Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:21, реферат
Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры.
1.Введение.
2.Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3.Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4.Традиции Востока и Запада.
5.Сойдутся ли Запад и Восток
6.Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7.Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8.Специфика России.
9. Заключение.
10.Используемая литература.
Вторая половина
XIX — XX в. характеризуются по-разному. Но
совершенно очевидно, что за эти полтора
столетия ситуация в культуре и общественных
сферах западной техногенной цивилизации
— несмотря на постоянный поток обновлений
и ряд социальных и национально-государственных
катаклизмов — стабилизируется. В том
числе и в отношении все более широкого
охвата ценностными ориентациями западной
цивилизации неевропейских культур. В
итоге современная западная культура
оценивается то в русле шпенглеровской
мифологемы «Заката Европы», то в оптимистических
и одновременно явно евроцентристских
тонах.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в
отличие от Европы, на Востоке сосуществовало
множество религий,' и даже ислам,
непримиримый в отношении западного
христианства, довольно спокойно уживался
с традиционными восточными верованиями.
Таким образом, какие бы потрясения не
происходили, основы цивилизации оставались
незыблемыми.
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное
нарушение традиций (даже самых незначительных)
воспринималось как сущий кошмар. Так,
великий китайский философ Конфуций повествует
об одном сановнике, устраивавшем "в
храме танцы, в которых танцоры выстраивались
в восемь рядов". Поскольку в древности
такие праздники мог давать только император,
Конфуций с возмущением заявляет: "Если
это можно вынести, то, что же тогда нельзя
выносить?!". Он же создал целую теорию
(до сих пор имеющую на Востоке огромное
влияние) о том, что общество должно жить
по раз и навсегда установленному ритуалу
поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность
без ритуала приводит к суете. Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал
властвует не только в человеческом обществе,
но и в природе. Ему подчинены смена времен
года, расцвет и увядание. Свою теорию
Конфуций также воспринимал не чем-то
новым, а лишь возрождением учений прежних
веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью
и верой отношусь к древности".
5.
Сойдутся ли Восток
и Запад
НА
будущее отношений европейской
и исламской цивилизаций можно,
Встают,однако,вопрос,не
приведет ли все это в конечном
счете к вестернизации
Вместе
с тем межцивилизационное взаимодействие
может быть успешным лишь в том случае,
если оно происходит естественным путем.
Любые попытки навязать свои представления,
свое духовное господство,”подавить”
другую цивилизацию способны привести
лишь к усилению ксенофобии,формированнию
в общественном сознании по отношению
к представителям иной образа “чужого”,даже
образа “врага”.Россия, в отличии других
европейских стран, непосредственно соприкасающаяся
с мусульманским миром, более того, вобравшая
в себя часть исламского Востока, способна
сыграть важную роль в деле налаживания
взаимопонимания европейской и мусульманской
цивилизаций. В силу своего географического
положения, а также особенностей исторического
развития, Россия, как представляется,
призвана стать звеном, связывающим различные
культурные ареалы-западноевропейский,
исламский,индийский,
6.Особенности
западной и восточной
культур.Россия в
диалоге культур
Философско-исторические исследования всегда имеют определённую практическую ориентациюПостигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особоважное, актуальное для нас значение преобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур цивилизаций, а тагже место России в этом диалоге. Эта проблема довольно часто поднималась и прежде в работах философов и социологов. Сейчас она стала обсуждаться не только в специализированной литературе, статьях, но ив еженедельных и ежедневных журнальных и газетных материалах, в политических дисскуссиях и т. Д. В 1992 г. Журнал ”Вопросы философии” провел ”круглый стол” на тему “Россия и Запад: взаимодействие культур” , на котором выступили с изложением своих позиций ведущие отечественные ученые: философы , историки , филологи , страноведы и т.д. Используя материалы той дискуссии ,а тагже значительный предшествующии ей материал отечественной и мировой мысли , я попробую ответить на поставленные вопросы. Запад и Восток в данно контексте рассматривается не как географическое , а как геосоциокультурное понятие. Один из участников “круглого стола” В. С. Степин отмечал ,что под термином Запад он понимает особый тип цивилизационного и культурного развития , который сформировался в Европе примерно в хv веке. Цивилизация этого типа можно было назвать технргенной. Её характерные черты- это быстрое изменение техники и технологий, благодоря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные , а затем научно-технические революции меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды , в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь , это сопроваждается возрастающей динамикой социальных связей , их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного- двух поколенний происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.
Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предьистории были следующие : опыт демократии античного полиса , становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки , а затем сформировавшаяся в эпоху европейского средневоковья христианская традиция с ее представленнием о человеческой индивидуальности , концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного, по образу и подобию Бога. И поэтому способному к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения было одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировозренчиских установок , определивших последуещее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки и техники , а тагже убеждение в принципиальной возможности рациональности организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отожествляется с эпохой становления и развития капитолизма и становления гражданского общества и правового господства. В технологическом плане- с индустриальным и постиндустриалбным обществом.
Философы и социологи рассматривают мировозренческий , социальный и технологический аспекты культуры , как единое целое , показывая их неразрывное единство и взаимодействие . Западному типу культуры в философии противопостовляют восточный тип , получивший название “традиционного общества.” Геополитически Восток связывается с культурами Древний Индии и Китая , Ваилона, Древнего Египта , национально государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем , характеризовались некоторыми общими чертаи : они были ориентированны , прежде всего , на воспроизводствр сложившихся социальных структур , стабилизацию устоявшегося образа жизни . господствовшего часто на пртяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения , аккумулирующие опыт предков , рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности , их средства и цели менялись очень медлено , столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные виды мышлеия , научной рациональности противопостовлялись нравственно-волевая установка на созерцетельность, безмятежность , интуитивно-мистическое слияние с бытиём.В мировоззренчиском аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхьестественный.Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на “одно и другое” или “все обо всем”.Отсюда отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм.Автономия,свобода и достоинство человеческой личности чуждые духу восточной культуры. В восточных мировозренческих системах человек абсолютно несвободен,он предопределен либо космическим законом, либо Богом.
Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни “восточного человека”.Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.Там исторически господствовали деспоты.Стремление привить нормы западной демократии на восточной почве . очень своеобразные гибриды , и реализация этих устремлений связана с глубокими социальными катаклизмами.
Разумеется,
все это в определенном смысле
умозрительные модели, реальная действительность
никогда не давала таких чистых “идеальных
типов”.Тем более,в
Перед
философами и социологами уже
давно стоит вопрос:как
Бердяев считает,что для определения национального типа , народной индивидуальности, невозможно дать строго научное определение.Тайна всякой индивидуальности узнаётся лишь любовью и в ней есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Бердяев считает,что для постижения России нужно применить теологические добродели веры,надежды и любви.