Верхотурье как культурно-исторический центр Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:10, реферат

Краткое описание

Верхотурье – центр православия на Урале, один из старейших городов России за Уральскими горами. В городе множество архитектурных памятников XVII-XIX веков. Среди них самый маленький в России Кремль с Троицким собором, Николаевский монастырь с Крестовоздвиженским собором.

Файлы: 1 файл

Верхотурье.doc

— 264.00 Кб (Скачать)


Введение

       Верхотурье – центр православия на Урале, один из старейших городов России за Уральскими горами. В городе множество архитектурных памятников XVII-XIX веков. Среди них самый маленький в России Кремль с Троицким собором, Николаевский монастырь с Крестовоздвиженским собором.

         На территории монастыря есть Преображенская церковь с колокольней в стиле классицизма и Симеона-Аннинская надвратная церковь в традициях древнерусской архитектуры.
       Помимо этого в городе находится Покровский монастырь – первый женский монастырь за Уралом. Также в городе есть Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник, православный музей. В 50 км. от Верхотурья расположена еще одна святыня – село Меркушино, которое также имеет немалую духовную ценность.
      В Верхотурье можно посетить: Храм Спаса Нерукотворного, Святотроицкий Храм, занесенный в список ЮНЕСКО, Святониколаевский мужской монастырь, Храм во имя Архангела Михаила, Храм во имя Святителя Николая, Храм во имя Святого Праведного Семеона Верхотурского, Покровский женский монастырь, Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, мощи святых Семеона Верхотурского, Новомученника Константина, Косьмы Юродиевого, Преподобного Ильи, Преподобного Арефа и других угодников Божьих, источник святого Верхотурского, живоносный источник. Также реку Тура, природу среднего Урала и старинной Уральской столицы, времен династии Романовых, и многое многое другое.


 

 

 

 

Верхотурье как культурно-исторический центр Урала

        Верхотурье - это очень древний город, расположенный на Урале и построенный на месте мансийского городища. Его основание совпало с походами Ермака и произошло в 1598 году. Город на протяжении 200 лет являлся административно-политическим, хозяйственным, культурным центром.

          Верхотурье - маленький городок сельского типа, состоящий из деревянных избушек. Он расположен по обеим сторонам реки Туры, связывает их два старинных канатных моста с бревенчатыми опорами. Это единственный город Свердловской области, зачисленный в список 115 городов страны, имеющих ценные градостроительные ансамбли и комплексы. И по сей день Верхотурье считается одним из основных паломнических центров России.

          После основания города, он вскоре стал главным перевалочным пунктом на пути в Сибирь. Там была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XII века была учреждена государственная ямская служба. Строительство других дорог было запрещено. До 1753 года Верхотурье был одним из богатейших городов России, поскольку все сделки по продаже пушнины между русскими и манси (коренными жителями уральского севера) могли заключаться только на гостином дворе в Верхотурье, пока Елизавета не упразднила все внутренние таможни.

Современный Верхотурье славен, в первую очередь, ракой (хранилищем) с мощами Симеона Верхотурского. Жил он в селе Меркушино (в 60 км от города) праведной жизнью. В 1642 окончил свои дни и был погребен рядом с церковью. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся источник, откуда потекла река благодатных исцелений. В 1704 году мощи его были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским. Именно в Меркушино стекаются тысячи паломников, которые приходят помолиться, испить святой воды из целительного источника.

          Большая часть памятников архитектуры расположена на левом берегу Туры. Двигаясь вниз по течению реки, вы увидите: Ямскую слободу, ручей Калачик с прудом, Николаевский монастырь, ручей Свияга, Кремль и Покровский монастырь. Именно благодаря большому количеству достопримечательностей, туры в Верхотурье очень популярны популярны.

         Удивительно, но этот город находится вдали от основных религиозных центров России. Это один из древнейших городов, расположенных за Уралом. В 1604 году в Верхотурье был создан Николаевский монастырь, первый православный монастырь в Сибири. В этом городе необычная для Сибирского региона архитектура, которая привлекает не только паломников, но и туристов. Здесь построен единственный за Уралом Кремль, в котором находится главный религиозный центр города - Троицкий собор.

Благодаря своему удачному расположению на путях из Сибири в Центр Европейской России, Верхотурье был когда-то очень богатым городом. Древнее наследие в прошлом богатого города сохранилось до наших дней. Весьма интересны церкви и монастыри 18 века, построенные при самом расцвете сего града.

         В 1913 году к 300-летию дома Романовых был открыт огромный Крестовоздвиженский собор. На его открытие был приглашен царь Николай, который не смог приехать, зато приехала сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна, расстрелянная через 5 лет в Алапаевске и причисленная к лику святых в 1990-е.

