Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 03:12, контрольная работа
Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.7.2 Этапы развития культуры 18 века в ЗападнойЕвропеИскусство 18 века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740—1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо.
Быстрый рост пшеницы и овса в "садах Адониса" должен был способствовать дружным всходам, а погружение садов в воду служило магическим средством обеспечения достаточного количества животворящей влаги. Разведение "садов Адониса" с целью обеспечить плодородие земли или людей было распространено крайне широко: аналогичные обычаи известны в Индии и в Европе. Например, при бракосочетании брахманов в провинции Мадрас зерна пяти (или девяти) сортов злаков высевают в наполненные землей глиняные горшки. На протяжении четырех дней жених и невеста поливают их, а на пятый день поднявшиеся ростки бросают в реку.
На Сицилии в день святого Иоанна юноши и девушки становятся кумовьями. В некоторых областях они дарят друг другу блюда с пророщенными семенами. Тот, кто получил такое блюдо, выдергивает из него стебелек и хранит его вместе со своими самыми драгоценными сокровищами. Считается, что возникшая таким путем связь длится всю жизнь. Вполне возможно что, святой Иоанн в этих летних обрядах заменил Адониса. Христианство и культ Адониса свяаны теснее, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно заметить, что роща, посвященная Адонису находилась в Вифлееме, что означет "дом хлеба". Трудно подобрать более подходящее место для Адониса, который, по-видимому, был богом посевов.
Христианская церковь заимствовала многие праздники у языческих религий. Некоторые заимствования подтверждаются даже христианскими авторами. Так, неизвестный сирийский автор христианского вероисповедания сообщает: "Отцы церкви перенесли празднование [рождества] с 6 января на 25 декабря вот почему. У язычников был обычай того же 25 декабря праздновать день рождения солнца, в честь которого они зажигали огни. Христиане также принимали участие в этих торжествах. Когда церковные власти поняли, что христиане сохраняют пристрастие к этому празднику, они посоветовались и решили, что настоящее Рождество должно отмечаться 25 декабря, а 6 января - праздник богоявления (эпифании). Вот почему сохранился также обычай жечь свечи до 6 января."
То, что рождество имеет языческие корни, молчаливо признает блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения солнца, а ради того, кто сотворил солнце. Поэтому правдоподобно выглядит предположение, что пасхальные торжества, которыми отмечаются смерть и воскрешение Христа, есть на самом деле праздник, посвященный Адонису, который отмечался в Сирии в то же время года. В поздние времена смерть Адониса символизировала не естественное увядание растений .
Глава 4 От средневековья - к “новому времени” (о русском искусстве XVIII века)
Семнадцатым веком завершилось русское средневековье, восемнадцатый начинает новое время в истории страны. На место Московской царской Руси приходит императорская Россия Петербурга. Социальная динамика века огромна: Россия вступает в него средневековой и довольно отсталой, а к концу столетия приходит сильной державой, активно влияющей на судьбы Европы. Мощный процесс развития связан с именем Петра I и его реформами.
Процесс
был сложным и противоречивым.
Это отмечают многие русские историки.
В. О. Ключевский, например, о XVIII веке пишет:
«Что же так осложнило русскую
жизнь этого века? Реформы, начатые
предшественниками Петра и им
продолженные... До той поры русское
общество жило условиями своей собственной
жизни и указаниями природы своей
страны. С XVII века на это общество стала
действовать иноземная
Время Петра
— это, прежде всего утверждение
дворянской империи. Слагается новый
административный аппарат. Петр образует
взамен средневековых приказов немногочисленные,
но действенные коллегии, убирает
традиционную боярскую думу, основанную
на наследственном представительстве.
На арене российской истории появляется
Сенат — правительственное
Новые явления в политической и социальной сфере явились толчком мощных процессов в области духовной культуры, в значительной степени определяя ее особенности. Каковы же эти особенности? Культуру XVIII века по типологии часто соотносят с западноевропейским Просвещением. Отметим сразу: это далеко не полное и даже не близкое соотношение имеет для России особый смысл. Как известно, западноевропейское Просвещение было подготовлено Возрождением и периодом Нового Времени, уже обеспечившими разрыв со средневековой богословской культурой и провозгласившими незыблемый авторитет научного знания. Русская культура конца XVII — начала XVIII века должна была решать задачи, на которые у Западной Европы ушло пять столетий. Такая небывалая в истории интенсивность духовного развития составляет первую особенность русской культуры рассматриваемого периода.
О
развитие культуры петровского
периода, можно ещё говорить
много и обширно, но
Один из главных принципов
Формирование новой культуры России начиналось с элементарного образования. Один из виднейших знатоков русской культуры П. Н. Милюков писал, что вся допетровская наука широких масс ограничивалась часословом и псалтырем. Не было, оперируя современными понятиями, спроса на грамотного человека со стороны государства, не было у различных слоев населения потребности даже в букваре. Теперь Россия нуждалась в просвещенном и образованном гражданине. Понимая это, Петр обращает внимание на развитие светского книгопечатания и издательского дела.
В течение всего XVIII века в духовной культуре идет процесс утверждения новых ценностей. Развивается постепенно поэтическое творчество. Русская интеллигенция увлекается вопросами не только обучения, но и воспитания. Появляется интерес к литературе — «наставнице нравов», и в этом случае образцом служит французская литература. Отвечая спросу, увеличивается количество издаваемых романов, повестей, любовных песен. В процессе создания культурных ценностей нового типа Россия, кроме школы и литературы, располагала еще одним новым средством — периодической печатью. В 40—60-е годы пример публицистической и журнальной деятельности подает Российская Академия наук.
