Век разума. Англия и Франция XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

В XVIII веке положение дел в художественной жизни Европы претерпело изменения. Италия превратилась в своеобразный великий музей памятников искусства, признанных и непревзойденных. Но в XVIII равных им уже не создавалось, зато в первой половине этого века произошел расцвет барокко непосредственно в самой Италии и в странах, которые находились под ее влиянием.

Файлы: 1 файл

Век разума.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Ломавшим традиционные устои было все творчество мастера, включая его первый в Англии теоретический труд по эстетике - «Анализ красоты» (1752). В последние годы жизни Хогарт все больше чувствовал себя одиноким среди современных молодых художников, особенно ему досаждал становившийся необычайно модным Джошуа Рейнолдс, будущий президент Королевской академии художеств.

Своим творчеством он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю мирового искусства как «отец английской живописи», открыв путь мастерам Англии второй половины XVIII столетия.

 

Джошуа Рейнолдс (1723-1792). В последней трети XVIII века национальная английская школа живописи достигла подлинного расцвета, а ее признанным лидером, законодателем  высокого стиля в искусстве стал Джошуа Рейнолдс. В 1741 году 18-летний Рейнолдс поступил в мастерскую к одному модному в те времена портретисту Хадсону, где проучился всего два года. Дальнейшему своему развитию и успеху художник прежде всего был обязан покровителям - девонширским помещикам, которые благословленно принимали его. В Англии XVIII века довольно многие меценаты-аристократы увлекались «выращиванием» художественных талантов. Благодаря своей высокой технике, необычайной работоспособности и щедрому покровительству художник вскоре стал популярным. Слава Рейнолдса росла, как и цены на его портреты. Были времена, когда он писал по три-четыре портрета в неделю, но позже, став общественным деятелем, создавал не более 60-70 портретов в год, и почти каждый из них становился событием в художественной жизни Англии.

Отступая от установившихся традиций парадного портрета с его пышным декором и приторной идеализацией модели, Рейнолдс стремился к тому, чтобы подчеркнуть личные достоинства человека, при этом сохраняя взволнованно-торжественный стиль, свойственный ему. Обычно художник добавлял моделям атрибут, намекающий на их социальное положение, профессию, увлечение, заслуги. К своим моделям художник относился двояко: и холодновато сдержанно и в то же время старался выделить в каждом что-то наиболее выигрышное. Большинство изображенных аристократичны, респектабельны, но не напыщенны, даже если это представители буржуазной или артистической богемы.

Всем полотнам Рейнолдса присущи поразительная композиционная изобретательность, чувство ритма, теплый волнующий колорит, контрастные светотени, свидетельствующие об уроках у венецианцев и других мастеров прошлого. Высказывания Рейнолдса то и дело отображают мысль о том, что художник должен знать и чтить опыт великих предшественников и вправе их «цитировать». Свои мысли об искусстве Рейнолдс изложил в «Речах», которые он ежегодно произносил перед слушателями Академии художеств в Лондоне. Они стали важным вкладом в классическую эстетику эпохи Просвещения, в значительной степени повлияли на формирование художественного вкуса современного ему английского общества. В своей эстетике Рейнолдс защищает строгое академическое преподавание и настаивает не только на изучении старых мастеров, но и на постоянном обращении к натуре.

Еще при жизни старшего современника Рейнолдса - У. Хогарта в английском обществе зрело желание создать профессиональное художественное учебное заведение, с постоянным выставочным помещением и музеем. В декабре 1768 года устав Академии художеств был подписан королем, ставшим ее патроном. Ее двери распахнулись для первой выставки 130 картин известнейших английских живописцев того времени во главе с Рейнолдсом. С тех пор в стенах этого учебного заведения регулярно устраиваются выставки, а из лучших дипломных работ выпускников Академии составлена и постоянно пополняется замечательная картинная галерея.

Первым президентом Королевской академии художеств стал и почти до самой смерти оставался Джошуа Рейнолдс, возведенный в рыцарское достоинство.

