Ведическая культура древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Ведическая культура – ранняя стадия формирования древнеиндийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда – "знание"). Веды – это собрание священных текстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
Формирование ведической культуры………………………....4
Основы ведической культуры….………………………………8
Ведическая религия…………………………………………….11
Заключение……………………………………………………...18
Литература………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Ведическая культура Древней Индии.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

    Автономная  некоммерческая организация  высшего профессионального  образования

    «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента» 

    Кафедра социальных и гуманитарных наук

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Культурология»

    на  тему:

        «Ведическая культура Древней Индии» 
     
     

                Выполнил: студент 2 курса

                                   группы СЗФК 09-11

                Гугля Ирина Валерьевна

                Факультет: Экономический

                Специальность: Финансы и кредит

                                                        Принял:____________________________                        

                Допущен к защите___________________

                Защищена_________ Оценка__________ 
             
             
             

    г. Краснодар

    2010 г. 
 
 

    Содержание. 

    Введение………………………………………………………….3

    Формирование  ведической культуры………………………....4

    Основы  ведической культуры….………………………………8

    Ведическая  религия…………………………………………….11

    Заключение……………………………………………………...18

    Литература………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Ведическая  культура – ранняя стадия формирования древнеиндийской религии, из которой  впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда – "знание"). Веды –  это собрание священных текстов  конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также  основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции.

    Если  мы обратимся к наидревнейшим  письменным памятникам, обнаруженным на территории Древней Индии, то тексты индусской культуры (ок. 2500-1700 лет до н.э.), которые до сих пор ещё полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества — так называемая ведическая литература. Речь идёт об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литературе. Ведические тексты — это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.

    Как писал индийский ученый Р.Н. Дандекар, «Веды – это та музыка бесконечности, которая звучит извечно. Древние  мудрецы слышали ее и передавали своим потомкам как самое драгоценное  наследство. Веды – это шрути  в том смысле, что это „ритм  бесконечного, услышанного душой“»

    Формирование  ведической культуры

    Ведическая  литература формировалась в течение  длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремёслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов   (священнослу-жителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.

    Веды  были созданы древними ариями. По своему классу источник возникновения вед  относятся к классу шрути – "услышанное". В течении многих веков веды передавались из поколения в поколение изустно  и хранились в жреческих родах. Брахманы (жрецы) разрабатывали сложную  систему заучивания текстов, которая  исключала малейшие погрешности. Тексты вед продолжали храниться в устной традиции даже тогда, когда в Индии  распространилось письмо. Основа ведической культуры описанная в ведах –  жертвоприношения, сопровождаемые сложным  ритуалом. Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Индра, Варуна, Агни и Сома.  
 

    Веды  создавались постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги. 
• «Ригведа» — «Веда гимнов», или основная веда.

    Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли  все религиозные традиции. Эта  веда — основной источник знаний о  древнеиндийских божествах (в ней  говорится о 333 или 330 миллионах богах). «Ригведа» была записана в период 1500–1000 гг. до н.э., но существовала значительно  раньше. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал.

    На  первом, самом раннем этапе индийской  культуры очень важно было пробудить  в человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и  объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому  «Ригведа» составлена из гимнов. Эта  книга была сложена на языке, который  так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами  получил название санскрита. 
• «Самаведа» — «Веда напевов». 
• «Яджурведа» — «Веда жертвенных формул». 
• «Атхарваведа» — «Веда магических заклинаний».

    «Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана  со жрецами культа огня, знатоками  магии. Они заложили основы домашнего  ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль. «Пятая веда» — пураны. Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты».

    К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно  опирающиеся на них и развивающие  отдельные их стороны:

    К каждой веде — самхите примыкают: 
• Брахманы — содержат комментарии к правилам, ритуалам. 
• Араньяки — размышления для тех, кто живет в лесах. 
• Упанишады (букв. «сидеть у ног Учителя») — тексты этического, философского и ритуального характера. 
• Брахманы в основном были предназначены для жрецов-брахманов. Основная их задача была — раскрыть, объяснить определённый порядок жертвоприношения. 
• Араньяки — это учения, посвященные отшельникам, араньяки в переводе означают «лесные книги». Для трех высших варн индуистов было четыре необходимых ступени развития; первая ступень — ученик, когда они начинали изучать Веды под руководством учителя; вторая ступень — «семьянин», как главный жрец семьи, который проводит основные ритуалы, отвечает за её развитие; третий этап в жизни брахмана — «отшельник», уход в леса для размышлений (как раз для этой части были посвящены араньяки, т.е. учения о духовном просветлении для начинающих отшельников, наставления о том, что такое жертва, созерцание, размышление, единение с Богом и т.д.). 
• Упанишады предназначались для четвёртой стадии развития «дваждырожденных» — отречения для пожелавших стать аскетами. В упанишадах содержится свод философских представлений ведизма. Упанишад 108, но основных 13. Они возникли (по официальным данным) в период VIII–VI вв. до н.э. В упанишадах и брахманах упоминаются определенные констелляции звезд в точно указанных положениях, что позволяет датировать время создания эпоса примерно 20 000 г. до н.э. Собственно упанишады стали основой одной из философских школ брахманизма — веданты (букв. «конец вед»). Упанишады — искусство достижения Божества, это наставления брахманов царям-кшатриям в мудрости.

