Жостовский художественный промысел

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:34, реферат

Краткое описание

Жостовский художественный промысел — это декоративная живопись на металлических подносах. Поднос из нехитрой бытовой вещи превратился в настоящее произведение искусства.
Возникновение промысла относят к началу XIX века, и по сей день продукция "Жостовской фабрики декоративной росписи" пользуется спросом. В первой части реферата изложены основные вехи почти двухвековой истории промысла.
Искусству Жостово присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль. Особенностям производства подносов и их росписи посвящена вторая часть данной работы.

Файлы: 1 файл

реф Жостово.docx

— 628.06 Кб (Скачать)

Введение.

 

Жостовский художественный промысел — это декоративная живопись на металлических подносах. Поднос из нехитрой бытовой вещи превратился в настоящее произведение искусства.

Возникновение промысла относят  к началу XIX века, и по сей день продукция "Жостовской фабрики декоративной росписи" пользуется спросом. В первой части реферата изложены основные вехи почти двухвековой истории промысла.

Искусству Жостово присущи  своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль. Особенностям производства подносов и их росписи  посвящена вторая часть данной работы.

В приложении представлены подносы разных форм и с разными сюжетами росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История промысла.

 

История жостовского промысла связана с изготовлением расписных лакированных изделий из папье-маше. Мастерские по их изготовлению к началу XIX века возникли в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других.

В 1825 г. художник-миниатюрист  О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических  расписных подносов, основал в  Жостове мастерскую, где создавали  подносы с сюжетной и цветочной  росписью. Однако в вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г."

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические  подносы, украшенные декоративной цветочной  росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.

На мысль о  замене папье-маше более прочным материалом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, ставшего знаменитым центром их производства еще в XVIII веке. Здесь делали большие подносы-картины, написанные по живописным или гравюрным оригиналам.

Подносный промысел Нижнего Тагила оставался ведущим в России до 1870-1880-х годов, когда жостовские изделия составили ему серьезную конкуренцию.

Распространению жостовских подносов способствовало расположение вблизи столицы. Это обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

Поднос как бытовой  предмет существовал издавна, но в XIX веке спрос на него увеличился, чему способствовали рост городов, развитие сети трактиров, гостиниц, питейных заведений, где подносы использовали не только по прямому их назначению, но и как украшение интерьеров. Это позволило жостовцам создать самостоятельный подносный промысел.

Мастера Жостова  не просто заимствовали чужой опыт, а творчески переработали его и создали свой неповторимый стиль. Ковали усовершенствовали и разнообразили «гитарные», круглые, восьмиугольные, прямоугольные формы нижнетагильских подносов, изменив их размеры и пропорции, сделав плавные переходы от плоскости подноса к борту, фигурный рисунок прорезных ручек. Восхищаясь мастерством исполнения петербургских подносов, жостовцы учились на них искусству декоративного натюрморта.

Расширяя выразительные  средства своего искусства, живописцы Жостова придумывали новые способы орнаментальной росписи. Так появился прием «копчения», с помощью которого на поднос наносился вибрирующий узор, напоминающий узор панциря черепахи и получивший название «подчервячок».

В старину никто  не фиксировал имен создателей подносов, мастеров-живописцев. Лишь одно имя дошло до нас из старых мастерских Вишняковых - Осип Якимович Бурбышев (1867-1919), который выполнял заказы практически любой сложности.

В начале XX века Жостово, как и другие промыслы, переживает кризис. Спрос на подносы упал, производство сократилось, мастера уходили в сельское хозяйство. Те, кто остался, в 1912 году организовали Трудовую артель, но она быстро распалась.

В 20-е годы в  связи с подъемом народного хозяйства возродились народные артели в Жостово. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. В 1928 году они объединились в одну - «Металлоподнос ».

20-30-е годы  для живописцев Жостова были сложными. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма привели к попытке изменить традиционное направление жостовской живописи. Однако ведущие художники Жостова понимали чужеродность этих новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

Классиками этого  времени считаются жостовские художники И.С. Леонтьев, П.С. Курзин, A.И. Лезнов, Д.С. Кледов.

