Возникновение христианства. Его идейные предшественники

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:46, доклад

Краткое описание

История христианства теснейшим образом связана с ис¬торией европейского континента, а в дальнейшем многих вне¬европейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христи¬анства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе мо¬жно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.

Файлы: 1 файл

возникновение христианнства.docx

— 32.49 Кб (Скачать)

Однако нельзя забывать, что жизнь Христа проходила среди  людей определенного времени, что, прежде всего, к ним он обращался в своей проповеди. Мы должны уметь представить конкретную обстановку, служившую фоном евангельских событий. Увидеть Иисуса из Назарета таким, каким видело его каждое поколение людей, живших до нас, —это самая трудная задача.

Основные направления  и особенности христианской религиозной  философии

Религиозная философия представляет собой совокупность различных течений  и школ, конкурирующих друг с другом. Религиозная философия дает свое решение мировоззренческих вопросов, социальных и иных проблем. Главным  в ней является учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует богословие, догматика, идеи Священного писания и основы вероучения.

Прежде чем перейти  к изложению особенностей главных  направлений в христианстве как  религии, попытаемся хотя бы вкратце  познакомиться с теми проблемами, которые рассматривает с самого начала существования христианства его философия.

Как и само христианство — его философия также имеет свои различия. Православная философия впервые получила широкое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснованием основных принципов вероучения.

Видным ее представителем являлся Иоанн Дамаскин (675 — 753 гг.). Свое понимание проблем он изложил в обширной работе "Источник знания", где сформулировал основополагающие установки о том, что философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм и христианских принципов.

В последующие века в византийской, а после принятия христианства и в русской христианской философии разрабатываются различные проблемы христианской жизни и отношения к действительности. Православная философская мысль подарила миру целое созвездие выдающихся имен. Среди них можно назвать Василия Великого (ок.330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335 — ок. 394 гг.), Григория Паламу (1296- 1359 гг.) и наших соотечественников —Сергия Радонежского (1314-1396 гг.), Нила Сорского (ок. 1433-1508 гг.), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515 гг.).

Позже, в конце XVIII — начале XIX веков формируется так называемая академическая философия (ее представители были преподавателями духовных академий России). Общей задачей православной философии становится формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания Бога.

Конец XIX — начало XX вв. стало "серебряным веком" русской религиозной философии. Это был значительный и важный этап в разработке основополагающих христианских философских концепций нового времени. Начало было положено трудами философа-мистика, богослова и поэта В.С. Соловьева (1853—1900 гг.), который разработал философскую теорию, получившую название "философии всеединства".

Заметной и влиятельной  фигурой в русской религиозной  философии был С.Н. Булгаков (1871—1944 гг.), в центре религиозной философии которого было учение о Софии. Благодаря божественной премудрости, "софийности" — все разрозненное в обществе и мире приобретает целостность, бого-человеческий характер.

Одним из видных представителей религиозной философии в России XX века был Н.А. Бердяев (1874- 1948 гг.). В его разработках вопросов христианской философской мысли прослеживается попытка приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития общества.

В католической философии  можно выделить две тенденции: одна из них — это тяготение к иррационализму и мистике. Выразителем этого направления стал Аврелий Августин (354 — 430 гг.). Главное в его трудах - это учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. В своей книге "О граде Божием"историю человечества он излагает как борьбу двух враждебных сил — царства приверженцев всего земного и царстваБожия. Царство Божие — это римская католическая церковь.

Второе направление — рационалистическая традиция, которую начал развивать Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.). Это был первый учитель церкви, "князь философии". В 1879 году он признан официальным католическим религиозным философом. Все мироздание рассматривается Фомой как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Выбранные из его философии 24 тезиса были 24 июля 1924 определены церковью года как истинное учение.

В отличие от традиционных взглядов, совершенно по-новому решает эти проблемы видный ученый и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955 гг.). Он считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. В мире постоянно происходит эволюция. Человек занимает в процессе эволюции исключительное место в мироздании, потому что на этом возникает высшая форма в развитии мира — мысль, сознание, духовность.

Протестантская религиозная  философия наиболее молодая. Ее основы разработаны М. Лютером (1483— 1546 гг.) и Ж. Кальвином (1509— 1564 гг.). В центре их религиозных представлений проблема спасения грешников. Человек грешен, потому что он отошел от Бога. Божий глас в душе это собственная совесть. В одном из своих писем М. Лютер писал: "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать". Тем самым, по мнению Лютера, верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.

Кальвин развил систему протестантских представлений, в основу которых положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом Завете, является единственным источником христианской истины. Христианская религиозная философия, несмотря на многие трудности, находится в развитии. Она пытается рассматривать и по-своему решать многие социальные и другие проблемы современного общества. 

 

 

 

Список литературы:

1.     Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. -  Chicago, 1990.

2.     Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995

3.     Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983 г.

4.     Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М. Изд. политической  литературы. 1991. 

 


Информация о работе Возникновение христианства. Его идейные предшественники