Министерство образования и науки Российской
федерации
ФГБОУ « Уральский государственный
педагогический университет
Институт социального образования»
Кафедра института филологии, культурой
и межкультурной
коммуникации
«Традиции и новации в культуре»
Реферат
Исполнитель:
Дедюхина
Надежда Михайловна
студент БУ-11zАл группы
заочного отделения
_______ _____________
дата
подпись
Научный руководитель:
Мурзина И. Я, профессор
Кафедра культурологии
оценка: _______________
________ ____________
дата
подпись
Екатеринбург
2014
Содержание
Содержание..................................................................................................
2
Введение.......................................................................................................
3
1. Понятие традиции...................................................................................
4
2. Динамика культуры..................................................................................6
Закючение....................................................................................................13
Список литературы.....................................................................................14
Введение
Трудность, с которой
постоянно сталкивались как формационная
теория, так и прогрессистская философия
культуры, заключалась в невозможности
адекватного объяснения того, почему некоторые
ценности и значения, получившие выражение
в произведениях далекого прошлого, не
утрачивают своей функциональности и
сохраняются в духовной жизни много времени.
Некоторые представления и типы мышления
(мифы и религия) продолжают удерживаться
в общественном сознании, несмотря на
все успехи в научном объяснении мира.
Почему социальные и культурные институты
(например, семья и церковь), подвергаясь
изменениям, оказываются необходимыми
и на поздних ступенях прогресса? И, наконец,
почему вместо развития как восхождения
по ступенькам прогресса движение вперед
сопровождается возвратом к пройденным
ступеням? Попыткой найти выход из теоретического
тупика стало обращение к понятию «традиция».
Как полагалось, помимо собственно обще
социальных и социально-экономических
факторов в детерминации культуры действуют
еще и традиции.
Однако консервация
общей системы ценностей, догматизация
религии или идеологии, канонизация художественной
жизни, сопровождаемые отторжением нововведений
или заимствований. В этом состоянии общество
может существовать десятилетиями и даже
веками.
Однако всякое достаточно
сложное общество, несмотря на всю важность
традиций, которые обеспечивают устойчивость,
авторитет культуры, нельзя себе представить
без развития, без новаций.
Цель работы: Изучить
какие бывают традиции и новации в культуре.
1.Понятие
традиции
Традиции – социальное
и культурное наследие, передающееся от
поколения к поколению и воспроизводящееся
в определенных обществах и социальных
группах в течение длительного времени.
Традиции включают в себя объекты социокультурного
наследия (материальные и духовные ценности);
процессы социокультурного наследования;
способы этого наследования. В качестве
традиций выступают определенные культурные
образцы, институты, нормы, ценности, идеи,
обычаи, обряды, стили и т.д.
Традиции присутствуют
во всех социальных и культурных системах
и в известной мере являются необходимым
условием их существования. Особенно широка
их сфера в архаичных и докапиталистических
обществах. Традиции присущи самым разным
областям культуры, хотя их удельный вес
и значение в каждой из этих областей различны;
наиболее важное место они занимают в
религии.
Многообразие существующих
в мире культур в значительной мере обусловлено
многообразием соответствующих культурных
традиций. Благодаря современным средствам
коммуникации значительно расширяются
возможности заимствования и взаимообмена
в сфере культурного наследия различных
обществ. Заимствуемые элементы культурного
наследия, выступающие первоначально
как инновации для заимствующей культуры,
впоследствии нередко традиционализируются
в ней, становясь ограниченной частью
собственного культурного традиционного
комплекса.
Традиции образуют
«коллективную память» обществ и социальных
групп, обеспечивая их само тождественность
и преемственность в их развитии. Социальная
и групповая дифференциация оказывает
существ, влияние интерпретацию и использование
общенационального культурного наследия.
Кроме того, отдельные группы, классы,
слои обладают своими собственными традициями.
В дифференцированных обществах существует
также множество разнообразных временных
ориентации, устремлений на ту или иную
историческую эпоху, рассматриваемую
в качестве «подлинно» традиционной и
образцовой. Отсюда множественность и
противоречивость традиционных культурных
форм и их интерпретаций.
