Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:59, доклад
Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт-Петербурга. Он находится на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Группа АСБ-208
Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт-Петербурга. Он находится на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.
Первый Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней улицы Халтурина и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718—1720 годах В 1719—1721 годах по проекту архитектора Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726—1727 годах.
Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена Ф. Б. Растрелли в 1732—1735 годах.
Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли. В это время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию. Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца. С 1725 по 1730 год проходил обучение в Европе
В 1754—1762 годах Растрелли коренным образом перестроил Зимний дворец и создал новое монументальное здание — четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной отделки.
Дворец
задуман и осуществлен в виде
замкнутого четырехугольника с обширным
внутренним двором. Его фасады обращены
на Неву, в сторону Адмиралтейства
и на площадь, в центре которой
Ф. Б. Растрелли предполагал
Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи.
Сложный
ритм колонн, богатство и разнообразие
форм наличников, обилие лепных деталей,
множество декоративных ваз и
статуй, расположенных над парапетом
и над многочисленными
Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.
Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними — огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый театр.
. Сильный
пожар 17—19 декабря 1837 года уничтожил
дотла всю великолепную
В 1838—1839 годах дворец был восстановлен по проектам и под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова.
Отделка некоторых залов по возможности воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново.
Зимний дворец до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь в 1920-1930-х годах был передан музею. В настоящее время Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с Эрмитажем