Выразительные способы русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:38, реферат

Краткое описание

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.13 Кб (Скачать)

Выразительные возможности  синтаксиса связаны прежде всего с использованием стилистических фигур (оборотов речи, синтаксических построений): анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, бессоюзия, многосоюзия и др.

Выразительные возможности  синтаксических конструкций, как правило, тесно связаны с наполняющими их слонами, с их семантикой и стилистической окраской [10]. Так, стилистическая фигура антитеза, как отмечалось выше, часто  создается путем использования  слов-антонимов; лексическая основа антитезы - антонимия, а синтаксическая - параллелизм конструкции. В основе анафоры и эпифоры лежат лексические  повторы:

речь выразительность  лексика грамматика морфология

В тишине и, сутеми лесной

Думаю о жизни под сосной.

Та сосна корява и стара,

Та сосна сурова и мудра,

Та сосна печальна и  спокойна,

Тише струй в большой-большой  реке,

Словно мать,

Меня ладонью хвойной 

Осторожно гладит по щеке.

(В. Федоров) 

 

Нанизывание синонимичных слов может приводить к градации, когда  каждый последующий синоним усиливает (иногда ослабляет) значение предыдущего: Она [немка] была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Ю. Бондарев).

Выразительность речи зависит  не только от смыслового объема и стилистической окраски слова, но и от способов, принципов их сочетания. См., например, как и какие слова соединяет  в словосочетания В. Высоцкий:

Доверчивую Смерть вкруг  пальца обернули, Замешкалась она, забыв  махнуть косой.

 

Уже не догоняли нас и  отставали пули.

Удастся ли умыться нам  не кровью, а росой?!

 

Смерть -доверчивая; смерть обернули вкруг пальца (т.е. обманули); пули не догоняли, а отставали; умыться росой и умыться кровью.

Поиски свежих, метких сочетаний, расширение, обновление лексической  сочетаемости характерны прежде всего для художественной и публицистической речи: Она - молодая женщина, гречанка, заподозренная в любви к свободе (из газет). Словосочетание заподозренная в любви к свободе дает ясное представление о той обстановке, в которой свободолюбие считается качеством весьма подозрительным.

Еще со времен Древней Греции известен особый семантический тип  словосочетаний - оксюморон (греч. oxy moron - остроумно-глупое), т.е. "стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое" [11](горячий снег, безобразная красота, правда лжи, звонкая тишина). Оксюморон позволяет раскрыть сущность предметов или явлений, подчеркнуть их сложность и противоречивость.

Например:

 

Охватило 

Сладкое отчаяние

Боль восторга,

По глазам твоим, 

Широко открытым,

Как прощанье,

Увидал себя я 

Молодым.

(В. Федоров) 

 

Широко используется оксюморон  в художественной литературе и в  публицистике в качестве яркого, броского заголовка, смысл которого обычно раскрывается содержанием целого текста. Так, в  газете "Советский спорт" репортаж с командного чемпионата мира по шахматам озаглавлен "Оригинальный шаблон". Оригинальным шаблоном названа попытка  гроссмейстера Полугаевского шире использовать детально проанализированные в пособиях по теории шахмат типичные позиции, возникавшие на доске, знание которых облегчает спортсмену поиски выхода.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

[1] Подробнее см.: Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С, 259 - 327.

[2] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. М. - Л., 1952. Т. 7. С. 240.

[3] Подробнее см.: Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 709.

[4] В. Маяковский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1973. Т. 3. С. 291.

[5] Голуб И.Б. Стилистика  современного русского языка.  С. 269.

[6] Средства словесной  образности рассматриваются в  пособиях по современному русскому  языку и введению в литературоведение.  См. также: Русский язык: Энциклопедия.; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов; Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1976. С. 110 - 115; Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С. 220 - 252.

[7] Подробнее см.: Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. Мн., 1987. С. 207-221.

[8] Подробнее о выразительных  возможностях местоимения и глагола  см.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965; Ефимов А.И, Стилистика русского языка; Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.

[9] См. об этом в словарях  лингвистических терминов, а также  в кн.: Розенталь Д.Э. Практическая  стилистика русского языка. Гл. 25.

 

 


Информация о работе Выразительные способы русского языка