Воздействие фольклора на духовно-нравственное развитие старших дошкольников на примере развлечения «Хлеб – всему голова»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

В работе описывается подготовка и проведение музыкального развлечения для дошкольников "Хлеб - всему голова", а также делаются выводы о влиянии на детей русского народного творчества: музыки, ремёсел, устного творчества.

Файлы: 1 файл

Воздействие фольклора на духовно-нравственное развитие старших дошкольников на примере развлечения «Хлеб – всему голова».docx

— 4.89 Мб (Скачать)

Воздействие фольклора на духовно-нравственное развитие старших  дошкольников на примере развлечения  «Хлеб – всему голова»

 

 

Русский фольклор – это  огромный пласт воззрений народа на жизнь, природу, общество и человека, создаваемый веками. Основанные на жизненном опыте и мудрости, эти воззрения передавались молодому поколению в художественной форме. Своеобразной школой жизни для детей и взрослых было знание старинных обычаев, сказок, пословиц и поговорок. Ценностная система народной педагогики изначально была направлена на формирование  определённых черт личности: трудолюбия, честности, любви к своей семье, родине, народу.

В целях приобщения детей  к русской народной культуре, в  МДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик»  было проведено осеннее развлечение  «Хлеб – всему голова». Основными задачами явились:

  1. Пробудить у детей интерес к русской народной культуре.
  2. Познакомить детей с жнивными земледельческими обрядами русского народа.
  3. Воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.
  4. Развивать художественное восприятие образов жизненных явлений средствами фольклора.
  5. Повышать художественно-эстетический уровень детей через восприятие орнаментов и узоров русских народных промыслов.
  6. Развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к русской песне.
  7. Знакомить детей с красочным народным языком и воспитывать бережное отношение к нему.
  8. Привлечь родителей к участию в празднике, объявив конкурс на выпечку лучшего каравая и других видов хлебных изделий русской кухни.

При составлении сценария были отобраны детские жнивные осенние песни-заклички, в которых звучали пожелания, чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым; пословицы и поговорки о хлебе и труде; потешки и прибаутки, а также авторские песни в народном стиле: «Русская изба» музыка и слова З. Я. Роот; «К нам гости пришли» музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен. Для детей сшиты народные костюмы в стиле хохломы. У центральной стены декорации русской избы: печь с курочкой в плетёнке, рядом кукла-повариха с ухватом, прялка, скамейка с вёдрами и коромыслом, расписной сундук. У левой стены – выставка кулинарных изделий и домашней выпечки, подготовленная родителями.

 

В процессе подготовки развлечения были проведены несколько занятий по теме «Осенние и жнивные песни» (сборник «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников»; «Осень золотая. Часть 1; авторы: Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко; М. «Владос» 2000). Календарные песни, связанные с земледельческими обрядами, составляют одну из значительных областей русского фольклора. Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Осенняя пора – время сбора урожая, итог всего земледельческого года. Осень в восприятии народа – трудовая, щедрая и, несомненно, важная пора для человека, живущего на земле, благодаря её дарам. Это время как нельзя лучше подходит для обучения дошкольников главному нравственному закону жизни: что посеешь – то пожнёшь!

В сборнике представлен обширный нотный материал (см. приложение), а  также подробные методические рекомендации. Меня привлекла простота и доступность изложения, подбор материала с учётом возрастных особенностей детского восприятия. Песни-попевки интонационно просты, невелики по объёму, небольшого диапазона (терция, кварта, квинта) с повторяющимся мотивом. Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя, такие песни легко исполнять в движении, в играх. Определённую сложность представляла ритмическая и мелодическая вариантность, связанная с разным количеством слогов в тексте. С этим помог справиться метод разучивания с детьми сначала слов в ритме попевки, а затем прохлопывания ритмического рисунка. Когда песни были выучены, дети с удовольствием инсценировали их. Не нарушая традиции, песни-заклички  исполняли хором, нараспев, сопровождая движениями по тексту. Детям предлагалось придумать свои движения, изобразить мимикой и жестами эмоциональное содержание песен. Одновременно дети знакомились со значением устаревших слов, связанных с земледелием.

