Теория возникновения культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Происхождение, понятия «культура. Слово культура — латинского происхождения, которое буквально обозначало обработку, досмотр, улучшение, возделывание. В классической древности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона (ІІІ в. до н.э. Такое значение слова «культура» — «земледелие» — пошло в прошлое. Намного ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (I в. до н.э.).

Файлы: 1 файл

теория возникновения культуры.docx

— 13.68 Кб (Скачать)

Происхождение, понятия  «культура. Слово культура — латинского происхождения, которое буквально  обозначало обработку, досмотр, улучшение, возделывание. В классической древности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона (ІІІ в. до н.э. Такое значение слова «культура» — «земледелие» — пошло в прошлое. Намного ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (I в. до н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово «культура» приобрело многозначительность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона 
Латынь донесла к нам слово «культура» через тьму столетий. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-либо отрасли, приобретение умственных навыков.  
В XVIII веке, согласно выводам лингвистов слово «культура» стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность, — все то, что и в настоящий момент отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие «цивилизация». Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований. В древнегреческой употреблялось слово «пайдейя», которое означало воспитание гармоничной личности (в ребенке), в китайском языке — «жень» и «вень» означали воспитание благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о «дхармашастре» (учение о жизненных правилах поведения и обязанностях верующего). Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Слово «культура» стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. Так французские просветители 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума".В конце 19 - начале 20 веков универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с идеалистических позиций неокантонианства (Г. Риккерт, М. Вебер). В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа.

 


Информация о работе Теория возникновения культуры