Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:34, реферат
Огромное значение для культурного строительства имели решения XVII съезда партии, состоявшегося в 1934 году. В решениях съезда предусматривалось осуществление во второй пятилетке всеобщего обязательного семилетнего образования «в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена на протяжении первой пятилетки». Опираясь на успехи предыдущего периода, трудящиеся Чечено-Ингушетии в тесном политическом, экономическом и культурном сотрудничестве со всеми народами СССР продолжали бороться за дальнейшее развитие национальной по форме, социалистической по содержанию культуры.
Период развернутого строительства социализма ознаменовался решающими успехами в осуществлении культурной революции.
Основным содержанием
плана культурного
Огромное значение
для культурного строительства
имели решения XVII съезда партии, состоявшегося
в 1934 году. В решениях съезда предусматривалось
осуществление во второй пятилетке
всеобщего обязательного
Опираясь на успехи предыдущего периода, трудящиеся Чечено-Ингушетии в тесном политическом, экономическом и культурном сотрудничестве со всеми народами СССР продолжали бороться за дальнейшее развитие национальной по форме, социалистической по содержанию культуры.
Завершив введение
обязательного начального образования,
Чечено-Ингушетия во втором пятилетии
перешла к осуществлению
С целью вовлечения детей отдаленных горных районов в семилетние и средние школы развернулось строительство школ-интернатов.
Возросли государственные ассигнования. На текущее содержание школьной сети и успешное проведение всеобуча (было израсходовано с 1932 по 1934 год по Чечне 15 752,4 тысячи рублей, из них капитальные вложения составили 6030,8 тысячи, в том числе на новое строительство — 4980,8 тысячи; по Ингушетии — соответственно 3449,8, 1339,7, 1118,6 тысячи рублей.
Школьное строительство осуществлялось не только за счет государственных капиталовложений, но и за счет средств населения, которое приняло самое активное участие в этом важном деле.
Значительным событием
в культурном строительстве республики
явилось осуществление в 1938 году
перевода письменное чеченского и ингушского
народов с латинизированного
на новый алфавит, основанный на русской
графике. Это диктовалось
Новая письменность на русской основе значительно ускорила рост грамотности и культуры народов Чечено-Ингушетии. Алфавит на русской основе способствовал приобщению чеченского и ингушского народов к высокой культуре, к богатейшему наследию русского народа. Создание национальных алфавитов на русской графической основе улучшило учебно-воспитательную работу в школах.
На основе постановлений
Коммунистической партии и Советского
правительства о школах по ряду предметов
вводились новые учебные
В годы второй пятилетки успешно продолжалась ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В борьбе за всеобщую грамотность трудящиеся приняли еще более активное участие.
Немаловажное значение
в борьбе за повышение культурного
уровня чеченского и ингушского народов
имела деятельность системы культурно-
Организация лекций
и докладов на политические и естественнонаучные
темы, художественная самодеятельность
получили еще более широкое развитие;
формы культурно-
В развитии культуры населения большое значение приобретало распространение таких могучих средств массово-политической работы, как кино и радио. Радиоузлов насчитывалось более 20. Расширилась сеть кинофикации. Если в 1927 году в Чечено-Ингушетии было 27 киноустановок, то в 1937 году их стало уже 99.
Таким образом, за годы первых пятилеток были достигнуты значительные успехи в деле улучшения работы и расширения Сети культурно-просветительных учреждений.
Большое развитие в республике получила печать, особенно после объединения Чечни и Ингушетии. В 1936 году издавалось несколько республиканских газет: «Грозненский рабочий», «Ленинский путь», «Сердало», «Ленинец».
Помимо республиканских газет, во всех промышленных районах города Грозного издавались районные газеты: «Голос вышек» — в Октябрьском районе, «Сталинский рабочий» — в Сталинском районе (ныне Заводской район), «Вышка» — на Старых промыслах, «Красный молот» — на заводе «Красный молот», «Пробег» — на железнодорожном узле, «За большевистскую партийность в технике» — техническая газета нефтяников. Кроме того, издавались многотиражки в совхозах, колхозах, на предприятиях.
Заметно увеличились тиражи выпускаемой Чечено-Ингушским книжным издательством учебной и другой литературы. 1) 1934 году было издано литературы почти вдвое больше, чем в 1930, а в 1936 году — 97 названий тиражом 637 тысяч экземпляров. Печать сыграла важную роль в поднятии культурного уровня трудящихся горцев, в вовлечении их в активную борьбу за построение социализма, за осуществление культурной революции.
Успешно шла подготовка кадров советской интеллигенции, В 8 техникумах и 4 специальных школах республики готовились кадры преподавателей для растущей сети неполных средних школ. Учителя с высшим образованием готовились в основном в Орджоникидзе, а также в других городах страны. К концу 1937 года в общеобразовательных школах республики работало 3059 учителей против 378 в 1914/15 году (включая Сунженский район и город Грозный).
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1936 года была повышена зарплата учителям и другим работникам школ в зависимости от их образования, квалификации и стажа работы. Это в значительной степени улучшило материальное положение учителей.