    В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары).

    Ведические  тексты, возникающие на фоне пёстрого и длительного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично и мистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в нём. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основы  ведической культуры.

     Ведическая культура в Индии утверждалась кране медленно, благодаря настойчивым усилиям древних ариев. Боги и мифы относящиеся к ведической культуре, соприкоснувшись на индийской земле с местными дравидическими богами, постепенно стали меняться под них. Некоторые из старых арийских богов сошли со сцены, другие обрели новую жизнь в индуизме. Пёстрая толпа богов и полубогов (как местных, так и пришлых) стала разрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон.

    Древние арии в Индии не только впитывали  новые представления, но и учились  у местного населения выращивать пригодные для здешнего климата  культурные растения (прежде всего  просо, рис, овёс и лён), строить каналы для искусственного орошения земли  и многому другому. Иногда они  сталкивались с враждебностью местных  племён, называемых в Ригведе даса, или дасью. Те либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо уходили  от них в горы, либо принимали  образ жизни победителей, став членами  их общества. Состав арийского общества постепенно усложнялся, пока не сложились  варновая, а на её основе — кастовая системы, ставшие социальной базой, основой индуизма. Религия освящала и закрепляла наличие социальных слоёв, различий и правил. Разграничения, существовавшие в обществе, в свою очередь сохраняли незыблемыми  религиозные основы.

    В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам (браминам) — знатокам вед и главным исполнителям обрядов. Слово «брахман» многозначно. В ведах есть упоминание о брахмане — некоей таинственной силе, присущей ведийскому ритуалу. В то же время  брахманы — это и жрецы, и комментарии  к ведам учёных ритуалистов-брахманов. Иногда так обозначалась магическая власть священного изречения — мантры. Этой властью, таинственной силой обладал  — брахман, жрец, заклинатель.

    Продвигаясь на восток, к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён, но и с враждебностью  природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, и жрецам приходилось  заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людей от новых неизвестных  болезней. В этом преуспевали атхарваны  — маги, знавшие заклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Они могли научить  любым заговорам, знали, как приворожить  приглянувшуюся девушку или красавца-юношу, как добиться лада в семейной жизни  и согласия с родственниками, благосостояния и здорового потомства. Эти заговоры и составили содержание Атхарваведы  — более поздней, чем другие веды, но отразившей более древние религиозные  представления, в том числе и  доарийские. Вероятно, именно поэтому  Атхарваведу долго не признавали каноническим ведийским текстом.

    Постепенно  из национально и культурно однородной массы ведийских ариев образовалась национально и социально разнородная, пёстрая в культурном отношении  среда, которая включала в себя кроме  пришельцев много индийских народов  и племён, стоящих на разных ступенях развития.

    Выросший  из религии вед брахманизм не мог  долго соответствовать многоукладному индийскому обществу. К тому же в V в. до н. э. в Индии появились новые  религии — джайнизм и буддизм. Они нанесли сокрушительный удар по притязаниям брахманов на интеллектуальную и духовную исключительность в обществе. Новые религии широко распахнули двери для всех слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.

    Стараясь  удержать свои позиции, брахманы приспосабливались  к новым условиям, вбирая в своё вероучение прежде чуждые им верования. Мифология, культ, законы ариев подверглись  переработке под воздействием как  доарийских верований, так и новых  учений — буддизма и джайнизма. Таким  образом к концу I тысячелетия  до н. э. сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

    Одновременно  возрастало значение исконно индийских, древнейших богов и верований, сохранявшихся  ещё со времён Хараппской цивилизации. Так постепенно образовывалась та совокупность течений, школ, групп, обрядов и богов, которую позже стали называть индуизмом. Как реки и ручейки  вливаются в море, так и в  индуизм входили новые верования, образуя в нём разные течения. Одним из таких течений был  бхагаватизм. Он сложился как синтез брахманической религии с живыми народными верованиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ведическая культура древней Индии