Танцевальная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:06, реферат

Краткое описание

Индийские танцы – древнее искусство Индии, впитавшее в себя традиции, краски, звуки, культурные особенности племен и народов этой страны.
История индийского танца насчитывает несколько тысячелетий, поскольку уже в III тысячелетии до н. э. в индийской скульптуре возникает популярный с тех пор мотив танца. Искусство индийского танца богато и многообразно, что объясняется различием климата, условий быта, музыкальных инструментов в разных уголках большой страны. Можно выделить три основные группы, представляющие индийское танцевальное искусство:

Файлы: 1 файл

танцевальная культура древней индии)).docx

— 42.10 Кб (Скачать)

 Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонажа выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика, выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью, чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо сзаранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений "Махабхарата" и "Рамаяна". Катхакали исполняется в сопровождении музыки школы сопана, отличающейся от музыки школы карнатака. Оркестр включает в себя вертикальный цилиндрический барабанчик ченда, горизонтальный барабанчик — маддалам, цимбалы и гонги. Два певца поют песни на языке малаялам, рассказывая о событиях, которые танцоры разыгрывают на сложнейшем языке поз, телодвижений, жестов и мимики.

  Манипури.

Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью. Положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь,выражение лица мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями, на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм танца манипури-рас, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках. Чисто танцевальные номера исполняются на определенную рагу, танцовщицы как бы строят в пространстве изящное переплетение линий. В телене, как и в тиллане, музыкальное сопровождение имеет свой особый лад и ритм, а круговые движения исполнительниц поражают изысканностью. Танец манипури состоит из двух основных частей чали и бханги. Нритья состоит из раслила, где сочетаются элементы чистого и драматического танца. Певцы сутрадхары — поют очень высокими голосами с большим чувством. Танец манипури сопровождается оркестром: флейты, однострунная пена, барабанчик-пунг и цимбалы. В изобразительном танце используются сюжеты из "Гитаговинды" Джаядевы и поэзии Видьяпати. Движения танцующих плавные, глаза обычно опущены вниз.

 Другие танцевальные  номера включают пунгчолом. Мужчины танцуют и бьют в барабанчик-пунг,совершая быстрые круговые движения, акробатические прыжки, они не перестают играть на барабанах и вызывают восхищение зрителей своей виртуозностью. К этому типу танца близок каратала-чолом, где исполнители танцуют, хлопая в ладоши, и мандиланартана, в котором танцоры, не прерывая движений, играют на цимбалах. Оба танца исполняются во время праздников и по случаю особых торжеств. На современной сцене классические виды индийского танца исполняются четко и чисто,и хотя длинные номера несколько сокращаются в угоду времени и современным вкусам, дух и характер танца остаются неизменными, что не исключает отдельных опытов экспериментирования и новаторского переосмысления в области формы. Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл.

«Язык» индийского танца.

Древние индийские  трактаты донесли до нас также  эстетико-теоретические основы и  принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как  стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца  трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, - они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра - разнообразные позиции пальцев, и хаста - жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный "язык жестов" имеет в своем "словаре" более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по отношению к телу,танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители  воспринимают в этом случае сменяющиеся  пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии развита способность понимать с детства специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое  распространение получила религиозная  символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия  и идеи, но за всем этим просматриваются  также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные  средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя - искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют

24 Движения головы:

Сама - голова неподвижна (гнев, безразличие);

Адхомуака - голова наклонена вперед (удовольствие, радость);

Алокита - движение головой по кругу (опьянение, колебания);

Паравритта - голова наклонена в сторону (влюбленность);

Тирлонната - движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 Движений глаз:

Шрингара - брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);

Вира - сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);

Шанта - медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 Положений бровей:

Патита - брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);

Ресита - брови кокетливо приподняты (любопытство);

Кунсита - одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.

Движения шеи:

Сундари - движение по горизонтали (экзальтация);

Параваритта - движение справа налево (любовь, нежность, поцелуй);

Пракамрита - шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче - максимально  выразительному и эмоционально насыщенному  показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные  мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам - музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным  их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

В Индии считают, что танец – отец всех искусств, именно поэтому танцевальные мотивы прослеживаются в скульптуре, живописи, кино и других видах искусства.


Информация о работе Танцевальная культура