Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Серьезный анализ своих сновидений это дело увлекательное и очень загадочное. С древних времен в нашей жизни постоянно появляются загадки, что-то непознанное, каким и является сновидение. Еще в древности люди задумывались, а что же такое сон? Современной наукой доказано, что во время сна организм не отдыхает, а продолжает работать, особенно наш мозг. Несмотря на различные доказанные факты о сне, вопрос, что же это такое сон, остается открытым. В современном мире возникли даже определенные течения, пытающиеся разгадать эту загадку. Одно из них этих направлений это философия сновидений. В философии сновидений наблюдается множество теорий, задачей данного реферата является раскрытие теории сновидений Зигмунда Фрейда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

контр. по культорологии.docx

— 39.15 Кб (Скачать)

 

  1. РОЖДЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

 История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний.

Несмотря на то, что большинство  учёных считали сновидения либо набором  механических воспоминаний о прошедшем  дне, либо бессмысленным набором  фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное  сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие  у больных в связи с той  или иной деталью сновидения, Фрейд  делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

       Впервые  термин «психоанализ» был употреблён  Фрейдом на французском языке  30 марта 1896 года в опубликованной  им в Неврологическом Журнале  статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою  первую самостоятельную работу  «Толкование сновидений», которая  посвящена анализу неврозов с  помощью изучения сновидений  анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор  остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и  анализируются в литературных и  философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных  и медицинских трудах. Его часто  и закономерно называют «отцом психоанализа».

 

 

 

В древности сновидениям  придавалось большое значение, в  них усматривались знаки будущего. Толкователи сновидений находили в  них различные предзнаменования. В XIX веке появились экспериментальные  исследования, целью которых стало  определение влияния физических раздражений на содержание сновидений.

Придавая сновидениям  важное значение, Фрейд исходил из того, что они имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. Фрейд предполагал, что сновидение представляет собой не физиологическое, а психологическое явление. Сновидение – продукт и проявление видевшего сон человека. Поэтому видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение.

Второе предположение  состояло в утверждении, что видевший сон знает о смысле своего сновидения. Он только не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает  этого. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему  сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику.

Наши сновидения стоят  всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано  с переживаниями предыдущего дня.

Вот что пишет Фрейд в своей книге «Толкование сновидений»: «Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидений имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается потом в неизвестности из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание мнимо утерянное воспоминание на более ранее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидениях человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрственном состоянии… На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по-видимому, не обладает субъект в бодрственном состоянии. В психоаналитических работах с невротиками я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т.п., и пользуются ими во сне, хотя в бодрственном состоянии они ими забываются.»

Фрейд выделяет четыре основных источника сновидений:

1.Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

2.Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

3.Внутреннее (органическое) физическое раздражение. (Благодаря  сновидениям мы можем узнать  о начинающейся болезни, неприятные ощущения, вызванные внутренним физическим раздражение, могут отразиться во сне.)

4.Чисто психические источники  раздражения. (Посредством сновидений  можно определить, что человека  мучает какое-либо нервное расстройство.) Особенно часто в случаях выздоровления  от душевных болезней наблюдается,  что при совершенно здоровом  состоянии днем, сновидения носят  характер психоза. Относительно  изменения, которое претерпевает  сновидение при душевной болезни,  до сих пор известно мало  достоверного. Напротив него, внутреннее  сродство между сновидением и  душевным расстройством, проявляющееся  в полном совпадении обоих  явлений, снискало себе уже давно внимание ученых.

По поводу содержания сновидений Фрейд говорил следующее: «Сновидение – полноценное психическое явление. Оно – осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно построено при помощи чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности».[ Фрейд З. Сон и сновидения. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 544 с. (Классики зарубежной психологии). 3]

Сновидения маленьких  детей представляет собою очень  часто явные осуществление желаний  и поэтому в противоположность  сновидениям взрослых почти совершенно не интересны. Они не содержат никаких трудно разрешимых загадок, но, безусловно, чрезвычайно ценны, как доказательство того, что сновидение по самой своей сущности представляет собой осуществление желания.

Но этот смысл (осуществление  желания) распространяется не только на детские сновидения, но и на сновидения взрослых, как больных, так и здоровых. Страдающему физическими и душевными  болезнями сновидение открывает  то, что недоступно ему в действительности: хорошее самочувствие и счастье; так и душевнобольному рисуются светлые картины счастья, величия и богатства. Мнимое обладание благами и мнимое осуществление желаний, неспособность осуществлять которые служили психическим базисом безумия, образуют зачастую главное содержание сновидения.

Сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: «Там где было Оно, должно стать Я». Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Сновидение - одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым  обнаруживается сокрытое.

Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и «работу сна» — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений.

 Наше “Я” совсем  не так “прозаично”, как полагали  философы. Это лишь одна из  инстанций психики, формирующаяся  в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка  от родителей, медленное в сравнении  с другими животными взросление 
— вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а  знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к  нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания.


Информация о работе Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе