Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 14:35, реферат
Сегодня человечество объединяется единой общечеловеческой культурой, возникшей на основе целостности мира. Целостность мира - это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась в результате развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира стала основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он адресуется каждому человеку, произносит право каждого на жизнь, благосостояние, свободу.
Тенденции развития массовой культуры в современном обществе.
Сегодня человечество объединяется единой общечеловеческой культурой, возникшей на основе целостности мира. Целостность мира - это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась в результате развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира стала основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он адресуется каждому человеку, произносит право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Одной из важнейших стала идея равенства всех людей. Другим важным выводом развития культуры последнего столетия является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Мировая научная целостность XX в. положила начало экономическому объединению мира. Современное поколение является свидетелем растущей интернационализации народнохозяйственного связей. О росте интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Формирование целостности мира предполагает принятие общих ценностных предпосылок. Без них любое взаимодействие невозможно, так как разные системы ценностей разъединяют людей, мешают им понимать друг друга. Современная культура, интегрирующей различные страны в единую целостность, основывается на общечеловеческих ценностях, как: права личности, гуманизм, творческое развитие личности, распространения научного знания и передовых технологий, взаимообогащение национальных культур, уважительное отношение к жизни и окружающей среды. Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер пришел к мысли о необходимости отказа от технократической культуры. Остро чувствуя мировые катастрофы и войны XX века, он делает вывод о том, что технократическая наука и распространение технократизма как одного из элементов культуры привели к сужению ее гуманистической сферы и к гибели гуманистических идеалов культуры. Мыслитель выдвинул принцип благоговения перед жизнью как фундаментальный для формирования новой общепланетарной культуры. Этот принцип экологии духа, сохранение и взаимоуважения в сфере культуры означал переход от технократической модели развития цивилизации к новой, ориентированной действительно на общечеловеческие ценности. Считается, что одним из главных признаков реальной культуры является неоднородность и богатство ее проявлений. Однако в условиях "индустриального общества" и НТР человечество в целом выявило довольно отчетливую тенденцию к шаблону и однообразием в ущерб любым видам оригинальности и самобытности. Изменения, происходящие, способствовали появлению социологических и философско-исторических концепций так называемого массового общества, а на их почве возникли и теории массовой культуры. Массовая культура - понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Синонимами выступают поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура. Массовая культура - разновидность культуры, ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности (с помощью СМИ) на усредненный уровень развития массовых потребителей. Как термин "массовая культура" введена М. Хоркхаймером. Понятие "массовая культура" отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, журнал, грампластинка, магнитофон, видеомагнитофон); становления индустриально-коммерческого типа производства и распределение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и поднятия уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете семьи. Все перечисленное превращает культуру в отрасль экономики, вращая ее на массовую культуру. Годом рождения массовой культуры можно считать 1870, когда в Великобритании был принят закон об обязательной грамотности. Всем стал доступен главный жанр художественного творчества XIX в. - роман. Вторая веха - 1895 г. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха – легкая музыка. Магнитофон и телевидение еще более усилили позиции массовой культуры. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для потребления массами. Это искусство для каждого, и оно должно учитывать его вкусы и требования. Каждый, кто платит, "заказывает свою музыку". Искусство охотится на подростка, домохозяйку, рабочего, спортсмена и т.д. Массовая культура - это определенная часть культуры. И достоинство ее произведений находится не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том, что они основаны на архетипах, то есть бессознательного форме восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. Это бытовой интерес, и он составляет базу успеху массовой культуры, ее произведений. Катастрофическим следствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления. Высокая культура требует высокого интеллектуального напряжения. И встреча с "Моной Лизой" в выставочном зале не идентична встречи с ней на коробке спичек или на майке. Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О. Шпенглера "Закат Европы", А. Швейцера "Культура и этика", Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс", Е. Фромма "Иметь или быть", где массовая культура осмысливается как последнее выражение духовной несвободы, вид отчуждения и притеснения человеческой личности.
Информация о работе Тенденции развития массовой культуры в современном обществе