        В деревне Костылево, что находится недалеко от Верхотурья, находится Свято-Косьминская пустня, мужской монастырь. Далее - ближе к селу Меркушино – памятный Поклонный крест, установленный в 1996 году на месте часовни, в которую уходил праведник для долгих раздумий и молитв. От него идет ухоженная тропинка, которая ведет к воде и камню, на котором, по преданию, удил рыбу Симеон и предавался богомыслию. Это удивительное место, где невольно предаешься мыслям о бренности бытия и о действительно ценном и важном.

        В селе Меркушино находится восстановленное после реконструкции Симеоновское Подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, которое поражает своим величием. Оно включает в себя 2 храма, соединенных между собой крытой галереей: Симеоновский и Михайло-Архангельский. Симеоновский храм был построен на том месте, где гроб св. Симеона подняло источником воды. Алтарь расположен прямо над гробницей, в которой находится святой источник. Все приезжающие набирают водички из источника для исцеления от всяческих недугов.
         Согласно правилам, посетители церкви должны быть одеты соответствующим образом, шорты и открытые плечи не допускаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Град Верхотурье

         Древнейший город Урала Верхотурье стоит на пороге своего 400-летия. Он был поставлен в 1598 году на главной государевой дороге в Сибирь, построенной соликамским первопроходцем Артемием Бабиновым. Найденный им прямой сухопутный путь через Каменный пояс Урала позволил шагнуть из Европейской России на бесконечную ширь Сибири, воротами в которую и стал град Верхотурье. Город-крепость был заложен по грамоте царя Федора Иоанновича и сооружался воеводами Василием Головиным и Иваном Войековым. Место для постройки было выбрано весьма удачно — на скалистом утесе, возвышавшемся над Турой-рекой, между двух речек—Дернейкой и Калачиком

Первоначально был построен деревянный острог со стенами и башнями, а в нем — храм Живоначальной Троицы с приделом, воеводский двор, съезжая изба, дворы для попа, военных, чиновных и торговых людей. Вокруг «города» вскоре явились деревянные постройки — «посад», и обнесенный стеной с башнями кремль, служивший оплотом против нападений и залогом русской власти. Для этой же цели в Верхотурье в XVII веке стояла военная сила в лице стрельцов и казаков во главе с воеводой.

Через Верхотурье проходил главный путь на Восток. По нему везли из Сибири «мягкую рухлядь» — «Царскую соболиную казну», а обратно - товары, денежную казну и хлебное жалование служилым людям.

 

      Как пограничный город, Верхотурье в XVII — XVIII веках имел свою таможню. Огромная территория от Урала до Китая лежала у его ног. По пути в Сибирь и обратно невозможно было объехать Верхотурье, да и служилые люди строго следили, «чтобы отнюдь без указу и выписи с Верхотурья никого не пропускать». Купцы с товарами из Смоленска, Москвы, Новгорода через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Соликамск попадали в Верхотурье, а оттуда в Сибирские города Тюмень, Тобольск и далее — в Монголию и Китай. Многие купцы оставались торговать в самом Верхотурье. Для чего еще в 1600 году был построен «великий гостиный двор, где торговали разными российскими, китайскими, сибирскими и немецкими товарами, отчасти и заморским питьем».

          Наряду с купцами из Сибири на Русь через Верхотурье ехали еще и «посланцы» от калмыцких и монгольских земель, одни с торговыми целями, другие на службу к Великому Государю. Через Верхотурье же ходила в то время в Сибирь и московская ямская почта. Профессия «извозных людей» — ямщиков была одной из самых распространенных среди мужского населения города. Их коробки и сани развозили служилых людей и купцов с товарами по всей Великой Сибирской дороге.

Являясь центром торговли, Верхотурье широко развивало и свои ремесла и промыслы - рогожное, плотницкое, кузнечное, портновское, чеботное, кожевенное, салотопное. кирпичное, изготовление оловянной посуды, сбор кедровых орехов, ботничество...

Особую оживленность торговле города в XVII веке придавала купеческая пристань на реке Туре, принимавшая до ста судов в год. Она располагалась напротив кремля, где «из российских городов купцы, приезжая с товарами весною, каждогодно грузились и вниз в сибирские породы плавали». Неподалеку находилась и судоверфь, где строили карбасы, дощаники и лодки. Однако к середине XVIII столетия из-за сильного обмеления реки Туры купеческие суда вынуждены были грузиться уже ниже по течению на пристанях Усть-Салды, Прянишниково, Меркушино.

       Город Верхотурье рос и развивался — строились новые храмы, монастыри — мужской Николаевский и женский Покровский. Росла его слава, далеко разносились голоса колоколов.

      Однако деревянный город периодически горел. Поэтому с 1698 года началось сооружение каменного Кремля с крепостными стенами и башнями, воеводским подворьем и гостиным двором. В 1709 году был сооружен новый каменный Свято-Троицкий собор.