В 1940 году в Федоскинской профессионально-технической школе было создано отделение жостовской живописи. Обучение вели два выдающихся   жостовских   живописца   П.И.   Плахов   и B.И. Дюжаев.

Значительная роль в развитии Жостовского промысла принадлежит главному художнику промысла с 1948 по 1961 годы А.П. Гогину.

В 1960-е годы начался  новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Артель «Металлоподнос" была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Её художественная продукция всё больше обретала высокий авторитет и популярность. Это были не только массовые изделия, но и уникальные произведения ведущих мастеров, всё чаще привлекавшие внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

Традиции предыдущих поколений продолжили молодые живописцы, такие как Н.П. Антипов, Н.Н. Гончаров, Е.П. Лапшин, Б.В. Графов, Н.Н. Мажаев, М.П. Савельев, В.В. Ризин.

За свою историю  жостовские подносы из бытового предмета стали самоценными декоративными панно, а ремесло, служившее подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. 

Сегодня декоративная живопись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной  коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль  и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым  многолетним упорным трудом и  творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией  на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического  натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.

При фабрике существует музей, где выставлены уникальные произведения мастеров, и магазин, где можно купить продукцию. 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии производства.

 

К середине 19 в. в Жостове  формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические  особенности росписи. Восприняв некоторые стороны искусства других подносных производств, жостовские мастера развили свои собственные местные традиции.

Родившись в недрах подмосковной лаковой миниатюры, производство подносов в Жостове долгое время сохраняло органическую связь с ней. Вплоть до XX века подносы и лаковые миниатюры изготавливались в одной и той же мастерской, одними и теми же мастерами, использовавшими одни и те же лаки и краски. Из лаковой миниатюры в подносное производство перешли специфические «федоскинские» приемы многослойной живописи, письма лессировками по металлизированным и цветным фонам, инкрустации из перламутра.

Однако подносное производство в Жостове обрело самостоятельный путь в создании декоративных композиций.

Сюжетами росписи  могут быть пейзажи, сценки из народной жизни (гуляния, свадьбы, чаепития). Но основным мотивом росписи стал с 1880 года цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые (розы, пионы, маки, астры) и мелкие полевые (ромашки, незабудки). Они могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.  
 Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпатлевщика, наносившего на поднос грунт, и живописца, исполнявшего роспись.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы  проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого  подносы грунтуют, шлифуют и несколько  раз покрывают масляным лаком  обычно черного цвета с просушкой  каждого слоя в печи. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.

Пишут жостовские художники  масляными красками, мягкими беличьими  кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными  мазками.

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или  по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений  жостовских мастеров.

Многослойная роспись выполняется  в несколько этапов, каждый из которых  сопровождается длительной просушкой.  
 Этап № 1 "Замалёвка" 
Начало и основа композиции будущего узора.

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит общие  силуэты цветов и листьев, расположение основных цветовых пятен. "Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Этап № 2 "Тенёжка" 
Наложение теней.

На просохший замалёвок полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Этот прием погружает букет в глубину тона, у цветов появляется объём.

Этап № 3 "Прокладка" 
Плотное корпусное письмо.

Один из самых ответственных  этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Этап № 4 "Бликовка" 
Наложение бликов.

Выявляются свет и объём, завершается лепка форм. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Этап №5 «Чертёжка»  

Размещение деталей.

Этот прием быстро и  легко очерчивает лепестки и листья. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, семена в центре чашечек цветов.

Этап № 6 "Привязка" 
Оформление в единую композицию.

Завершающее письмо, готовый букет как бы вживается в фон изделия. Тонкие стебельки, травинки и усики объединяют букет и связывают его с фоном.

Этап № 7 "Орнамент" 
Украшение борта подноса.

Орнамент состоит из геометрических или растительных узоров. Уборка может  быть скромной, а может соперничать  с роскошными старинными рамами для  картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

После завершения росписи  поднос покрывается несколькими  слоями масляного лака с просушкой  и полировкой. Последняя операция, наводка зеркального блеска, выполняется  ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. 

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные и др.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.



 


Информация о работе Жостовский художественный промысел