Восточная культура и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Буддизм. Зарождение, распространение. Сущность буддизма……..5
2. Система ценностей индо - буддийской культуры…………………….9
3. Особенности развития буддизма в Китае и Японии…………………10
4. Буддизм в России…………………………………………………….....12
Заключение…………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………….....14

Файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра социально-экономической истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Культурология»

 

Тема «Восточная культура и религия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                          Проверил:

Студент гр. СБс-102                                                           Доцент

Нагибина Ю.В.                                                                   Носикова   Галина                                                                    Заочной формы обучения                                                  Петровна       

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

     1. Буддизм. Зарождение, распространение. Сущность буддизма……..5

2. Система ценностей индо - буддийской культуры…………………….9

3. Особенности развития буддизма в Китае и Японии………………10

4. Буддизм в России…………………………………………………….....12

Заключение………………………………………………………………13

Список используемой литературы…………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во сверх более резко выраженное противоречие с крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Буддизм. Зарождение, распространение. Сущность буддизма.

 

     Буддизм зародился после кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни.

Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы - тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни основателя буддизма - с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э

Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Буддизм же с момента своего возникновения (варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей (брахманы, кшатрии и гахапати), и низшей - она включала людей, соответствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности, в человеке важны были только личные заслуги. Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась на севере Индии в VI-V вв.

Классовые противоречия достигли здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей- рабовладельцев, князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных кастами, брахманами и кшатриями, - все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя начала колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм и монашество, появлялась неудовлетворенность существующим порядком даже у тех, кто принадлежал к высшим кастам. В этой обстановке возникали различные еретические учения и секты.

Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.

    Распространение буддизма:

Буддизм во Вьетнаме:

Содержащиеся в китайских источниках косвенные сведения позволяют утверждать, что первые буддийские проповедники появились на территории нынешнего северного Вьетнама во 2-3 вв. н. э. Вначале 3 в. выходец из Согда, Кхыонг Танг Хой (200-247), переводил здесь сутры с санскрита на вэньянь. Возникновение школ во Вьетнаме относится к 6 в.: первую из них основал в 590 г. индиец из Винитаручи, вторую - наставник Во Игон Тхонг из Гуанчжоу в 820 г., третью - китайский монах Гхао Дыонг в 1069 г или иной степени, разделяет учение буддизма махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тысяч последователей буддизма тхеравады.

Буддизм в Европе XX века:

Буддизм получил распространение в большинстве европейских стран: буддистские организации, центры и небольшие группы имеются практически во всех странах Западной Европы, а также в отдельных странах Восточной Европы. Почти во всех западноевропейских странах находятся филиалы международной буддийской организации “Интернационал Сока гаккай”. Старейшими в Европе являются буддийские организации в Германии (с 1903 г.), Великобритании (с 1907 г.), Франции (с 1929 г.). В Гамбурге в 1955 г. был образован Германский буддийский союз, т.е. центр, объединяющий буддийские организации ФРГ. Во Франции было основано общество “Друзья буддизма”. Наиболее крупной и влиятельной организацией в Европе считалось и Буддийское общество Великобритании. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926 г.), Лондонская буддийская вихара, храм Буддхаладина, Тибетский центр и другие общества (всего около сорока). Многие члены буддийских обществ в Европе являлись известными буддологами, проповедниками буддизма.

Буддизм в Корее:

Буддизм проник в Корею во второй половине IV в. Буддизм в Корее преимущественно махаянского толка, причем большое значение имел культ бодхисаттв.

Буддизм в Лаосе:

Буддизм существовал на этой территории еще до образования первого лаосского государства Лансанг. В Лансанге буддизм как господствующая религия включал в себя элементы тхеравады и махаяны.

Буддизм в Средней Азии:

Как сообщают средневековые китайские, арабские, персидские и иные авторы, до утверждения на территории современного Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама (8-9 вв.) был широко распространен буддизм. Эти данные получили подтверждение, когда в1920-е гг. в данном регионе развернулись археологические изыскания (были найдены буддийские храмы, святилища, ступы и иные постройки, относящиеся ко 2-10 вв. н. э.).

Буддизм в США:

Буддизм появляется в США на рубеже 19 и 20 вв.; его последователями и пропагандистами были в основном иммигранты из Японии, Китая, Кореи, буддисты - миссионеры, вокруг которых группировалось небольшое количество американцев. В 1893 г. в Чикаго прошёл Всемирный конгресс религий, на котором присутствовали буддисты. После конгресса началось паломничество восточных буддистов в США и обратное движение - американцев на восток, где они проходили обучение в буддийских монастырях.        Одной из крупных буддийских организаций в США является Первый дзэнский институт Америки в Нью-Йорке. Центр буддийской тхеравады - Американская буддийская академия, которая также находится в Нью-Йорке.

Буддизм на Тайване:

Буддизм (махаяна) был занесён китайскими эмигрантами в 17 в. Сейчас на острове имеются филиалы Буддийской Ассоциации КНР, членами которых являются десятки тысяч тайваньцев, в том числе учащиеся полутора десятка буддийских учебных заведений.

Буддизм на Территории Гималаев:

Проникновение обусловлено контактом с Индией через исторические территории Кашмира, Непала, а также экспансией буддизма в Центральный и Западный Тибет.

Буддизм также распространён:

В Камбодже (в 1989 г. буддизм объявлен государственной религией);

На острове Шри-Ланка ( в качестве государственной религии буддизм утвердился в 3 в. до н. э.);

В Мьянме (распространён в форме тхеравады);

В Таиланде;

В Лаосе.