 

Свято-Троицкий собор

           Взметнувшийся на скалистом над рекой Турой белоснежный Свято-Троицкий храм открывает величественную панораму Верхотурья.

        Каменный собор был заложен в 1703 году по указу царя Петра І и благословенню митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея, и построен в 1709 году соликамскими мастеровыми.

         Свято-Троицкий собор представляет прекрасный образец стиля «московское барокко» на Урале. Его уникальность в необычном архитектурном решении - объем храма представляет собой «восьмерик на четверике», увенчанный пятиглавием, включающим центральную главу и четыре дополнительных, расположенных крестом по сторонам света. Двухъярусная шатровая колокольня, необычное оформление фасадов и богатый изразцовый декор - все это придает храму неповторимый облик. Свято-Троицкий собор по праву называют шедевром русской архитектуры и по решению международной конвенции 1959 года в Гааге его включили в число наиболее значимых архитектурных памятников в мире.

         Внутренний вид собора, по описаниям историков, также поражал своим благолепием и стариной, какую можно было видеть «как редкость» только в Москве. Особенно замечателен в главном соборном храме был иконостас «по древнему греческому стилю». «На общем золоченом фоне выступали красивые красные фрески, древовидно и ветвевидно, направляющиеся в разные стороны». В соборе сохранились замечательные церковные вещи - дары русских царей: напрестольные кресты серебряной чеканной работы с частицами мощей разных святых; кадило серебряное чеканное; редкого письма иконы; хоругвь с вышитой золотом и серебром иконой Спаса Нерукотворного и другие.

 

 

 

Церковь Богородицы Одигитрия

     Напротив Кремля, что на Троицком камне, в заречной части Верхотурья стояла древнейшая деревянная церковь во имя иконы Божьей Матери «Одигитрия» с деревянной же колокольней. Храм этот был заложен в 1702 году взамен сгоревшей старой церкви и строился тщанием прихожан и городских обывателей по грамоте Сибирского митрополита Варлаама, а освящен в 1706 году. Церковь одноэтажная, но трехпрестольная: главным престол - во имя Богородицы Одигитрия, второй — святого Великомученика Георгия и третий — святой Великомученицы Параскевы. По свидетельству историков, все в этой старинной церкви дышало глубокой древностью и простотой. Так, паперть Одигитриевского храма была не что иное, как обыкновенное крестьянское красное крыльцо, сиденья для священников в алтаре заменяли простые лавки или скамьи. «Но вот иконы Христа Спасителя и Богородицы Одигитрия в этом храме поражали всякого необыкновенной живостью изображения. Несомненно, он относился к разряду «иконописных». На протяжения почти трехсот лет иконопись здесь сохранилась так хорошо, что ни на одной из икон не было ни трещин, ни полинялости, они выглядели так, как будто недавно написаны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симеон Верхотурский

        Духовным покровителем Урала и Сибири является один из славных российских угодников Божиих - святой праведный Симеон, Верхотурский и всея Сибири Чудотворец.

Он появился в окрестностях Верхотурья в начале XVII века. Вся его недолгая и праведная жизнь была связана с селом Меркушино. И хотя рода он был знатного. но «с раннего возраста почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений, стал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам». Симеон был внимателен к себе и строго воздерживался от всякого греха в помыслах, слове и деле, учил людей праведной жизни. Он удил рыбу в зеке Туре, работал на бедных людей, шил платья и шубы «крестьянам за кров и пропитание, достатков не имел и окончил свои дни в посте и молитвах в 1642 году в возрасте тридцати пяти лет. Жители села, питавшие глубокое уважение к праведнику похоронили его у любимого им храма святого архистратига Божия Михаила в селе Меркушино на берегу реки Туры.

      Спустя полвека после смерти праведника, его гроб с нетленными останками начал восходить от земли, а от нее потекли чудодейственные силы и забил родник. Было замечено, что молитвенное обращение к Симеону Верхотурскому, а также земля и вода с его могилы исцеляют от недугов и болезней.

         В 1704 году святые мощи Чудотворца были торжественно перенесены из села Меркуштно в Свято-Николаевский мужской монастырь. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. В 1846 году для них соорудили новую великолепную раку, на которую было употреблено 10 пудов 8 фунтов серебра. Стоимость ее составляла 14 573 рубля серебром. В 1914 году святые мощи праведного Симеона были торжественно перенесены из Николаевского храма в новый Крестовоздвиженский собор.

          Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон, в том числе св. Симеона праведного, св. царицы Александры, св. Николая Угодника, св. Татьяны, св. Ольги, св. Анастасии, св. Марии, св. Алексия...

Во времена безбожия Свято-Николаевский монастырь был закрыт, все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей города Свердловска. В 30-е годы останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, демонстрировались в антирелигиозном музее. Затем мощи упрятали в запасники исторического музея, где они чудом уцелели до наших дней.

Информация о работе Верхотурье как культурно-исторический центр Урала