Также, дети разучили некоторые  авторские произведения для детей, написанные в народном стиле, ставшие  обрамлением праздника. Эти известные  произведения включены в программу  музыкального воспитания дошкольников:

  • «Русская изба» музыка и слова З. Я. Роот.
  • «К нам гости пришли» музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

Песня «Русская изба» открыла  наш праздник. Дети пели её, стоя врассыпную и сопровождая движениями (хлопки, пружинка). Начать праздник этой песней мне показалось символичным. Дом  в понятии наших предков –  это «средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода», «определенная модель картины мира».

По старинной традиции гостей встретили хлебом - солью. На Руси хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей — это считалось символом благополучия и гостеприимства, а также «защиты от враждебных сил и влияний» (соль). Обращение к старинным традициям объединяет и сплачивает, создаёт позитивный настрой, уютную атмосферу домашнего праздника.

«К нам гости пришли» - это и песня, и пляска, и инсценировка, заканчивающая развлечение весёлым  приподнятым настроением. Дети танцевали  со своими родителями, а затем пригласили их на совместное чаепитие.

Контрастом выступает  спокойное и созерцательное настроение в небольшом лирическом отступлении  в середине праздника в виде демонстрации слайдов русских пашен, полей  с золотой пшеницей и рожью  с васильками. Восприятие картин русской  природы под замечательную аудиозапись  песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) ставило целью привлечь внимание детей к поэтической красоте русской природы, воспитывая любовь к родному краю.

 

Особое значение в нравственном воспитании детей приобретает обращение  к народным пословицам. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями:  «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Хочешь есть калачи не сиди на печи», «Каравай хлеба не свалится с неба», «На чужой каравай рта не разевай». Большое педагогическое значение пословиц состоит в приобщении ребенка к человеческой мудрости. Лёгкое восприятие ребёнком пословицы обусловлено тем, что наставительная мысль представлена в краткой ритмической форме и легче запоминается.

Что посеешь — то и  пожнешь!

Что пожнешь — то и  смолотишь!

Что смолотишь — то и  смелешь!

Что смелешь — то и  съешь!

Центром эмоционального подъёма праздника стала русская народная прибаутка «Бай, качи, качи» (в обработке М. Магиденко). Шутливый характер песенки позволил совместить её с потешкой «Тит, иди молотить!» простой фразой Тита: «Где баранки, калачи?».

- Тит, иди молотить!

- Живот болит!

- Тит, иди молотить!

- Спина болит!

- Тит, иди мёд пить!

- Дай скорее шапку схватить!

Разыгранная детьми шутливая сценка о лодыре - яркий пример формирования духовно-нравственных качеств личности в занимательной и увлекательной игровой форме.

Завершительным этапом развлечения  стало совместное чаепитие детей  с родителями. В непринуждённой дружеской  атмосфере дети по достоинству оценили  представленные кулинарные шедевры.

Праздник получился семейный, создалась тёплая уютная атмосфера.

 

Выводы:

Дети в игровой форме познакомились с жнивными земледельческими обрядами русского народа, разучили детские осенние песни-заклички. В детский словарь вошли новые понятия – «пашня», «пахарь», «плуг – плужок», «нива», «жито», «жница», «серп», «снопы». Дошкольники узнали, что дети в старину рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых. А заклички, как один из видов закликательных песен языческого происхождения – в данном случае,  заклинание богатого урожая - были «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. 

Учитывая синкретическую природу фольклора, дети инстинктивно не могли петь просто стоя по стойке смирно, все песни непроизвольно  сопровождались движением.

Все участники постоянно  присутствовали в зале, не делясь на артистов и зрителей. Такая форма  наиболее соответствует духу народного  праздника.

Детей подвели к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен наш народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады». Узнали, что в честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Функциональное многообразие фольклорных форм: загадок, пословиц, песен, сказок, игр, праздников – способствует умственному, нравственному и эстетическому  развитию личности  ребёнка, а также  постижению детьми морально-этических  норм.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

«Нива золотая»

«Расти, рожь»

 «Осень, гости недель восемь»

«Серпы золотые»

«Уйди, туча грозовая»

«Пахарь»

(ж. «Музыкальный руководитель» №4 2007, стр.18)


Информация о работе Воздействие фольклора на духовно-нравственное развитие старших дошкольников на примере развлечения «Хлеб – всему голова»