Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:25, реферат
Целью нашего исследования является рассмотреть технику как социокультурное явление, раскрыть связь между культурой и техникой.
В процессе написания работы, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. проанализировать значение техники для человека;
2. рассмотреть сущность и типологию культуры;
3. изучить социокультурный смысл техники;
4. выявить связь и взаимоотношение техники с другими социокультурными элементами.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Человек и техника……………………………………………………………..4
2. Сущность и типология культуры……………………………………………..6
3. Социокультурный смысл техники……………………………………………8
4. Техника и ее взаимоотношение с другими социокультурными элементами……………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО
«Уральский государственный горный университет»
Кафедра Художественного проектирования и теории творчества
Техника как социокультурное явление
Реферат по культурололгии
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Человек и техника……………………………………………………………
2. Сущность и типология культуры……………………………………………..6
3. Социокультурный смысл техники……………………………………………8
4. Техника и ее взаимоотношение с другими социокультурными элементами……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется техникой...
Для техники характерно следующее:
Власть. Техника - это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Это умение - способность делать и обладать, а не созидать и предоставлять расти.
Применяя силу природы против силы природы, техника господствует над природой посредством самой природы. Это господство основано на знании. В этом смысле и говорят: знание - это власть.
Смысл техники. Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей. Поставленных человеком, таких, как облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования, увеличение досуга и удобств. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека.
Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.
Мы различаем технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты...
Итак, техника это совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Мы рассматриваем технику как явление культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве она находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой, моралью, экономикой, политикой, искусством и др.
Целью нашего исследования является рассмотреть технику как социокультурное явление, раскрыть связь между культурой и техникой.
В процессе написания работы, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. проанализировать значение техники для человека;
2. рассмотреть сущность и типологию культуры;
3. изучить социокультурный смысл техники;
4. выявить связь и взаимоотношение техники с другими социокультурными элементами.
Объектом исследования является техника как социокультурное явление.
Методы исследования:
1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) анализ научной литературы, учебников и пособий по культурологии, эстетике, философии культуры, технике.
Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами культурологи и техники какие как Мамонтов С.П., Радугин А.А., Попов Е.В., Багдасарян Н.Г., Ортега-и-Гассет Х., Хайдеггер М., Шпенглер О., Ясперс К. и др.
1. Человек и техника.
Чтобы понять сущность техники, нужно исходить не из машинной техники, по крайней мере, не поддаваться искушению видеть цель техники в создании машин и инструментов.
В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством. Значение техники установимо только исходя из души. ...
Пока еще нельзя сказать, что политико-техническая революция стала уже абсолютно невозможной. Это вопрос исторического момента, исторического шанса. В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. На мой взгляд, сейчас - причем, как кажется, на непродолжительное время - мы вышли к развилке исторического пути...
Техника не то же, что сущность техники. Отыскивая сущность дерева, мы неизбежно увидим: то, чем пронизано всякое дерево как таковое, само не есть дерево, которое можно было бы встретить среди прочих деревьев.
Точно также и сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Мы потому никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ею, управляться с нею или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще по рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное, такое представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми к ее существу. ...
...Инструментальность считается основной чертой техники. Шаг за шагом спрашивая, что такое собственно техника как средство, мы придем к раскрытию потаенного. Здесь заложена возможность всякого поставляющего изготовления.
Итак, техника не простое средство. Техника - вид раскрытия потаенности. Если мы будем иметь это в виду, то в существе техники нам откроется совсем другая область. Это - область выведения из потаенности, осуществления истины. ...Царящее в современной технике раскрытие потаенного есть производство, ставящее перед природой неслыханное требование быть поставщиком энергии, которую можно было бы добывать и запасать как таковую. А что, разве нельзя того же сказать о старой ветряной мельнице? Нет. Правда, ее крылья вращаются от ветра, они непосредственно отданы его дуновению. Но ветряная мельница не извлекает из воздушного потока никакой энергии, чтобы сделать из нее запасы...
