Устное народное творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Согласно общепринятому определению, Эпос (греч. éżpos - слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.

Оглавление

1. Эпос…………………………………………………………………. 2
2. Мифы……………………………………………………………….. 3
3. Предания ……………………………………………………………3

4. Былины……………………………………………………………...4

5. Сказания…………………………………………………………….6

6. Заключение………………………………………………………….8

7. Список литературы………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word 1.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

 

1. Исторические С., напр. названия летописей ("Иное сказание"), "Сказание о зачатии царства Казанского", "Сказания" кн. Курбского, "Сказание об Азовском сидении" XVIII в. и др. Древнейший памятник этого рода — "Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь", приписываемое Нестору [XI в.]. В этом смысле термин употребляется и в научной лит-ре XIX в.: "Сказания о князьях и царях земли русской" (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Гаркави" (СПБ, 1870), "Сказания иностранцев о Московском Государстве" (В. Ключевский, М., 1866). см. "Летописи", "Хроники".

 

2. Житийные С., т. е. жития „святых“, помещавшиеся в прологах, четьях-минеях, всевозможных сборниках и составлявшие популярное лит-ое чтение. Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу [XI в.] "Сказание страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба", известною в списках уже от XII в. В этом смысле слово "С." без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX—XX вв. А. А. Шахматов, Н. К. Никольский и др. см. "Жития", "Легенда".

 

3. Апокрифические С., т. е. рассказы о так наз. священных событиях, не утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XI в. и особенно позднее церковью. Таково напр. "Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая", известное в списках от XVI в., или "Сказание о псалтири, како написася Давидом царем", в списках от XIV в. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIX в., напр. в книгах И. Порфирьева: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" (СПБ, 1877) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" по рукописям Соловецкой библиотеки" (СПБ, 1890). см. "Апокриф".

 

4. Поучения-С. — поучительные сочинения религиозного (напр.: "Сказание о будущем веце и о здешнем" в рук. XVIII в.), дидактического ("Сказание о пьянстве и душегубстве", в рук. XVIII в.) и даже хозяйственно-практического назначения (напр. "Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание человеком и скотом" в рук. XVII в. или "Сказание о конских приметах" в рук. XIX в. и др.).

 

5. Повести-С. — обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, к-рые аналогичны современной лит-ой повести. Напр. популярные старинные повести "О Брунцвике", "О Петре Златых Ключах", "О Франциле Венециане", "О царевиче Фиргисе" и мн. др. параллельно с термином "повесть", "гистория" в рукописях назывались также С. см. "Повесть".

 

Все эти виды лит-ых С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в жанры фольклорные. Живой народный язык термина "С." совсем не знает. Исследователи же иногда по лит-ой традиции стали прилагать и к легендам и к преданиям термин "сказания". И. Сахаров ("Сказания русского народа", СПБ, 1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской лит-ры и фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе бытования жанры словесного фольклора переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано, в конечном счете, с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в фольклоре неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

Коллективность словесного Н. т. не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произведений (древнегреческие рапсоды и аэды, русские скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и т.д.). В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного фольклора.: произведения, созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Жирмунский В.М. Народный героический эпос, М. — Л., 1962.

2.     Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы, М. — Л., 1952

 

Материалы предоставлены проектом Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»ва, М. Сперанского, В. Истрина, А. Орлова, Е. Петухова, Пыпина и др.

3.     Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный русский фольклор, М., 1966.

4.     Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974.

5.     Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки, М., 1970.

6.     Роды и жанры литературы, кн. 2, М., 1964.

7.     Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе, Саратов, 1958.

8.     Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв., М., 1967.

 

 

 

9

 



Информация о работе Устное народное творчество