Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа
В работе описывается подготовка и проведение музыкального развлечения для дошкольников "Хлеб - всему голова", а также делаются выводы о влиянии на детей русского народного творчества: музыки, ремёсел, устного творчества.
Воздействие фольклора на духовно-нравственное развитие старших дошкольников на примере развлечения «Хлеб – всему голова»
Русский фольклор – это огромный пласт воззрений народа на жизнь, природу, общество и человека, создаваемый веками. Основанные на жизненном опыте и мудрости, эти воззрения передавались молодому поколению в художественной форме. Своеобразной школой жизни для детей и взрослых было знание старинных обычаев, сказок, пословиц и поговорок. Ценностная система народной педагогики изначально была направлена на формирование определённых черт личности: трудолюбия, честности, любви к своей семье, родине, народу.
В целях приобщения детей к русской народной культуре, в МДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик» было проведено осеннее развлечение «Хлеб – всему голова». Основными задачами явились:
При составлении сценария были отобраны детские жнивные осенние песни-заклички, в которых звучали пожелания, чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым; пословицы и поговорки о хлебе и труде; потешки и прибаутки, а также авторские песни в народном стиле: «Русская изба» музыка и слова З. Я. Роот; «К нам гости пришли» музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен. Для детей сшиты народные костюмы в стиле хохломы. У центральной стены декорации русской избы: печь с курочкой в плетёнке, рядом кукла-повариха с ухватом, прялка, скамейка с вёдрами и коромыслом, расписной сундук. У левой стены – выставка кулинарных изделий и домашней выпечки, подготовленная родителями.
В процессе подготовки развлечения были проведены несколько занятий по теме «Осенние и жнивные песни» (сборник «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников»; «Осень золотая. Часть 1; авторы: Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко; М. «Владос» 2000). Календарные песни, связанные с земледельческими обрядами, составляют одну из значительных областей русского фольклора. Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Осенняя пора – время сбора урожая, итог всего земледельческого года. Осень в восприятии народа – трудовая, щедрая и, несомненно, важная пора для человека, живущего на земле, благодаря её дарам. Это время как нельзя лучше подходит для обучения дошкольников главному нравственному закону жизни: что посеешь – то пожнёшь!
В сборнике представлен обширный нотный материал (см. приложение), а также подробные методические рекомендации. Меня привлекла простота и доступность изложения, подбор материала с учётом возрастных особенностей детского восприятия. Песни-попевки интонационно просты, невелики по объёму, небольшого диапазона (терция, кварта, квинта) с повторяющимся мотивом. Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя, такие песни легко исполнять в движении, в играх. Определённую сложность представляла ритмическая и мелодическая вариантность, связанная с разным количеством слогов в тексте. С этим помог справиться метод разучивания с детьми сначала слов в ритме попевки, а затем прохлопывания ритмического рисунка. Когда песни были выучены, дети с удовольствием инсценировали их. Не нарушая традиции, песни-заклички исполняли хором, нараспев, сопровождая движениями по тексту. Детям предлагалось придумать свои движения, изобразить мимикой и жестами эмоциональное содержание песен. Одновременно дети знакомились со значением устаревших слов, связанных с земледелием.
Также, дети разучили некоторые авторские произведения для детей, написанные в народном стиле, ставшие обрамлением праздника. Эти известные произведения включены в программу музыкального воспитания дошкольников:
Песня «Русская изба» открыла наш праздник. Дети пели её, стоя врассыпную и сопровождая движениями (хлопки, пружинка). Начать праздник этой песней мне показалось символичным. Дом в понятии наших предков – это «средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода», «определенная модель картины мира».
По старинной традиции гостей встретили хлебом - солью. На Руси хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей — это считалось символом благополучия и гостеприимства, а также «защиты от враждебных сил и влияний» (соль). Обращение к старинным традициям объединяет и сплачивает, создаёт позитивный настрой, уютную атмосферу домашнего праздника.
«К нам гости пришли»
- это и песня, и пляска, и инсценировка,
заканчивающая развлечение
Контрастом выступает
спокойное и созерцательное настроение
в небольшом лирическом отступлении
в середине праздника в виде демонстрации
слайдов русских пашен, полей
с золотой пшеницей и рожью
с васильками. Восприятие картин русской
природы под замечательную
Особое значение в нравственном воспитании детей приобретает обращение к народным пословицам. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Хочешь есть калачи не сиди на печи», «Каравай хлеба не свалится с неба», «На чужой каравай рта не разевай». Большое педагогическое значение пословиц состоит в приобщении ребенка к человеческой мудрости. Лёгкое восприятие ребёнком пословицы обусловлено тем, что наставительная мысль представлена в краткой ритмической форме и легче запоминается.
Что посеешь — то и пожнешь!
Что пожнешь — то и смолотишь!
Что смолотишь — то и смелешь!
Что смелешь — то и съешь!
Центром эмоционального подъёма праздника стала русская народная прибаутка «Бай, качи, качи» (в обработке М. Магиденко). Шутливый характер песенки позволил совместить её с потешкой «Тит, иди молотить!» простой фразой Тита: «Где баранки, калачи?».
- Тит, иди молотить!
- Живот болит!
- Тит, иди молотить!
- Спина болит!
- Тит, иди мёд пить!
- Дай скорее шапку схватить!
Разыгранная детьми шутливая сценка о лодыре - яркий пример формирования духовно-нравственных качеств личности в занимательной и увлекательной игровой форме.
Завершительным этапом развлечения стало совместное чаепитие детей с родителями. В непринуждённой дружеской атмосфере дети по достоинству оценили представленные кулинарные шедевры.
Праздник получился семейный, создалась тёплая уютная атмосфера.
Выводы:
Дети в игровой форме познакомились с жнивными земледельческими обрядами русского народа, разучили детские осенние песни-заклички. В детский словарь вошли новые понятия – «пашня», «пахарь», «плуг – плужок», «нива», «жито», «жница», «серп», «снопы». Дошкольники узнали, что дети в старину рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых. А заклички, как один из видов закликательных песен языческого происхождения – в данном случае, заклинание богатого урожая - были «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни.
Учитывая синкретическую природу фольклора, дети инстинктивно не могли петь просто стоя по стойке смирно, все песни непроизвольно сопровождались движением.
Все участники постоянно присутствовали в зале, не делясь на артистов и зрителей. Такая форма наиболее соответствует духу народного праздника.
Детей подвели к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен наш народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады». Узнали, что в честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
Функциональное многообразие фольклорных форм: загадок, пословиц, песен, сказок, игр, праздников – способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию личности ребёнка, а также постижению детьми морально-этических норм.
Приложение:
«Нива золотая»
«Расти, рожь»
«Осень, гости недель восемь»
«Серпы золотые»
«Уйди, туча грозовая»
«Пахарь»
(ж. «Музыкальный руководитель» №4 2007, стр.18)