Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа
Серьезный анализ своих сновидений это дело увлекательное и очень загадочное. С древних времен в нашей жизни постоянно появляются загадки, что-то непознанное, каким и является сновидение. Еще в древности люди задумывались, а что же такое сон? Современной наукой доказано, что во время сна организм не отдыхает, а продолжает работать, особенно наш мозг. Несмотря на различные доказанные факты о сне, вопрос, что же это такое сон, остается открытым. В современном мире возникли даже определенные течения, пытающиеся разгадать эту загадку. Одно из них этих направлений это философия сновидений. В философии сновидений наблюдается множество теорий, задачей данного реферата является раскрытие теории сновидений Зигмунда Фрейда.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний.
Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.
Впервые
термин «психоанализ» был
Теории Фрейда и используемые
им способы лечения вызвали
В древности сновидениям
придавалось большое значение, в
них усматривались знаки
Придавая сновидениям важное значение, Фрейд исходил из того, что они имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. Фрейд предполагал, что сновидение представляет собой не физиологическое, а психологическое явление. Сновидение – продукт и проявление видевшего сон человека. Поэтому видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение.
Второе предположение состояло в утверждении, что видевший сон знает о смысле своего сновидения. Он только не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику.
Наши сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями предыдущего дня.
Вот что пишет Фрейд в своей книге «Толкование сновидений»: «Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидений имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается потом в неизвестности из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание мнимо утерянное воспоминание на более ранее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидениях человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрственном состоянии… На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по-видимому, не обладает субъект в бодрственном состоянии. В психоаналитических работах с невротиками я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т.п., и пользуются ими во сне, хотя в бодрственном состоянии они ими забываются.»
Фрейд выделяет четыре основных источника сновидений:
1.Внешнее (объективное) чувственное раздражение.
2.Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.
3.Внутреннее (органическое)
физическое раздражение. (Благодаря
сновидениям мы можем узнать
о начинающейся болезни,
4.Чисто психические источники
раздражения. (Посредством сновидений
можно определить, что человека
мучает какое-либо нервное
По поводу содержания сновидений Фрейд говорил следующее: «Сновидение – полноценное психическое явление. Оно – осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно построено при помощи чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности».[ Фрейд З. Сон и сновидения. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 544 с. (Классики зарубежной психологии). 3]
Сновидения маленьких
детей представляет собою очень
часто явные осуществление
Но этот смысл (осуществление
желания) распространяется не только на
детские сновидения, но и на сновидения
взрослых, как больных, так и здоровых.
Страдающему физическими и
Сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: «Там где было Оно, должно стать Я». Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.
Сновидение - одна из сфер душевной
жизни человека, являющаяся объектом
психоаналитического
Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и «работу сна» — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений.
Наше “Я” совсем
не так “прозаично”, как
— вот первопричина существования другой
инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются
требования и запреты родителей, семьи,
воспитателей, социальной среды, народной
традиции, всего филогенеза. Чтобы понять
смысл нынешних психических затруднений
индивида, нужно вернуться к его раннему
детству; в социологии, эстетике, философии
культуры регрессия к ранним этапам человеческой
истории помогает установить смысл сегодняшних
событий, творений, социальных институтов,
религиозных верований и моральных запретов.
Поэтому истолкование сновидений представляет
собой “королевскую дорогу” психоанализа,
а само сновидение может быть парадигмой
всех шифров, уловок влечений, так как
в сновидении происходит регрессия психического
аппарата к архаичному, изначальному —
мы возвращаемся к нашим детским влечениям,
а они суть наследия первобытности.
Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания.
Информация о работе Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе