Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 12:41, контрольная работа
В мировой культуре 18 век ознаменовался Эпохой Просвещения, которая оставила свой глубокий отпечаток в истории.
Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
кафедра культурологии и религиоведения
______________________________
фамилия, имя отчество студента
Институт __________ курс ____________ группа _______________
(код и наименование
направления подготовки/
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине ___________________
На тему ____________________________
Работа допущена к защите
(подпись руководителя) (
Признать, что работа
выполнена и защищена с оценкой
Руководитель ________________ ____________________
(должность)
.
(дата)
Архангельск 2014
В мировой культуре 18 век ознаменовался Эпохой Просвещения, которая оставила свой глубокий отпечаток в истории.
Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. В эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развивающийся в западноевропейской мысли еще в средние века.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума – второй характерный признак эпохи.
Третий характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм. Просвещение включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои.
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.
Впервые просветительство было принесено в Россию великим реформатором Петром 1. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Петр 1 и его сподвижники за короткий исторический отрезок времени преобразовали Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, победили шведов, получили выход к морю и направили нашу страну по пути европейского развития.
Петровская реформа всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуре Западу ускорили ее собственное развитие.
Реформы Петра 1, коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.
Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов, необходимых для построения нового государства. В 1714 году был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить, была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться.
В 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». В 1703 г. вышла знаменитая « Леонтия Магницкого». М.В. Ломоносов назвал ее в числе книг, ставших для него «вратами учености».
Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I).
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.
В 1725 г. в Петербурге
была открыта Академия наук, ставшая
крупным научным центром. Для
работы в Академии были
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини. Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).
В церковной архитектуре наступил период, получивший название «московское барокко». Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые, торжественные. Башнеобразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.
Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений – палат, дворцов.
Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Выдающимися портретистами того времени были Иван Никитич Никитин (1690 - 1742), который неоднократно писал портреты Петра I, и Андрей Матвеев (1701-1739).
В это время значительно развивается жанр гравюры, близкий к повседневности и имеющий широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома.
В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.
Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии.
Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве на Красной Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали пьесы иноземных авторов. Позднее возник театр, где ставились спектакли на современные темы, прославлялись победы российского оружия в Северной войне.
Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.
Литература 18 века была очень разнообразна. Это обусловлено тем, что иностранная культура внедрялась и в дворянскую культуру и в народную.
В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаически-славянского язычества. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата.
Читали крестьяне и традиционную для них литературу – учительные произведения, «жития», сборники духовных стихов, наговоров, лечебники.
Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. Заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного характера. Это были и научные книги, и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения.
Лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенного его верхушка говорили на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.
Виднейшим представителем отечественной культуры того времени был Ф. Прокопович.
Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского. Неодновременным был процесс становления этого стиля в культуре России. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе. Русский классицизм, подчиняясь общим закономерностям стиля, имеет свои особенности.
Русский классицизм
начал оформляться в период
наступившей реакции после
Главное в идеологи классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. “Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судьи судят, ученые взращивают науки", - писал А.П. Сумароков. Русский классицизм воспринял от Просвещения идею просвещенного абсолютизма. Государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх, стоящий выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующих от каждого из них честной службы на благо всего общества. Петр I являлся для классицистов примером такой личности.
В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Защите "учения", пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово "просвещённый" означало не просто образованного человека, но человека - гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество" же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.
Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе имела место защита принципа веротерпимости, иногда атеизма, то русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.
Информация о работе Зарождение культурологической мысли в России 18 века