Сознательное отношение к
В самой натуре Ломоносова многое от требований петровского времени: ум, сметливость, трудолюбие, «преследование пользы России». Для него наука становится не только «технической выучкой», но и серьезным, важным элементом общей культуры, знанием, которое освещалось философской мыслью и становилось, поэтому целой мировоззренческой системой. Он первый внес в отечественную культуру великое благотворное начало — сознательную работу разума, мысли как основу просвещения и подчеркнул необходимость такого просвещения. Ломоносов полагал, что великое значение Петра состояло в том только, что он возвысил Россию как государство, но «еще более в том, что он открыл для русского народа область науки, с помощью которой человек только и может достигнуть высоты своего умственного и нравственного достоинства.
Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются уже в XVII веке, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству.
Что определяло формирование художественной культуры первых десятилетий века? То же, что обусловливало развитие философии, общественно-политической мысли, науки и просвещения — реформы Петра I. В начале XVIII века художественная культура имела ценность в первую очередь как одно из наиболее действенных средств утверждения государственной политики. Официальные круги, и, прежде всего сам Петр I, сознательно поощряли такие формы искусства, которые сочетали бы доступность массового воздействия с возможностями донести до общественного мнения необходимую информацию о целях и задачах политики государства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия века программных театрализованных зрелищ: маскарадных шествий по случаю военных побед, устройства «огненных потех» — фейерверков, а также строительства триумфальных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее — к развитию драмы.
В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся подробнее на искусстве портрета — жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной культуре восемнадцатого столетия. Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия — идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средством выражения этого интереса. Вот почему XVIII век стал периодом высокого взлета русского портрета.
Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания. В художественной культуре сформировались принципы, наиболее полную реализацию, которых определяет уже век XIX.
Глава 5 Государственный Исторический музей
Исторический музей построен в 1875—1881 гг. архитектором В. О. Шервудом. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают кремлёвские. Открылся музей в 1883 г. Русские учёные, историки, археологи писали: «События великого прошлого, деяния предков наших предстанут как бы воотчию перед тысячами людей, разнесутся молвою по всему обширному Отечеству нашему, перейдут к детям и внукам нашим». Исторический музей хранит более четырёх миллионов экспонатов. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые годы после его основания Московский университет.
В одном из залов Исторического музея хранится немало уникальных исторических экспонатов, принадлежавших жителям древнерусского государства. Все они были найдены в разных местах нашей Родины и относятся в основном к IX-XIII векам.
На витрине под общим названием «Внутренняя политика древнерусского государства» выставлены такие интересные вещи, как Радзивиловская летопись XV века (копия миниатюры) с изображением Владимира Мономаха, вручающего своему сыну Андрею Владимировичу княжеский меч, Русская Правда XI в., берестяная грамота с упоминанием о Руси, найденная на Новогородских землях и относящаяся к XII в., привеевка со знаком Рюриковичей XI в., русские великокняжеские печати, перстень с изображением княжеского знака и др. Наиболее понравившимися мне экспонатами на этой витрине являются отлично сохранившиеся первые русские монеты конца IX — начала X вв. и десятки монет XI в. Также интересен и Изборник киевского князя Святослава Ярославовича 1073 года с рукописным текстом-письмом и рисунками-знаками зодиака.
Переходя к следующей витрине, мы от государственных и княжеских вещей переносимся в окружение предметов, использовавшихся на Руси в быту крестьянами. На витрине «Русская деревня в IX-XIII вв.» выставленные экспонаты разделены на несколько экспозиций. Наральник, сошники, топоры, косы-горбуши, оковка лопаты, серны, жернов, глиняные «хлебцы» и горшки относятся к «Земледелию». К «Рыболовству и охоте» принадлежат крючки, грузила, блесны, остроги, наконечники охотничьих стрел. В разделе «Ремесло» представлены фрагменты болотной руды, инструменты для обработки металла, дерева, кости, керамическая посуда. Такие вещи, как шерстяные шпаки, спица для кудели, костяной кочедык, игла, пряслица для веретена, фрагменты воска, вязаные изделия, относятся к разделу «Домашние промыслы». Из бытовых предметов здесь есть костяные гребни, ножницы, ножи, кресало, светец, замки и ключи. И еще один раздел — «Животноводство», включающий в себя ботало, глиняные фигурки баранов, берестяную грамоту о покупке коровы.
На других двух витринах располагаются не менее интересные экспонаты — ювелирные изделия и украшения. На витринах «Восточнославянские племена XI-XIII вв.» нашему вниманию представлены комплексы украшений Вятичей, Радимичей, Северян и Кривичей, а также предметы мужского костюма Кривичей, Новогородских Славян и Дреговичей. Все изделия немного отличаются друг от друга материалами, из которых они сделаны: у одних это серебро, у других — полудрагоценные камни. Так как у разных племен были свои традиции и обряды, то и украшения, принадлежавшие разным народам, тоже имеют в себе какие-то особенные, неповторяющиеся детали. Чаще всего можно видеть бусы или украшения, носившиеся на шее, хотя иногда попадаются и кольца или перстни.