Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:38, реферат
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических
Выразительные возможности синтаксиса связаны прежде всего с использованием стилистических фигур (оборотов речи, синтаксических построений): анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, бессоюзия, многосоюзия и др.
Выразительные возможности
синтаксических конструкций, как правило,
тесно связаны с наполняющими
их слонами, с их семантикой и стилистической
окраской [10]. Так, стилистическая фигура
антитеза, как отмечалось выше, часто
создается путем использования
слов-антонимов; лексическая основа
антитезы - антонимия, а синтаксическая
- параллелизм конструкции. В основе
анафоры и эпифоры лежат
речь выразительность лексика грамматика морфология
В тишине и, сутеми лесной
Думаю о жизни под сосной.
Та сосна корява и стара,
Та сосна сурова и мудра,
Та сосна печальна и спокойна,
Тише струй в большой-большой реке,
Словно мать,
Меня ладонью хвойной
Осторожно гладит по щеке.
(В. Федоров)
Нанизывание синонимичных слов может приводить к градации, когда каждый последующий синоним усиливает (иногда ослабляет) значение предыдущего: Она [немка] была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Ю. Бондарев).
Выразительность речи зависит не только от смыслового объема и стилистической окраски слова, но и от способов, принципов их сочетания. См., например, как и какие слова соединяет в словосочетания В. Высоцкий:
Доверчивую Смерть вкруг пальца обернули, Замешкалась она, забыв махнуть косой.
Уже не догоняли нас и отставали пули.
Удастся ли умыться нам не кровью, а росой?!
Смерть -доверчивая; смерть обернули вкруг пальца (т.е. обманули); пули не догоняли, а отставали; умыться росой и умыться кровью.
Поиски свежих, метких сочетаний, расширение, обновление лексической сочетаемости характерны прежде всего для художественной и публицистической речи: Она - молодая женщина, гречанка, заподозренная в любви к свободе (из газет). Словосочетание заподозренная в любви к свободе дает ясное представление о той обстановке, в которой свободолюбие считается качеством весьма подозрительным.
Еще со времен Древней Греции известен особый семантический тип словосочетаний - оксюморон (греч. oxy moron - остроумно-глупое), т.е. "стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое" [11](горячий снег, безобразная красота, правда лжи, звонкая тишина). Оксюморон позволяет раскрыть сущность предметов или явлений, подчеркнуть их сложность и противоречивость.
Например:
Охватило
Сладкое отчаяние
Боль восторга,
По глазам твоим,
Широко открытым,
Как прощанье,
Увидал себя я
Молодым.
(В. Федоров)
Широко используется оксюморон в художественной литературе и в публицистике в качестве яркого, броского заголовка, смысл которого обычно раскрывается содержанием целого текста. Так, в газете "Советский спорт" репортаж с командного чемпионата мира по шахматам озаглавлен "Оригинальный шаблон". Оригинальным шаблоном названа попытка гроссмейстера Полугаевского шире использовать детально проанализированные в пособиях по теории шахмат типичные позиции, возникавшие на доске, знание которых облегчает спортсмену поиски выхода.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Подробнее см.: Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С, 259 - 327.
[2] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. М. - Л., 1952. Т. 7. С. 240.
[3] Подробнее см.: Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 709.
[4] В. Маяковский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1973. Т. 3. С. 291.
[5] Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. С. 269.
[6] Средства словесной
образности рассматриваются в
пособиях по современному
[7] Подробнее см.: Норман Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец. Мн., 1987. С. 207-221.
[8] Подробнее о выразительных
возможностях местоимения и
[9] См. об этом в словарях лингвистических терминов, а также в кн.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Гл. 25.