Возрождение в Италии и его крупнейшие представители

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Родиной всего европейского Возрождения явилась Италия, потому что в Италии создались крепкие социально-экономические предпосылки для возникновения этого движения, заключавшиеся в раннем расцвете городов и новой городской культуры. При этом, однако, наблюдается некоторое запаздывание явлений идеологического порядка по сравнению с процессами социально-экономического развития страны. Только на грани 13 и14 вв. в творчестве величайшего поэта Италии Данте проявляются отдельные черты Ренессанса.

Файлы: 1 файл

Возрождение в Италии и его крупнейшие представители.docx

— 23.10 Кб (Скачать)

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА.

 

Заочный факультет физической культуры, спорта и сервиса.

Кафедра теории, истории и методики физической культуры.

 

 

Реферат

По дисциплине культурология.

 

Тема : Возрождение в Италии и его крупнейшие представители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  ЗФФКСС гр. 11з3

Котов В.В.

 

 

 

Краснодар 2014 г.

 

Возрождение в Италии и его крупнейшие представители.

 

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV-XVI вв.

Родиной всего европейского Возрождения явилась Италия, потому что в Италии создались крепкие социально-экономические предпосылки для возникновения этого движения, заключавшиеся в раннем расцвете городов и новой городской культуры. При этом, однако, наблюдается некоторое запаздывание явлений идеологического порядка по сравнению с процессами социально-экономического развития страны. Только на грани 13 и14 вв. в творчестве величайшего поэта Италии Данте проявляются отдельные черты Ренессанса. Самое же движение Ренессанса начинается в 15 в. У писателей следующего за Данте поколения.

По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на три этапа: Ранний Ренессанс ( треченто и кватроченто - середина ХIV-XV в.), Высокий Ренессанс ( чинквеченто - до второй  трети XVI в.), Поздний Ренессанс ( вторая треть XVI - первая половина XVII в.)

Помимо деления Ренессанса на исторические периоды важное значение имеет разделение на художественные школы: флорентийскую( Ранний и Высокий ) и венецианскую (Высокий и Поздний ).

Основоположником флорентийской школы являлся Джотто. В начале XV века флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения ( архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо, А. Вероккьо, С. Ботичелли ).Своего рассвета она достигла в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углублённое религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.

Венецианская школа наибольший рассвет пережила во второй половине Возрождения -   в XV - XVI вв.( семья Беллини , Карпаччо, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто ), а затем в XVIII вв. ( Тьеполо, Каналетто, Лонги, Гварди ).Венецианскую школу характеризует светское , жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Если говорить о хронологии, то обычно в самостоятельный этап выделяют проторенессанс ( период XIII - начало XIVв.) Поэт Данте Алигьери, зодчий Арнольфо ди Камбио, скульптор Никколло Низано, живописцы Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, которые подготовили почву для искусства Возрождения.

Треченто - (XIV в.) - поэзия Данте ( "Божественная комедия" - эпическая поэма в 3-х частях и 100 песнях) , сонеты Петрарки, живопись Джотто (основатель новоевропейской живописи ( роспись капеллы дель Арена в Падуе( композиция "страшный суд" и 34 сцены из жизни Марии и Христа).

Ранний Ренессанс - поэты Франческа Петрарки ( "книга песен") и Джованни Боккаччо ( "Декамерон"), художник Сандро Ботичелли ( "Рождение Венеры"), архитектор Филиппе Брунеллески ( купол Флорентийского собора), скульптор Донателло.

Высокий Ренессанс - Леонардо да Винчи ( "Тайная вечеря", "Джоконда"), Рафаэль ("Сикстинская мадонна", роспись парадных залов Ватиканского дворца) , Микеланджело( скульптор, живописец, архитектор и поэт( роспись свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце, статуя "Давид"), живописцы Джорджоне ( "Юдифь", "Спящая Венера"), Тициан ("Даная")

Позднее Возрождение - портретисты Якопо Понтормо и Анджело Бронзино, Якопо Тинторенто, Паоло Веронезе. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII вМикеланджело да Караваджо.

Первый этап итальянского Возрождения приходится на 15 в. Это время отмечено в политической жизни Италии продолжающимся господством свободных городских коммун, которые переживают, однако уже пору своего разложения. Рост капиталистических отношений порождает новые, значительно обостренные, по сравнению с 13 в., формы классовой борьбы между имущими и неимущими слоями городского населения, которые превращаются в эксплуататоров и эксплуатируемых. Страх буржуазии перед начинающимися в городах народно-революционными движениями вызывает переход ряда итальянских городов-государств от республиканского строя к монархическому – к принципату. Такой переход совершается в Милане, Вероне, Ферраре и др. городах. В целом же культурная и литературная жизнь Италии еще связана с городскими коммунами. Это придает особый народно-демократический характер раннему Возрождению.

