Восточные славяне: хозяйственная жизнь, социальный строй, религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Историческое развитие человечества всегда шло неравномерно. И это неудивительно, ведь человек в те далекие времена полностью зависел от природы. Особенности ландшафта, животного и расти-тельного мира климата определяли всю жизнь человека: его внешний вид (формирование рас), тип хозяйства, особенности языка, куль-турные различия, мировоззренческие основы и самую скорость раз-вития цивилизации. В наиболее благоприятных для человека районах развивались локальные цивилизации Древности, которые заложили основы цивилизаций Средневековья.
История нашего Отечества - это история восточных славян, прародителей современных русских, украинцев, белорусов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….......
Теории происхождения Древнерусского государства.................
Соседи восточных славян…………………………………………….
Хозяйственная деятельность восточных славян………………….
Религия восточных славян……………………………………………
а)Язычество…………………………………………………………..…
б)Принятие христианства…………………………………………….
г)Значание принятия христианства…………………………………
6. Заключение………………………………………………………………
7. Источники………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

С принятием  христианства Русь естественно становилась  на одну позицию с другими государствами Европы. Это очень помогло росту ее международного авторитета, что не замедлило сказаться в династически браках.

 

Итак, принятие христианства было объективно необходимо для Руси и открывало перед ней новые перспективы развития. Но почему же Владимир избрал именно православие? Вероятно, из-за тесных культурных и политических контактов с Византией. Кроме того, первые русские христиане (княгиня Ольга, например) крестились в Византии. В Киеве была православная община еще до всеобщего принятия христианства. Очень важно также то, что православие допускало ведение службы на родном языке. Это делало религиозные обряды понятными для простых людей. И, наконец, ориентация на Византию позволила Руси приобщиться к ее высокоразвитой культуре.

                     

 

                         

 

 

                     Значение принятия христианства

 

Крещение  Руси привело к появлению особого  общественного института - церкви, деятельность которой постепенно стала оказывать заметное воздействие на жизнь русских людей.

Во-первых, это  было духовно-нравственное влияние: на смену «злым» языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедь жертвенной любви Бога к людям и, как следствие, братской любви между людьми, равенства их перед Богом. Во-вторых, огромная просветительская деятельность: монастыри стали центрами книжности и грамотности, которая затем распространялась среди самых широких слоев населения. В-третьих, экономическое, и политическое влияние: церковь способствовала сближению племен, формированию древнерусской народности, развитию общерусского патриотизма.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуры восточных славян.

История этой культуры неразрывно связана с  историей создавшего ее народа. Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт и традиции восточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формирование древнерусской народности повлекло за собой изменения в области древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовало развитию письменности и просвещения, литературы, искусства, созданию основ общерусской культуры, ярко проявившихся в последующем в новых исторических условиях.

 

                            Источники

1)Библиотека учебной  и научной литературы…….http://www.sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5&wordid=70771……………………………………………………………………………………….

2) Пособие по истории России. СПб, «Тригон», 1996

3) Время Истории…… http://www.rusif.ru/vremya-istorii/gm-Russia/rus-narody/001-Slavyane.htm.......................................................

4)Библиофонд(электронная  библиотека)….  .....http://bibliofond.ru/view.aspx?id=15015………………………………………….

5) Хрестоматия по истории СССР. Епифанов П.П., Епифанова О.П., М., «Просвещение», 1989……………………………………………………………………

6)Kostyor.ru… http://kostyor.ru/history/?n=5..........................................

7)Наука и религия.. http://www.nauka-i-religia.ru/modules.php?name=AvantGo&op=ReadStory&pid=351............................................................................................................................

8)Московское зодчество…… http://mzod.narod.ru/kremlin/blag_sobor.htm......................................

9) Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Муравьев А.В., Сахаров А.М., М., «Просвещение», 1984…………………………………………

 

10) История веков….. http://storytime.ru/2010-04-11-13-36-18/1-2010-04-09-17-25-57...............................................................................

11) ……… http://works.tarefer.ru/42/100367/index.html.................................

12) Я познаю мир. История.  Чудакова Н.В………………………………………

13) Гумилев Л.Н.  От Руси к России. Очерки этнической истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Религия восточных славян

Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (в последнее время чаще употребляется другой термин – политеизм, т.е. многобожие)1.Наши предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу (у некоторых славянских племен назывался Ярило, или Хорс, или Велес) – богу Солнца, почитавшемуся как источник тепла и света. Необходимо заметить, что Велес иногда становился отдельным божеством – покровителем скота, а Хорсом называли само Солнце.Даждьбог по преданию каждое утро выезжал на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря –а, поочередно выводили и заводили в конюшню коней Даждьбогкроме того у него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавших его лицо.