 

Томас Гейнсборо (1727-1788). Все смешалось в художественной культуре Англии того времени - остатки принципов и традиций барокко, диктовавшего торжественный «большой стиль»; занесенное из Франции рококо, изящное, декоративное, но неглубокое; классицизм с его организованностью форм, идеализированной природой, строгой иерархией искусств, в которой излюбленные Гейнсборо пейзаж и портрет занимали низшую ступень; сентиментализм, взывавший к «естественным чувствам»; нарождавшийся острый, сатирический реализм.

Юный Томас Гейнсборо в начале пути, вынужденный зарабатывать на жизнь, выполнял декоративные работы, писал маленькие пейзажи. Одна из самых ранних подписных картин изображает бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте рукой художника сделана уважительная надпись: «Замечательно умный пес». У зрелого Гейнсборо мы не найдем ни городских архитектурных пейзажей, ни изображения узнаваемых конкретных мест., так как несмотря на необходимость зарабатывать, он отказывался писать топографически точные виды поместий, которые жаждали иметь английские сквайры.

Заказов, которые он с удовольствием бы исполнил добиться в Лондоне не удавалось, и Гейнсборо переехал в небольшой портовый город Ипсуич, где было поменьше соперников. Первым, кто пригласил его к себе, был местный помещик, желавший покрасить окна и двери, однако дело постепенно налаживалось - в Ипсуиче художник написал около 80 портретов, продемонстрировав замечательный дар мгновенно и точно схватывать реальность.

Долгое время главным в творчестве Гейнсборо считался портрет, хотя самому художнику всегда был ближе пейзаж. Однако отвлеченных пейзажей тогда не ценили, а потому не заказывали и не покупали, мода на них пришла лишь в конце XVIII века. Может быть, необходимость писать портреты ради денег в сочетании с душевной потребностью писать пейзажи и привели Гейнсборо к одному из его главных художественных открытий - написанию пейзажного портрета, где человек и природа сливались воедино.

В 1759 году художник переехал в фешенебельный курортный городок Бат - там с октября по апрель собирались «сливки общества», к услугам которых были минеральные воды, бассейны, всевозможные развлечения. В Бате конкурентов у Гейнсборо не оказалось, и первый же написанный им большой портрет музыкантши-любительницы, мечтавшей о профессиональной карьере, привлек немалое внимание. Непередаваемая любовь художника к музыке продиктовала композицию портрета. Музыкальность его полотен помогает отойти от стандартной передачи натуры и заняться ее ритмическим моментом.

На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте, в затененной мастерской, постепенно впуская все больше света, чтобы своевременно выхватить детали, но никогда не прибегал к мелочной отделке. По словам его главного соперника, сэра Джошуа Рейнолдса, вблизи живопись Гейнсборо выглядела полной неразберихой, а на расстоянии все как по волшебству обретало форму и . Внешне незавершенные картины заставляли зрителя думать и фантазировать, участвуя в творческом процессе.

Тем временем Гейнсборо приглашают стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии, и в 1774 году он переезжает в Лондон, где ему поневоле приходится вступить в состязание с Рейнолдсом.

Редкостное для XVIII века проникновение в духовный мир мы видим в портрете герцогини де Бофор («Дама в голубом» — единственная картина Гейнсборо в нашей стране, в собрании Эрмитажа), словно сотканной из легких мазков, тающей и мерцающей в изысканной гармонии холодных тонов; королевы Шарлотты, некрасивой, но очаровывающей зрителя благодаря виртуозному письму об этом полотне один из современников художника сказал: «Признак таланта - создание прекрасных вещей из невозможных сюжетов»; скользящей в танце Джованны Бачелли; знаменитой актрисы Сары Сиддонс и во многих других работах Гейнсборо, оставившего нам настоящую портретную галерею английского общества.

Громкая слава пришла к Гейнсборо незадолго до смерти, и в некрологах его назвали «певцом природы», чего художник добивался всю жизнь, и в середине XVIII века Томас Гейнсборо проторил дорогу не только романтикам, но и импрессионистам, намного опередив свое время.


Информация о работе Век разума. Англия и Франция XVIII в.