Традиционная культура
характеризуется доминированием традиционности
над новаторством. Ее характерные черты:
– неукоснительное
следование образцам поведения, усвоенным
с детства от старших. Подражание и послушание
обеспечивают сохранение социального
опыта и передачу его от поколения к поколению.
Решения и указания старейшин – хранителей
социального опыта – беспрекословно выполняются;
– высокий уровень
нормативности, охватывающей все стороны
жизни людей. Множество различных запретов
– табу, которые не подлежат обсуждению
и рациональному обоснованию. Господство
коллективистского и конформистского
духа в сознании людей;
– нетерпимость ко
всему чужому, пришедшему из другой культуры
(ксенофобия). Осуждение попыток творчества,
направленного на обновление традиционных
норм жизни и деятельности.
Понятно, что традиционная
культура ставит преграды переменам в
образе жизни и мышления людей. Следствием
этого является устойчивость быта, житейской
психологии, хозяйственного уклада, форм
социального устройства. Общество веками
остается почти неизменным.
Тем не менее, в процессе
функционирования такой системы как культура
в различных ее элементах и подсистемах
формируются и накапливаются противоречия.
Система оказывается разбалансированной
и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные
тенденции. Может сложиться кризисная
ситуация, поэтому процесс обновления
необходим.
2. Динамика
культуры
Периоды кризисов неизбежны
для любой культуры и могут играть не только
негативную, но и позитивную роль в социокультурной
динамике. Важную функцию в динамических
процессах выполняют периоды подъема
культуры. На этой конструктивной фазе
рождаются, фиксируются и распространяются
различные элементы нового культурного
опыта. Огромную роль при этом играют культурные
заимствования – внедрение предметов,
норм деятельности, ценностей, апробированных
жизнедеятельностью других культур; и
инновационно-поисковая деятельность
– сознательный отход от устоявшихся
норм и использование новых образцов деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что в реальной
практике два вида процессов зачастую
тесно переплетены между собой так, что
доминирующие тенденции не проявляются.
Процесс отмирания старых норм и процесс
внедрения новых осуществляются параллельно,
иногда стремительно, иногда постепенно,
а потому незаметно.
Таким образом, явление
культуры в его историческом развитии
есть расширение сфер и областей человеческого
опыта, который рефлексируется и осмысливается,
закрепляясь в традиции. Однако, несмотря
на всю важность традиций, которые обеспечивают
устойчивость, авторитет культуры и культурных
норм, нельзя себе представить развитие
культуры без обновления культурного
опыта, без инноваций. Они проявляются
в изменениях, которым подвергается весь
образ жизни. Изменения в культуре происходят
в результате накопления культурного
опыта, они не могут быть внезапными.
Развертываясь во времени,
культура не только обновляется, но и сохраняет
себя, благодаря действию через определенные
социокультурные институты механизмов
преемственности, которые транслируют
каждому новому поколению культурное
наследие предшествующих эпох (семья,
традиции, общая система образования,
средства массовой коммуникации.
Инновации – механизм
формирования новых технологий и новых
моделей поведения, которые создают предпосылки
для социокультурных вменений. Способность
общества к адаптации, которая делает
возможным разрешение непосредственно
стоящих и насущных для общества и человека
проблем, исторически вырабатывается
в ходе осуществления ритуалов, в игрax и
др. видах деятельности. Инновация зависит
от человеческой способности к творчеству
и возможностей сообщества принимать
или адаптировать результаты этого творчества.
Некоторые культуры
обладают традицией общественной поддержки
инноваций. Новые идеи, возникающие в индивидуальном
сознании, распространяются в обществе,
что создает возможность для социокультурных
изменений.
Всякая культура сочетает
традиции и новации. В зависимости от соотношения
традиций и новаций можно выделить традиционный
и инновационный тип культуры.
В инновационной культуре
новаторство доминирует над традиционностью.
