Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:37, контрольная работа
Ведическая культура – ранняя стадия формирования древнеиндийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда – "знание"). Веды – это собрание священных текстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции.
Введение………………………………………………………….3
Формирование ведической культуры………………………....4
Основы ведической культуры….………………………………8
Ведическая религия…………………………………………….11
Заключение……………………………………………………...18
Литература………………………………………………………20
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
«Кубанский
институт международного
предпринимательства
и менеджмента»
Кафедра социальных и гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Ведическая
культура Древней Индии»
Выполнил: студент 2 курса
группы СЗФК 09-11
Гугля Ирина Валерьевна
Факультет: Экономический
Специальность: Финансы и кредит
Допущен к защите___________________
Защищена_________
Оценка__________
г. Краснодар
2010
г.
Содержание.
Введение………………………………………………
Формирование ведической культуры………………………....4
Основы ведической культуры….………………………………8
Ведическая религия…………………………………………….11
Заключение…………………………………………
Литература…………………………………………
Введение.
Ведическая культура – ранняя стадия формирования древнеиндийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда – "знание"). Веды – это собрание священных текстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции.
Если мы обратимся к наидревнейшим письменным памятникам, обнаруженным на территории Древней Индии, то тексты индусской культуры (ок. 2500-1700 лет до н.э.), которые до сих пор ещё полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества — так называемая ведическая литература. Речь идёт об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литературе. Ведические тексты — это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.
Как писал индийский ученый Р.Н. Дандекар, «Веды – это та музыка бесконечности, которая звучит извечно. Древние мудрецы слышали ее и передавали своим потомкам как самое драгоценное наследство. Веды – это шрути в том смысле, что это „ритм бесконечного, услышанного душой“»
Формирование ведической культуры
Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремёслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослу-жителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.
Веды
были созданы древними ариями. По своему
классу источник возникновения вед
относятся к классу шрути – "услышанное".
В течении многих веков веды передавались
из поколения в поколение изустно
и хранились в жреческих родах.
Брахманы (жрецы) разрабатывали сложную
систему заучивания текстов, которая
исключала малейшие погрешности. Тексты
вед продолжали храниться в устной
традиции даже тогда, когда в Индии
распространилось письмо. Основа ведической
культуры описанная в ведах –
жертвоприношения, сопровождаемые сложным
ритуалом. Наиболее почитаемыми богами
ведийского пантеона были Индра, Варуна,
Агни и Сома.
Веды
создавались постепенно, поэтапно,
поэтому на данный момент мы знаем четыре
основные книги.
• «Ригведа» — «Веда гимнов», или основная
веда.
Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли все религиозные традиции. Эта веда — основной источник знаний о древнеиндийских божествах (в ней говорится о 333 или 330 миллионах богах). «Ригведа» была записана в период 1500–1000 гг. до н.э., но существовала значительно раньше. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал.
На
первом, самом раннем этапе индийской
культуры очень важно было пробудить
в человеке чувство мистики, священного
отношения к богам, обозначить и
объяснить основные принципы и силы,
действующие в Природе, поэтому
«Ригведа» составлена из гимнов. Эта
книга была сложена на языке, который
так и назывался «ведийский»,
а после обработки учеными-
• «Самаведа» — «Веда напевов».
• «Яджурведа» — «Веда жертвенных
формул».
• «Атхарваведа» — «Веда магических
заклинаний».
«Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана со жрецами культа огня, знатоками магии. Они заложили основы домашнего ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль. «Пятая веда» — пураны. Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты».
К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны:
К
каждой веде — самхите примыкают:
• Брахманы — содержат комментарии
к правилам, ритуалам.
• Араньяки — размышления для тех,
кто живет в лесах.
• Упанишады (букв. «сидеть у ног Учителя»)
— тексты этического, философского и ритуального
характера.
• Брахманы в основном были предназначены
для жрецов-брахманов. Основная их задача
была — раскрыть, объяснить определённый
порядок жертвоприношения.
