.2Месопотамия

      Культура Двуречья, так же как и всей Передней Азии, во все времена перекликалась с другой ведущей культурой, с Египтом; оба великие материка, азиатский и африканский, и культурно-исторически и даже геологически никогда не были оторваны друг от друга, Синайский полуостров в отношении геологических условий является частью Аравийского полуострова.

    Двуречье стали называть Вавилонией. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть.

2.3 Нубия

      Отношения между Египтом и Нубией в основном сводились к торговому обмену.

      Многочисленные развалины египетских храмов, сохранившиеся на территории Нубии, свидетельствуют о том, в какой сильной степени влияние  египетской культуры проникало в Нубию. Поздний мероитский алфавит (Мероэ — позднейшее Нубийское царство, III в. до н. э. — III в. н. э.) возник на основе египетской демотической письменности.

      Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо.      Нубийцы восприняли многие черты египетской культуры, религии, языка, письменности, архитектуры. Под влиянием Египта в Нубии сложилось классовое общество и предпосылки к объединению племен в одно государство. Нубийская администрация была организована по египетскому образцу.

      Через Нубию египетская культура проникла внутрь африканского континента.

 

2.4 Др. Рим

      Египетское влияние сказалось в странах Средиземноморья, а позже и в странах Римской империи, в состав которой помимо самого Египта вошли Балканы, Италия и ряд других стран Западной и Восточной Европы, на которые распространилась власть Рима. Даже далеко не полный перечень библиографических источников свидетельствует о широте диапазона египетского религиозного влияния в странах древнего мира.

      Основная струя египетского влияния - распространение культа Исиды. Представление об Исиде явилось серьезным вкладом египетской религии в религии стран античного мира.

      От поздних птолемеевских времен и от времени римского господства как в самом Египте, так и вне его сохранились близкие по содержанию и направленности греческие тексты, известные в науке под названием аретологий Исиде - нечто вроде торжественных песнопений, адресованных этой богине, ярко выражающих ее вселенский авторитет и значение, ее милосердие и т. п. Тексты эти свидетельствуют о том, что к тому времени Исида, как великая богиня, уже вышла за рамки египетского божества и стала божеством эллинистического порядка, т. е. универсальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Значение египетской культуры  на современность

     Искусство Древнего Египта манит и будоражит умы даже современных мастеров. Чудесные росписи по ткани, резьба по дереву и кости, мозаика, витражи, золотые и серебряные украшения. Фаянсовые и фарфоровые произведения искусства, изделия из различных видов металла и драгоценных камней – искусство Египта не перестает удивлять людей современности, достигших вершин в науке, технике и, казалось бы, пресыщенных самыми разнообразными видами искусства. Велики и мастеровиты во всем были жители Древнего Египта, и все же, наверное, нет равных им аж до нынешнего времени в шедевральности обработки камня.

Информация о работе Значение культуры Древнего Египта