Западничество и славянофильство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

К чему приводит этот порочный круг проблем лидерства, очевидно: организация, общество, народ или всемирное движение постепенно сходят со сцены, что является результатом уменьшения числа эффективно работающих лидеров и их последователей, нужных для реализации миссии этих структур.

Оглавление

Необходимость революционного подхода к проблеме лидерства
Глава первая. Роль нового лидера
Глава вторая. Качества эффективного лидерства
Глава третья. Цена эффективного лидерства
Глава четвертая. Формула революционизирующего лидерства
Глава пятая. От раздоров — к единству
Глава шестая. Эффективный лидер как усердный служитель
Глава седьмая. Учиться руководить с любовью
Глава восьмая. Создание сильной команды
Глава девятая. Искусство мотивации
Глава десятая. Привлекать и возглавлять добровольцев
Глава одиннадцатая. Превращать последователей в лидеров

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.14 Кб (Скачать)

Между тем, вопреки широко распространенным предрассудкам, родоначальники «западничества»  были ничуть не меньшими патриотами, чем  «славянофилы» («русофилы»). Просто они  были «другого рода» патриотами.

Беда состоит в том, что зачастую «идентификация» современной России через прошлое осуществляется в  теоретически неосмысленных, а практически  — бесплодных (если не прямо вредных  для духовного здоровья народа) формах разного рода исторического романтизма, являющегося — в данном случае — типом игнорирующего реальность реставрационного идеологического сознания1.

Представители одной из таких форм ставят и решают ныне проблему русского национального самосознания весьма своеобразно; призывая к «духовному возрождению Великой России», они  занимаются изничтожением «западнического», демократического идейного наследия, то есть в сущности — выбрасыванием на свалку значительного пласта отечественной интеллектуальной культуры XIX века. Отождествляя русскую культуру с православием, а российскую историю с историей .государственности, «державности», ряд авторов, например, «Нашего современника» и некоторых других родственных ему изданий выводят все «западничество» за пределы русской культуры и философии.

В деятельности и творчестве «западников» усматривается «всеобщее очернительство» Родины, «помои и отбросы разнузданной анти-культуры», либо «зелье», приправленное «тонким ядом» западной мистики и антиправославия2.

Такое направление «национал-патриотизма» порой выступает в современной журналистике с крайне агрессивных позиций. Еще шаг — и за границами русской культуры окажется М. Лермонтов, назвавший Россию «страной рабов, страной господ», где «народ вполне послушен голубым мундирам»; вместе с ним рискует оказаться и А. Пушкин, сказавший однажды: «Чёрт догадал меня родиться в России с душою и талантом»; ну и, само собой, Л. Толстой, как известно, на дух не переносивший православной церкви, прислуживавшей самодержавию...

 

 

3.Отношения между  славянофилами и западниками

Славянофилы и западники – все были выходцами из одной компании. Примерно одинаковый возраст, один и тот же социальный круг. Кстати, и славянофилы, и западники — это преимущественно московское явление, большинство из них жило в Москве, было тесно связано с Московским императорским университетом: почти все они там учились, многие преподавали. То есть изначально это была одна компания.

А потом они разошлись. И поскольку большинство из них были людьми глубоко идейными, честными, открытыми и возвышенными натурами, то свои идейные расхождения они восприняли предельно серьезно, это для них была страшная драма, они глубоко переживали свой разрыв. И в какой-то момент они расстались, и перестали жать даже руку руг другу.

В разных источниках описываются душераздирающие сцены, как, случайно встречаясь, они бросались друг другу на грудь, плакали, но после этого говорили, что всё между ними кончено и что впредь они общаться не будут. Между прочим, точно такие же расставания случались и в среде западников, которая, как мы помним, была очень разнородной.

Характерный пример. В 1860-х годах, уже  после польского восстания, Юрий Федорович Самарин приехал в  Лондон, где жил в эмиграции  Герцен. Общаться с ним было весьма опасно, но Самарин послал ему письмо — давайте встретимся. И вот  они встречаются в гостинице, обнимаются, плачут — и часами спорят. Ни к какой единой точке зрения не приходят: Самарин считает, что  Герцен своими действиями разжигает  гражданскую войну в России, а  Герцен уверен, что Самарин, участвуя в восстановлении административного  управления в Польше, предает идеалы свободы. Н между ними такая глубочайшая  привязанность и уважение!

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славянофилы и западники жили и мыслили полтора века назад, но очень многие их идеи и прозрения продолжают оставаться актуальными. Мы вот постоянно спорим, как обустраивать Россию, — и зачастую изобретаем очередной велосипед. Огромные надежды лет 15-20 назад россияне возлагали на западные политические механизмы: на демократию, многопартийность, парламентаризм. И не понимали, что просто вот так взять и пересадить их на нашу почву их нельзя — не приживутся. А еще полтора века назад Самарин говорил своим оппонентам: «Не торопитесь с введением конституции, русский народ не достиг еще того уровня социально-политического развития, когда он действительно может избирать. Если вы сейчас это сделаете, то всё разрушите, потому что власть в выборных органах захватят какие-то определенные круги, к примеру, дворянство, недовольное реформой 1861 года, или быстро разбогатевшее (а потому малоответственное) купечество, и так далее». История подтвердила его правоту. И вот исчезло на нашей земле и парламентаризм, и партийное развитие, и прочее. Многие предупреждения славянофилов пережили свое время, они остаются актуальными и сейчас. Надо только их всерьез прочитать и понять.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Герцен А. И. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 г., Т. 2, стр.24.

2. Философский энциклопедический  словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 814 с.

3. Замалеев А.Ф. Курс истории  русской философии. Учебное пособие  для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995 - 191 с.

4. Володин А. Проблема «Западничества».  Как она видится нам сегодня?// Свободная мысль, № 7-8, 1994 г.

5. Соловьев В. Западники, западничество // «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23). СПб., 1894, стр. 244.

6. Володин А. «Бедная русская мысль» // Свободная мысль, 1992. - № 5.

7. Михайловский Н.К. Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб., 1888, стр. 159.

  1. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989, стр. 289.
  2. Элбакян Е.С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр № 1997, стр. 120-130.

 

1 Володин А. Проблема «Западничества». Как она видится нам сегодня?// Свободная мысль, № 7-8, 1994 г.

2 Володин А. «Бедная русская мысль» // Свободная мысль, 1992. - № 5.

 


Информация о работе Западничество и славянофильство