Другим важным божеством  был Перун – бог грома и  молнии. Кроме того он был покровителем дружинников и военного дела. Славяне считали, что Перун пускает свои стрелы – молнии из огненного лука – радуги. Иногда его молнии изображали в виде железных мечей. Считалось также, что Перун вооружен огромной палицей. Все эти орудия служили ему для борьбы со злыми демонами – великанами, повелителями туч и туманов. Перун, в конце концов захватывает власть над остальными языческими богами. Праздник Перуна отмечался ежегодно – 20 июля, и в этот день ему приносили в жертву быка или петуха.

Также славяне поклонялись  Сварогу – богу неба и покровителю  ремесленников, Стрибогу – богу ветров, Мокоши – богине земли и плодородия, покровительнице женского рукоделия. Сварог – бог неба и огня небесного, по поверьям древних славян разбивал лучами – стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо.

Изначально первое место в пантеоне восточных славян занимал Даждьбог, затем его постепенно оттеснил Перун, которому поклонялись княжеские дружинники.Внешний культ божеств у славян был не развит. Храмы не строились, на открытых местах ставили идолов, которым приносили жертвы, иногда человеческие. Такие места назывались капищами. Славянские волхвы не превратились ни в жреческое сословие, как в Древней Греции, ни в жреческую касту, как жрецы на Востоке.Гораздо большее развитие получил культ предков. Давно умерший основатель рода обожествлялся, его так и называли Родом. Соответственно, почитаемые прародительницы назывались рожаницами. После распада родовой общины место Рода занял домовой, покровитель дома, в котором он живет. Культом предков отчасти объясняется и долго существовавший у славян обычай кровной мести.Славяне верили в то, что души мертвых могут бродить по миру живых (русалки). Русалками считали умерших еще до замужества девушек, как правило утопившихся от несчастной любви или из-за козней злой мачехи. В воображении наших предков леса и озера населяли лешие и водяные. Леший – это дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов.Водяной же – это дух рек и озер. Славяне считали, что для запугивания людей он громко хохотал, хлопал в ладоши, мог подражать речи человека или животных. Считалось, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, то коровой, то собакой.Кикиморами считали злых духов человеческого жилища, либо леса (кикиморы болотные). Они представлялись восточным славянам, как женщины – невидимки, сгорбленные, безобразные. Считалось, что они могут выжить хозяев из дома, вредят животным, особенно курам. Они враждебны по отношению к мужчинам, рвут у хозяина волосы, бьют посуду, беспокоят ночью. Но, в то же время. Если хозяйка им понравится, они могут помочь печь хлеб, мыть, убирать.Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза славяне придумали различные оберги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека постоянно при себе был амулет в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. В домах же на видном месте ставилась вырезанная из дерева фигурка домового, который как бы оберегал покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Мокошь, поэтому многие славянки носили на шее и груди изображение этого божества.

Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребне, на ручке ножа или на кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка ил красивый рисунок на ткани.Большую надежду славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, а иногда прибегая к грубым ругательствам, древние славяне стремились прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху и т.д.Чтобы избавить умерших от бесприютного хождения по свету, существовали традиционные обряды захоронения. Мертвых сжигали, собирали пепел в сосуд, который или закапывали, насыпая сверху курган, или ставили на столбе, где сходились несколько дорог. При погребении князя вместе с ним сжигали коня, одну из жен или рабыню, утварь, вооружение, чтобы умерший ни в чем не имел недостатка в загробной жизни.Основные славянские праздники и обряды также были неразрывно связаны с культом природы и предков. Например, в конце декабря отмечался праздник Коляды, позднее совпавший с Рождеством. Он был приурочен к началу прибавления дня, "поворотом солнца на лето". За Колядами шли другие праздники в честь солнца: проводы зимы, встреча весны ("Красная горка"). 24 июня отмечался праздник Ивана Купалы, божества изобилия и земных даров. Существовала легенда, что в ночь на Купалу цветет папоротник, сулящий тому, кто сумеет его найти, несметные богатства.Помимо праздников, связанных со сменой года, существовали и обряды, являвшиеся данью умершим, тризны. К их числу относятся весенняя радуница и летние русалии.

Позднее многие языческие  праздники были приурочены к христианским: проводы зимы – к Масленице, Коляды – к Рождеству и Святкам, Купала и русалии – к Иванову дню.




Информация о работе Восточные славяне: хозяйственная жизнь, социальный строй, религия