Высшие и средние специальные учебные заведения Чечено-Ингушетии, кроме педагогических кадров, выпускали ежегодно большое число других специалистов, а Грозненский орденоносный нефтяной институт являлся кузницей кадров нефтяной промышленности. Кроме того, многие представители Чечено-Ингушетии получали квалификацию агрономов, зоотехников, экономистов, работников печати, искусств за пределами республики.
В технических и других специальных учебных заведениях республики в начале второй пятилетки обучалось более тысячи чеченцев и ингушей, а в центральных учебных заведениях около 2 тысяч, причем число их из года в год увеличивалось.
Молодая советская интеллигенция сыграла большую роль, как в народном хозяйстве, так и в культурном строительстве республики. В 1937 году 7649 представителей интеллигенции было занято на предприятиях, в сельском хозяйстве (кроме колхозов), в школах, больницах, учреждениях культуры, в партийных и советских органах.
1933—1937 годы характеризовались
дальнейшим развитием научно-
Научно-исследовательские
учреждения Чечено-Ингушетии привлекали
к исследовательской
Большую научно-исследовательскую
работу, имевшую важное народнохозяйственное
значение, продолжал проводить
Хорошая техническая
оснащенность, наличие крупной
В ряде областей исследования институтом был утвержден приоритет Советского Союза. Так, здесь были разработаны и впервые в мировой практике применены методы химической обработки глинистых растворов, используемых при бурении скважин.
К этому же периоду
относится разработка новой технологии
турбинно-направленного
Большим вкладом в науку явилось создание научных основ термического крекинга, изложенных в книге «Крекинг в жидкой фазе». Этот ценный труд не потерял своего значения и в наше время.
Работы, проведенные ГрозНИИ, явились крупным вкладом в науку по нефти и способствовали освоению нефтяных богатств республики.
1933—1937 годы явились
периодом дальнейшего развития
чечено-ингушской советской
Под воздействием реализма совершенствовали свое писательское мастерство и все больше завоевывали симпатии читателей писатели и поэты республики: С. Бадуев, С. Арсанов, Х.-Б. Муталиев, Ш. Айсханов, Н. Музаев, Д. Яндиев, А. Мамакаев, И. Базоркин, М. Мамакаев, Б. Зязиков, X. Осмиев и многие другие.
Особенно большое значение для развития чеченской литературы имело творчество С. Бадуева. С 1926 по 1937 год им было написано 15 пьес, роман, несколько повестей, много рассказов, поэм и стихотворений. Основные из них: «Красная крепость», «Закон отцов», «Золотое озеро», «Адаты» и др. Писатель подчеркивает реакционность и вредность адатских пережитков, призывает к их [преодолению. Имя С. Бадуева неразрывно связано с чечено-ингушским национальным театром. Со времени основания театра (1930 год) и до сих пор пьесы С. Бадуева не сходят со сцены.
Стихи поэта М. Мамакаева отличаются глубоким пониманием жизни. Основной мотив его творчества — гражданская лирика.
Новыми успехами был отмечен и путь ингушских писателей и поэтов. Писателем многообразных творческих интересов проявил себя Х.-Б. Муталиев. Его пьесы «Культармейцы» и «Око за око, зуб за зуб» были направлены против кулачества и религиозных адатских пережитков старины.
Интересные рассказы, раскрывающие реакционную роль арабской школы, публикует И. Базоркин.
В 30-е годы создает свои произведения на русском языке А.-Г. Гойгов. Его мемуарная повесть «Пробуждение» и героико-революционная повесть «Серго» были посвящены актуальным вопросам и имели большое воспитательное значение.
Ряды ингушских поэтов в 30-е годы пополнились именами Д. Яндиева, А. Хамхоева и др.
В феврале 1934 года состоялась
конференция писателей Чечено-
Первый Всесоюзный
съезд писателей (1934 год) имел большое
значение для развития литературы народов
СССР. Он определил основное направление
в творчестве писателей и поэтов
— метод социалистического
В эти годы формируется и национальное театральное искусство народов Чечено-Ингушетии. Большую творческую помощь Чечено-Ингушскому театру оказал старейший грузинский театр имени Шота Руставели. В 1934 году часть артистов и 30 студийцев были направлены на два года в Тбилиси в театральную студию при этом театре. В Чечено-Ингушский театр был прислан один из талантливых режиссеров Арчил Чхарташвили, ныне заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, лауреат Государственной премии, заслуженный артист РСФСР. А. Чхарташвили проделал большую работу по подготовке национальных кадров и совершенствованию их актерского мастерства. В театре в этот период сформировались такие талантливые актеры, как Ася Исaeвa, Измаил Ибрагимов, Ассих Эскерханов, Баудин Эльмурзаев, Мовждин Бадуев, Шамсутдин Кагерманов, Осман Горчханов, Тапа Исаев, Билал Саидов, Ася Ташухаджиева, Роза Бутиева, Тута Алхазов, Гарун Батукаев — первый режиссер-чеченец, закончивший ГИТИС.
В конце 1937 года в Москве при институте имени А. В. Луначарского была создана Чечено-Ингушская театральная студия, в которой обучалось 15 юношей и девушек. После ее окончания все они влились в Чечено-Ингушский национальный театр и ансамбль песни и танца, завоевавшие широкую популярность среди зрителей.