2. Сущность и типология культуры.
Понятие культура в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных и телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла, культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле говорят об общей культуре.
Результатом передачи опыта от поколения к поколению является возникновение культурных структур – "вертикальных" и "горизонтальных".
"Вертикальное" измерение задается категорией "уровень культуры"; "горизонтальное" характеризуется всем разнообразием культурных форм. Роль первичного детерминанта в отношении к культуре проявляется в том, что уровень культуры общества в конечном итоге определяется социально-экономическим строем. Это измерение культуры, будучи главным, не единственно: в культуре одного уровня можно наблюдать огромное разнообразие культур. Преобразование культур, сколько бы ни было оно медленно, происходит путем культурного "взрыва", в результате которого старая преодолевается. Преодоление этого, одновременно, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается преемственность в культуре.
Культура - развивающееся целое. Если в общем плане стадиальность в культуре совпадает со стадиями всемирно-исторического процесса, то отнесение каждой конкретной культурной общности к той или иной стадии всякий раз представляет особую задачу, решающую по-разному в различных системах (то есть какой концепции культуры придерживается тот или иной исследователь).
Развитие социума – необходимое понимание процесса развития как двояко детерминированного, то есть как обусловленного социально-экономическими производственными отношениями, с одной стороны, и культурой, с другой. Очевидно, что только раскрытие механизма взаимодействия детерминантов общественного развития могло бы придать значимость этому тезису. Но постижение этой механики невозможно без выяснения структуры и сущности культуры как детерминанты общественного развития.
Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывает, в какой мере она дает возможность применить его способности и творческие возможности.
В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура.
Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры. По мнению многих культурологов, существуют смежные виды культур, проникающие во всю систему культуры. Это такие виды культуры, как экономические, политическая, экологическая, эстетическая.
Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную.
Первая - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.
Вторая - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой. Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами.
Культура является многоуровневой и многофункциональной системой.
3. Социокультурный смысл техники.
Одно из самых противоречивых явлений ХХ века - техника. Обладая и созидательной, и разрушительной силой, техника в наши дни воспринимается далеко не так оптимистично, как, предположим, в первой половине нашего века, когда в технике видели спасательный круг для культурного, экономического, морального прогресса.
Настороженное, а подчас и негативное, отношение к технике связано со следующими факторами:
· растущая непредсказуемость последствий для природы и человека использования техники;
· часто сложность техники превосходит контролирующие возможности техники, а ведь надежность технических средств - одно из важнейших условий безопасности ее использования;
· масштабность развития техники, возникновение особого технического мира, законы которого могут "мстить" человеку за их незнание.
Определений техники, как и некоторых других сложных феноменов культуры, много. Техника - это:
· прикладное естествознание,
· способ (средство) подчинения природы,
· способ упорядоченности природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека,
· средство освобождения ограничений природы,
· создание искусственной среды,
· опредмечивание человеческой деятельности и т.д.
Таким образом, в узком смысле слова техника - это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, некоторые объекты (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу, которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности - инженерной. В широком смысле слова термин "техника" имеет социальный, ценностный смысл. Это продукт человеческой цивилизации.
Итак, техника - это многогранное явление. Можно выделить пять основных аспектов техники, изучаемых различными науками:
1. инструментально-
2. естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении "техника - природа", которое является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии;
3. индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области "техника - человек" (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, психология, физиология, эстетика и др.;
4. социальное измерение в рамках отношения "техника - социальное бытие", предметная область которого есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса; этот аспект изучается социологией, культурологией, экономическими науками, политологией;
5. культурное измерение в рамках отношения "техника - социокультурный мир", изучаемое культурологией.
Одной из важнейших социокультурных черт техники является то, что она является средством преобразования окружающей среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве (миф о Прометее, о Дедале и Икаре). Техника выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними (христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия). Техника есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.