Живопись, театр, архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:30, реферат

Краткое описание

Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.
Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

Оглавление

Введение.
1. Живопись.
2. Театр и музыка
3. Архитектура
Заключение.
Библиографический список

Файлы: 1 файл

147-11-11 культурология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     С нарастанием рационалистических тенденций  в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма - стиля, который оформится в 20-е годы.

     Торговый  дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать предконструктивистскими.

     В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева(дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894--96; Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899 - 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В. Щусев (1873-- 1949) - здание Казанского вокзала в Москве (1913-1924), В.М. Васнецов - здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901-1906) и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль - неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, 1911-1913, архитектор И. А. Фомин).

     По  целостности подхода и ансамблиевому  решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн - один из наиболее последовательных стилей. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Творцы  искусства, которых сегодня относят к «серебряному веку», незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

     На  первый взгляд художественная культура «серебряного века» полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, «мирискусничество» и «Новая школа церковного пения»... Контрастных, порой взаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства «серебряного века» не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.

     Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной - необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств, для других - воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список:

1. Асафьев Б. Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966.

2. Балакина Т. И. История русской культуры, - Москва, «Аз», 1996.

3. Банникова Н.В. Серебряный век русской поэзии, - М.:Просвещение, 1993.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

5. Жолковский  А.Н. «Блуждающие сны. Из истории  русского модернизма», - Москва, «Сов. Писатель», 1992.

6. Рапацкая Л.А. Художественная культура России,- Москва, «Владос», 1998.

Информация о работе Живопись, театр, архитектура