В деятельности великого предшественника Возрождения Данте и первых итальянских гуманистов Петрарки и Боккаччо народные и ученые элементы переплетаются и взаимно оплодотворяют друг друга, причем вторые еще не подавляют и не оттесняют первых. Самое обращение к античности, возникающий у Петрарки культ классической древности являются не прихотью образованных людей, оторванных от народной жизни. Напротив, оно вырастает в качестве ответа на запросы широких кругов итальянского общества, притом вырастает на почве никогда, в сущности, не прерывавшейся в Италии латинской культурной традиции.

В 15 в. общее направление и содержание литературы гуманистов решительно видоизменяются вследствие значительных изменений в социально-политической структуре итальянских городов. Гуманисты 15 в. теряют связь с народным движением, они борются с ранним гуманизмом, связанным с культурой свободных городов и частично еще проникнутым средневековыми традициями. Антидемократические настроения выражаются в пренебрежении к итальянскому языку, заменяемому латинским.

Однако прежде всего гуманисты 15 в. гораздо более последовательно отходили от традиций феодального средневековья и присущей ему религиозной идеологии. Они были писателями, более скептически настроенными к христианству, чем Петрарка и Боккаччо. Так в своеобразных условиях итальянской жизни 15 в. развилась и созрела основная идея ренессансного гуманизма – идея раскрепощения автономной человеческой личности. Второй этап. Период высшего расцвета гуманизма, в его новом аспекте, связан с большим ущербом для литературы на национальном языке. В течение значительной части 15 в. господствует литература на латинском языке; античная традиция оттесняет национальную, которая начинает возрождаться лишь в самом конце 15 в. Особое место занимает Флоренция времен Лоренцо Медичи, в которой делается попытка примирить античную и национальную традиции. Главным достижением Лоренцо и его кружка было Возрождение итальянской литературы, значительно обогащенной за счет латинской литературы гуманистов.

Третий этап литературы итальянского Возрождения – 16 в., являющийся началом длительной феодально-католической реакции, обусловленной экономическим и политическим упадком Италии. В обстановке феодально-католической реакции в Италии происходит кризис гуманистической культуры.

Леонардо Бруни в своем трактате «О воспитании юношей» высказал мысль о необходимости уравновесить умственное и физическое воспитание. Он же первый заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся – соответственно их психическим свойствам способностям. Бруни отводил важное место эстетическому воспитанию, обучению основным видам искусства. Он впервые серьезно задумывается и над проблемой женского воспитания.

Гуманистам далеко не сразу удалось провести свои педагогические теории в жизнь. Им приходилось преодолевать самое упорное сопротивление педагогов схоластического толка. Первая гуманистическая школа была основана Витторино да Фельтре в Мантуе в 1425 г. Она была названа «Домом радости», потому что Витторино стремился придать ученью характер удовольствия, а не принудительной зубрежки. Вслед за реформой школы гуманисты занялись также реформой высшего, научного образования. Италия уже в ранний период средневековья опередила в этом отношении все страны Европы. Первые высшие школы средневековой Европы возникли в итальянских городах.

Итальянские университеты были организованы по образцу цехов и ревностно оберегали свою автономию от посягательств со стороны церкви и светских властей. На первом месте в них стояло изучение не богословия, а права и медицины, т.е. практических, опытных дисциплин.

Блестящие достижения в области астрономии, математики, физики, а также естественных наук сделали эпоху Возрождения периодом расцвета не только гуманитарных знаний, но и наук о природе. Именно итальянские гуманисты выдвинули идеал «универсального человека» (homo universale), обладающего основными познаниями во всех облястях культуры. Такими универсальными людьми итальянского Возрождения были Леоне-Баттиста Альберти и особенно гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи, проложивший новые пути буквально во всех областях науки и художественной культуры. Присущая Ренессансу идея универсализма привела также к мысли о культуре общечеловеческой, преодолевающей узкие рамки стран и наций.

Весьма существенным явлением культуры итальянского Ренессанса явился пересмотр вопроса о женщине, ее правах, положении в семье и обществе. Женская эмансипация, конечно, была лишь частичной, поскольку речь шла только о приобщении женщины высших классов к культурной жизни, об ее освобождении от средневековых домостроевских рамок; вопрос о социальной эмансипации, о приобщении женщины к политической жизни еще не стоял на очереди. Но даже такая общественно ограниченная эмансипация имела большое историческое значение, ибо она привела к расширению круга образованных людей, дав женщине возможность заняться искусством, наукой и литературой. Уже в середине 15 в. появляется новый тип женщины-гуманистки, свободно владеющей латинским языком, причастной к научной и литературной жизни эпохи.


Информация о работе Возрождение в Италии и его крупнейшие представители