Вклад китайской цивилизации в мировую культуру

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Мировая культура - это синтез высочайших достижений всех национальных культур народов нашей планеты.
Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………2
Мировая культура Китая……………………………………………………………3
Искусство и политика Китая………………………………………………….4-6
Торговля и ремесленное производство………………………………….6
Медицина Китая………………………………………………………………………….7
Бумажные деньги…………………………………………………………………….7-8
Военная наука и изучение проблем генезиса……………………8-9
Даосизм…………………………………………………………………………………9-10
Заключение………………………………………………………………………….11-12
Литература…………………………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Мировая культура.docx

— 32.84 Кб (Скачать)

Содержание: 

    1. Введение………………………………………………………………………………………2
    2. Мировая культура Китая……………………………………………………………3
    3. Искусство и политика Китая………………………………………………….4-6
    4. Торговля и ремесленное производство………………………………….6
    5. Медицина Китая………………………………………………………………………….7
    6. Бумажные деньги…………………………………………………………………….7-8
    7. Военная наука и изучение проблем генезиса……………………8-9
    8. Даосизм…………………………………………………………………………………9-10
    9. Заключение………………………………………………………………………….11-12
    10. Литература…………………………………………………………………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Мировая культура - это  синтез высочайших достижений всех национальных культур народов нашей планеты.

Термин «цивилизация»  появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.). Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития».

Культура Китая  восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Развиваясь в пределах единой огромной территории, этот народ из века в век накапливал несместные художественные богатства, оставившие важный след дальнейшей духовной жизни страны. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. В течение всей китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. По крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением. 
 

Мировая культура Китая.

 Китай - самая  большая из обособленных и  самая обособленная из больших  цивилизаций. Жители Древнего  Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную .За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.

 Культура Китая  внесла огромный вклад и в  мировую культуру. Бурный культурный  и технический рост в этой  стране начинается как раз  с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.

Для передачи всего  богатства китайского языка применялись  знаки (иероглифы), фиксирующие те или  иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы  

Искусство и политика Китая.

Искусство средневекового Китая занимает особое и очень  важное место в мировой истории  культуры. Феодальный общественный строй  сложился в Китае в 4—5 вв. н. э-) а  его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда  в Западной Европе лишь зарождалась  и делала свои первые шаги средневековая  цивилизация. Китайские художники  в эпоху феодализма создали глубоко  поэтичное, неповторимое по образному  строю и художественному языку  искусство, отмеченное высоким мастерством  и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху  раннего средневековья Китай  обладал стройно разработанной  системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и  всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо  меньше, чем, например, в Византии или  в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций  в культуре и искусстве имел интенсивный  рост городов Китая, которые уже  в пору раннего средневековья  были крупными экономическими и культурными  центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и  это особенно способствовало проникновению  светского начала в литературу и  искусство. С редкой для эпохи  феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления  о человеке и о мире, выходящие  далеко за пределы узких религиозных  догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась  той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.   

Китайские учёные впервые  в истории человечества ввели  понятие отрицательных чисел.

Изобретение способа  изготовления фарфора позволило  на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок  этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая  в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских  династий отразилось строительством сотен  храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.

Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной  живописи и керамике. Фарфор тоже был  изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.

История Древнего Китая  богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.  «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V—III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».

В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной  политики европейских государств.

Торговля  и ремесленное  производство.

Китай – родина множества  открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.

Медицина  Китая.

Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние  китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние  китайцы обнаружили, что некоторые  продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.

Более 2.000 лет назад  был написан Канон медицины Жёлтого  Императора, первая медицинская книга  в Китае.

Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.

Бумажные  деньги.

Бумажные деньги — важнейший вклад китайской  цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в  себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280—1368 годы).

Военная наука и изучение проблем генезиса.

В области военной  науки значительный вклад был  внесён китайским теоретиком и полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.

В девятнадцатом  веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).            

Древнекитайский вариант  становления государственности  завершает собой ряд политических образований и социально-цивилизационных  феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.

Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации  показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей  мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.

Даосизм.

Первое учение –  даосизм – основано на представлении  о наличии особого пути для  каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины  и все процессы, происходящие в  природе, происходят без вмешательства  человека. Точно также и жизнь  человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.

Информация о работе Вклад китайской цивилизации в мировую культуру