Ее отличают следующие черты:
– размывание шкалы
жизненных ценностей. Разнообразные девиации
поведения не встречают особого негодования
в обществе. Расшатывание морали, падение
нравов;
– ослабление нормативности
культуры. Коллективистское начало уступает
место индивидуализму. Свобода личности
– одна из важнейших ценностей;
создание благоприятных
условий для развития творчества.
Интенсивное развитие
искусства, науки, техники, высокий престиж
знаний, образованности.
Критичность и самостоятельность
мышления.
Инновационная культура
стимулирует развитие производства и
потребления. Создаются условия для технического
и социально-экономического прогресса
общества.
Общей тенденцией истории
человечества является движение от традиционной
культуры к культуре инновационной.
Традиционными были
и культуры, возникшие в государствах
Древнего мира – Египте, Китае, Индии,
Малой Азии. Черты традиционной культуры
можно обнаружить в наши дни у народов,
по тем или иным причинам, не воспринявшим
достижения современной цивилизации.
Культура средневековой
Европы (включая Россию) также носила традиционный
характер. Начиная с эпохи Возрождения,
в западных странах происходит формирование
инновационной культуры. В Новое время
религия теряет прежнюю власть над умами
людей. Возникает свободомыслие, изменяется
отношение общества к творчеству. Поток
новых идей захватывает философию, искусство,
науку, технику.
Однако имеется существенная
проблема соединения нововведений с социокультурной
средой. Всякое нововведение обречено
на забвение, отторжение или лишь на временную
местную реализацию, если оно не встречает
понимания со стороны принимающего общества,
определяемый как состоянием общества,
так и тем, какой слой оказывает наиболее
заинтересованным в развитии нового типа
деятельности.
Объяснение происхождения
того или иного явления культуры не простая
проблема для общественного сознания.
Недаром в мифологии, как мы видели, большое
место занимает «культурный герой», давший
людям огонь, ремесла, письменность. Но
и позднее немалое объясняющее значение
приобретаю мифические сюжеты, должные
объяснить великие открытия случайностью:
«ванна Архимеда», «яблоко Ньютона», «чайник
Уатта» и т.д. Подобными «случайностями»
или «чудом» объясняются и откровения
древних пророков, возвестивших новые
религии. На самом деле все духовные или
научные нововведения вызревают в соответствующей
и очень сложной социальной и в иной обстановке.
Именно социальная
детерминация определяет судьбу открытий
и изобретений, получит ли творческий
акт признание или будет обречен на забвение.
Показательный пример дает история книгопечатания
в Западной Европе. И. Гутенберг начал
печатать книги в середине XV в. Но культурная
среда была уже настолько готова к восприятию
этого факта, что уже в 1500 г. в 26 городах
. В России первая книга была ; напечатана
Иваном Федоровым с небольшим опозданием
(1564) этот факт не повлек за собой прорыва
в этой стране. Сам печатник подвергся
гонениям, а широкое книгопечатание было
отложено на полтора столетия.
Другой характерный
пример дает история с открытием Коперника.
Его открытие гелиоцентричной системы
было опубликовано в 1543 году. За последующие
350 лет было издано 2330 книг по астрономии.
Британский ученый М.Поланьи, приводя
этот пример в своей книге «Личностное
знание», подчеркивет необходимость соответствующей
готовности среды, неявного согласия,
«взаимного притяжения братьев по разуму»,
для того чтобы интеллектуальное открытие
было принято.
История знает множество
примеров того, как открытия и нововведения
отторгались и предавались забвению, если
они не соответствовали социокультурной
среде. И напротив, «социальный заказ»
рождал поток предложений, получавших
признание общества. Так, паровая машина
была впервые построена русским изобретателем
Иваном Ползуновым в 1766 г. на одном из заводов
на Алтае. На протяжении всей своей долгой
жизни Уатт продолжал совершенствовать
машину и содействовал развитию паровой
техники, как в своей стране, так и в других
странах.
Российская культура,
как мы видим, вновь и вновь порождая стимулы
для отдельных нововведений, для проявления
самородков, не имела широкой потребности
в новых знаниях, не имела сложившейся
социокультурной среды, готовой поддержать
нововведения.