Всего в мире насчитывается более 300 млн. верующих буддистов.

      Среди большинства часто задаваемых вопросов, наиболее часто звучит вопрос о Учении Будды. В данной короткой статье сделана попытка сформулировать объяснение:

-наиболее важному событию в жизни Будды;
-основам Учения;;
-текстам, в которых Учение могло быть найдено, и, наконец;
-как мы можем самостоятельно следовать Учению Будды, чтобы достигнуть требуемой свободы ума. Понятно, что в рамках данной статьи невозможно полностью рассмотреть элементы доктрины. Это скорее попытка помочь получить общее представление.
Возможно, множество приходит понять большую ценность Учений Будды — Дхармы — для того, чтобы повысить свои человеческие качества и встать на Путь святости для достижения Нирваны.

 

 

 

2.      Система ценностей индо – буддийской культуры.

 

Индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.

В основе системы ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени - действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.

Для индо-буддийской системы ценностей, картины мира характерно слияние религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни, смерти и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей не интересовали логические основы построения научного знания, теоретизирования, их больше занимали тайны вселенной и практические вопросы вычисления, измерения, составления календаря и т.п. Поэтому особым почетом в Древней Индии пользовались такие области знания, как астрономия, математика и медицина.

 

 

 

3.      Особенности развития буддизма в Китае и Японии.

 

В Китае наибольшее распространение получили три религии: конфуцианство, буддизм и даосизм. Точную численность последователей каждой из этих религий трудно установить, так как все основные религии Китая тесно переплелись между собой и нередко верующий одновременно посещает храмы двух, а то и трех религий.                                                               Буддизм стал проникать в Китай на рубеже новой эры. Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шелковому пути из центрально-азиатских государств. Уже к середине II в. с буддизмом был знаком императорский двор, о чем свидетельствуют многочисленные жертвоприношения Лао-Цзы и Будде. Основоположником буддийских традиций в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148 году.                           Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в IVв., когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов страны. Буддизм в Китае утверждался в форме махаяны. Из Китая буддизм распространился в другие страны дальневосточного региона: Корею, Японию и Вьетнам.                                                                                                                           В Японии сосуществуют две основные религии - синтоизм и буддизм (махаяна). Японцы посещают одновременно синтоистские и буддийские храмы.                                                                                                            Согласно официальным японским хроникам буддийское учение было принесено в Японию в 552 г. корейским проповедником из Пекина; новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев и отчаянных противников.     Япония является крупнейшим в мире центром по изучению буддизма, привлекающим учёных из разных стран. После Второй мировой войны значительно активизировалось миссионерская деятельность японских проповедников за рубежом. В последние десятилетия в Японии возникло много новых религиозных течений, из которых выделяют необуддийские секты: нитирэн сэсю, рэйюкай и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Буддизм в России.

   Традиционные регионы России,  где  живут  буддисты,  -  Бурятия,  Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская область.  Буддизм  на  территории  России представлен школой гелукпа, которая  является  разновидностью  тибетского буддизма. Калмыки приобщились к буддизму в 16 в. в Джунгарии (Китай), а в 17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою  религию.  Уже  в тот период у калмыков появилась  буддийская  литература,  переведённая  с тибетского на калмыкский язык.

     На территории Тувы буддизм утвердился в конце  18  в.,  вобрав  в  себя местные шаманские верования и  культы.  Верующие  исповедуют  ламаистскую форму  буддизма  (эта  форма  основана  на  сочетании  черт   махаяны   и ваджраяны).

     С 1956 г. на  территории  СССР  действовали  два  буддийских  монастыря (Иволгинский и Огинский). В 1990-1991  гг.  открывается  около  30  новых общин  в  Москве,  Санкт-Петербурге,  Новосибирске,  Анапе,   в   городах Прибалтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В учении буддизма говорится, что источником зла для человека является его желание. Поэтому эта религия учит людей подавлять свои желания. Действительно, люди часто страдают от своих желаний. Но неверно утверждать, что все желания ведут к страданию, а тем более ко злу. Кроме того, даже если испытываемое желание сопровождается страданием (например, в силу своей невыполнимости), нельзя думать, что оно пагубно по своей природе. Так мать, желающая увидеть сына или дочь, страдает, если ее желание не исполняется. Но все-таки лучше, чтобы это желание, полное любви, было, чем чтобы его не было. Библия в принципе совершенно не против желаний. Главное, чтобы у людей были добрые желания, а не злые. Учение же Гаутамы Будды дает явно ошибочную трактовку желанию.

Буддизм, следуя личному примеру своего основателя Гаутамы, был и остается миссионерской религией. Вместе с индуизмом в наше время он оказывает большое влияние на жителей западных стран -- Европы и Америки. Буддизм является причиной появления разных культов и синкретических течений. Поэтому, если мы хотим утвердить людей в благовествовании о Спасителе, Господе Иисусе Христе, Который отдал за нас жизнь Свою, и созидает Церковь как в нашей стране, так и в других странах, мы должны обратить особое внимание на опасность заблуждений буддизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Аксенова М. Религии мира. Москва. «Аванта+». 1996г.

2.      Будда. История о перерождениях. – М.: Художественная литература, 1991г.

3.      Максаковский В.П. Географическая картина мира. «Верхне - Волжское книжное издательство». 1995г.

4.      Словарь буддиста. Изд. Просвещение. М., 1992г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Информация о работе Восточная культура и религия