Воздействие средств массовой информации на формирование культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 13:45, реферат

Краткое описание

Живя в 21 веке, мы достаточно часто сталкиваемся со средствами массовой информации. Они довольно – таки прочно основались в нашей повседневной жизни, что мы даже не можем себе представить своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного мачта на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM– радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшиеся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа – информационного общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Средства массовой информации в современном мире……….…4
СМИ: понятие и виды………………………………….………..……....4
Эффективность воздействия СМИ на аудиторию……………….......4
Глава 2. Воздействие СМИ на социализацию и мировоззрение личности……………………………………………………………………..…...6
Заключение……………………………………………………………………....9
Список используемой литературы…………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Реферат пед.культурология.docx

— 35.03 Кб (Скачать)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

Кафедра социально- культурных технологий.

Воздействие средств массовой информации на формирование культуры личности.

Реферат по педагогической культурологии.

Выполнила: Студентка 1 курса,

заочного отделения Луговкина Е.А.

071800.62 «Социально  – культурная деятельность» Б3441-1/2

Научный руководитель: Литвинцева Галина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры СКД, СПбГИК

Санкт-Петербург, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Средства массовой информации в современном мире……….…4

          СМИ: понятие и виды………………………………….………..……....4

          Эффективность воздействия СМИ на аудиторию……………….......4

Глава 2. Воздействие СМИ на социализацию и мировоззрение личности……………………………………………………………………..…...6

Заключение……………………………………………………………………....9

Список используемой литературы…………………………………………..10

 

 

 

Введение

Живя в 21 веке, мы достаточно часто сталкиваемся со средствами массовой информации. Они довольно – таки прочно основались в нашей повседневной жизни, что мы даже не можем себе представить своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного мачта на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM– радиостанции.  Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшиеся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа – информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определенное представление и сформировать к ним определенное отношение.

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого кино – героя или ведущего, какой – нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно  они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить диск в DVD, открыть журнал, или просто нажать кнопку.

Именно поэтому выбранная мной тема является актуальной. Средства массовой информации являются достаточно мощным инструментом для формирования мысли, поступков, и восприятия реальности, как взрослого человека, так и ребенка (подростка).

Глава 1. Средства массовой информации в современном мире.

СМИ: понятие и виды.

Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.

СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

СМИ - система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом:

  • пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.);
  • аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.);
  • информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

 

Эффективность воздействия СМИ на аудиторию.

Эффективность СМИ – это отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Основными целями адресанта (т.е. средств массовой информации) являются:

  • возможность влияния на общественные процессы
  • формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения
  • информирование
  • социализация молодежи
  • мобилизация аудитории на определенные действия
  • участие в социальном саморегулировании

Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМИ:

  • критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
  • критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

СМИ оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМИ в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности.

 

Глава 2. Воздействие СМИ на социализацию и мировоззрение личности.

Средства массовой информации в современном мире оказываются главными каналами информирования, формирования и выражения общественного мнения. Процесс распространения информации неизбежно включает в себя и процесс распространения идей, сопряженных с определенными ценностными ориентациями, стимулирующих принятие и усвоение определенных моделей и образцов поведения. Средства массовой информации как особый вид массовых коммуникаций, оказывают влияние на процесс социализации личности.

В средствах массовой информации отражаются все изменения ценностных ориентаций, все перемены в идеологии государства. Но нельзя забывать, что СМИ не только зеркало, но и прекрасный инструмент влияния на общество, создания новых ценностей и ориентации. Один из современных крупнейших социологов Э. Гидденс следующим образом характеризует значимость СМИ в жизни современного общества: «Средства массовой информации - газеты, журналы, кино и телевидение - часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни.… Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь».

Возрастает роль печати, радио и телевиденья в общественной жизни страны. О чем свидетельствует их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдельных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Через средства массовой информации сегодня человек не только получает необходимую ему информацию, но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы, и многое другое. Средства массовой информации вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально – психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Сейчас значительную часть своего свободного времени человек проводит за телевизором. Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер, то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Для основной массы людей телевизор – прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, стоит отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс смог внести свой вклад в криминализацию обстановки в России, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.

Одну треть телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий.

Особое внимание следует обратить на тех людей, которые смотрят все подряд, вне зависимости от содержания передач, очевидно, для них телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без каких – либо познавательных воздействий.

Манипуляция сознанием, которое совершает массовая культура с помощью средств информации, создает иллюзию выбора. Ее доступность и всеобщность избавляет молодого человека от необходимости работать над собой. Эта доступность не исключает разнообразия в структурированности массовой культуры, разнообразии жанров: детектив, фантастика, мистика, мелодрама, книги об НЛО, джаз и рок, восточные системы психотренинга.

 

Заключение.

В поведении людей все чаще проявляются элементы иррациональности. У большинства наблюдается: отсутствие устойчивых интересов, идеалов, убеждений, ценностных ориентации, снижена ответственность за свои поступки, способность к сознательному выбору.

CMИ навязывают чуждые  большинству модели поведения, что  опасно для психики человека  и социальной организации. Причем, согласно Розенбергу, даже если  СМИ пытаются воспитывать и  образовывать общество, они предлагают  в качестве идеальных образцов  поведения нереальные модели  и нереальных персонажей, которые  уводят аудиторию из обыденной  жизни в мир грез.

Помимо этого, в обществе осуществляется «массовизация культуры, результатом чего являются частичная или полная утрата многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднение общества.

Прямо или косвенно средства массовой информации изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых – обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

СМИ в современном мире являются главными каналами информирования, формирования и выражения общественного мнения. Процесс распространения информации неизбежно включает в себя и процесс распространения идей, сопряженных с определенными ценностными ориентациями, стимулирующими принятие и усвоение определенных моделей и образцов поведения. Таким образом, СМИ начинают оказывать все более ощутимое влияние на различные сферы жизни социума.  
Список используемой литературы:

  1. Гидденс Э.Социология/Э. Гидденс. −М.: Едиториал УРСС,1999.−396с.
  2. Любивый. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития / Я.В. Любивый.− Киев: «Наукова думка», 2003. – 243 с.
  3. Петченко, Т.С. Роль средства массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи/ Т.С. Петченко; Ставр. гос. ун-т. - Ставрополь, 2007. −21 с.
  4. Чумиков. А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика/ А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: «Дело», 2003. − 326 с.
  5. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. – М.: «Политиздат»,1989.
  6. Шарков. Ф.И. Теория коммуникаций/ Ф.И. Шарков. – М.: «РиП-Холдинг», 2004. − 256 с.
  7. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Воздействие средств массовой информации на формирование культуры личности