• Араньяки — это учения, посвященные
отшельникам, араньяки в переводе означают
«лесные книги». Для трех высших варн индуистов
было четыре необходимых ступени развития;
первая ступень — ученик, когда они начинали
изучать Веды под руководством учителя;
вторая ступень — «семьянин», как главный
жрец семьи, который проводит основные
ритуалы, отвечает за её развитие; третий
этап в жизни брахмана — «отшельник»,
уход в леса для размышлений (как раз для
этой части были посвящены араньяки, т.е.
учения о духовном просветлении для начинающих
отшельников, наставления о том, что такое
жертва, созерцание, размышление, единение
с Богом и т.д.).
• Упанишады предназначались для четвёртой
стадии развития «дваждырожденных» —
отречения для пожелавших стать аскетами.
В упанишадах содержится свод философских
представлений ведизма. Упанишад 108, но
основных 13. Они возникли (по официальным
данным) в период VIII–VI вв. до н.э. В упанишадах и брахманах упоми
В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары).
Ведические
тексты, возникающие на фоне пёстрого
и длительного исторического процесса,
не являются монолитной системой взглядов
и идей, но представляют различные течения
мысли и взгляды от архаических мифологических
образов, литургического обращения к богам,
различных религиозных (частично и мистических)
спекуляций до первых попыток формировать
философские взгляды на мир и место человека
в нём.
Основы ведической культуры.
Ведическая культура в Индии утверждалась кране медленно, благодаря настойчивым усилиям древних ариев. Боги и мифы относящиеся к ведической культуре, соприкоснувшись на индийской земле с местными дравидическими богами, постепенно стали меняться под них. Некоторые из старых арийских богов сошли со сцены, другие обрели новую жизнь в индуизме. Пёстрая толпа богов и полубогов (как местных, так и пришлых) стала разрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон.
Древние арии в Индии не только впитывали новые представления, но и учились у местного населения выращивать пригодные для здешнего климата культурные растения (прежде всего просо, рис, овёс и лён), строить каналы для искусственного орошения земли и многому другому. Иногда они сталкивались с враждебностью местных племён, называемых в Ригведе даса, или дасью. Те либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо уходили от них в горы, либо принимали образ жизни победителей, став членами их общества. Состав арийского общества постепенно усложнялся, пока не сложились варновая, а на её основе — кастовая системы, ставшие социальной базой, основой индуизма. Религия освящала и закрепляла наличие социальных слоёв, различий и правил. Разграничения, существовавшие в обществе, в свою очередь сохраняли незыблемыми религиозные основы.
В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам (браминам) — знатокам вед и главным исполнителям обрядов. Слово «брахман» многозначно. В ведах есть упоминание о брахмане — некоей таинственной силе, присущей ведийскому ритуалу. В то же время брахманы — это и жрецы, и комментарии к ведам учёных ритуалистов-брахманов. Иногда так обозначалась магическая власть священного изречения — мантры. Этой властью, таинственной силой обладал — брахман, жрец, заклинатель.
Продвигаясь на восток, к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён, но и с враждебностью природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, и жрецам приходилось заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людей от новых неизвестных болезней. В этом преуспевали атхарваны — маги, знавшие заклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Они могли научить любым заговорам, знали, как приворожить приглянувшуюся девушку или красавца-юношу, как добиться лада в семейной жизни и согласия с родственниками, благосостояния и здорового потомства. Эти заговоры и составили содержание Атхарваведы — более поздней, чем другие веды, но отразившей более древние религиозные представления, в том числе и доарийские. Вероятно, именно поэтому Атхарваведу долго не признавали каноническим ведийским текстом.
Постепенно
из национально и культурно
Выросший
из религии вед брахманизм не мог
долго соответствовать
Стараясь удержать свои позиции, брахманы приспосабливались к новым условиям, вбирая в своё вероучение прежде чуждые им верования. Мифология, культ, законы ариев подверглись переработке под воздействием как доарийских верований, так и новых учений — буддизма и джайнизма. Таким образом к концу I тысячелетия до н. э. сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.
Одновременно
возрастало значение исконно индийских,
древнейших богов и верований, сохранявшихся
ещё со времён Хараппской цивилизации.
Так постепенно образовывалась та совокупность
течений, школ, групп, обрядов и богов,
которую позже стали называть
индуизмом. Как реки и ручейки
вливаются в море, так и в
индуизм входили новые