Тагарская культура.
Введение.
АРХЕОЛОГИЯ - это начало
культуры генеза, которое возможно изучить
и понять только через археологические
материалы.
В данной контрольной
работе я раскрою историю происхождения
тагарской культуры, особенности жилища
и рода занятий тагарцев; индивидуальность
образов искусства, религии и мифологии
тагарской культуры.
Изучение научных
трудов по вышеописанной теме
помогает сформировать знания
в области археологии, дает представление
о процедуре научного исследования
культуры, позволяет понять единство
прошлого и настоящего мировой
истории, а также истории нашего региона,
частью которой и является тагарская культура.
Глава
1. История происхождения тагарской
культуры.
По огромному поясу
степей и лесостепей Европы
и Азии, протянувшемуся от Дуная
на западе до Забайкалья и Монголии
на востоке, в I тыс. до н.э. сложились культуры
скифов, савроматов, саков и др. кочевых
и полукочевых племен Средней Азии, Казахстана
и Южной Сибири. Культуры скифо-сибирского
мира возникли в основном в среде европеоидного
населения на базе прогрессивного развития
скотоводческо-земледельческого хозяйства
при относительной этнической близости
племен и объединений, вступивших между
собой в широкие устойчивые контакты,
способствовавшие появлению некоторых
сходных черт материальной культуры и
идеологии. Создалась новая историческая
ситуация, характеризующаяся важными
изменениями в характере производства,
идеологии и социальной структуре самих
первобытных общин. Территория лесостепного
района в Южной Сибири, где получила распространение
тагарская культура VI-I вв. до н.э., определяется
особыми, отличными от соседних районов
физико-географическими условиями рельефа,
растительности, почв и климата; распространением
типичных только для этого района тагарских
земляных курганов без заметных на поверхности
каменных оградок и каменных столбов по
углам (Мартынов, 1979, с. 3), (Членова, 1967, с.
216-217).
Однако некоторые памятники
тагарской культуры одни исследователи
датируют IX в. до н.э., другие - VIII в. до
н.э. Но, не смотря на кажущиеся противоречия,
абсолютная хронология тагарских древностей,
предложенная С.В. Киселевым еще в конце
20-х годов, подтверждается современными
методами исследований и составляет VII-III
вв. до н.э. Это эпоха раннего железного
века или, по-другому его называют, бронзовый
век. Основной территорией распространения
этой культуры является район Хакасско-Минусинской
котловины (Хакассия, южный район Красноярского
края) и северо-восточная часть Кемеровской
области (степная и лесостепная зона бассейна
Среднего Енисея и его притоки - реки Абакан,
Туба, Сыда, Ерба и другие, и бассейн реки
Чулым и ее приток Урюп). Эта культура названа
по топониму - острову Тагарскому на р.
Енисей, хотя первоначально С. А. Теплоухов
назвал ее минусинской курганной культурой.
Позднее С.В. Киселев предложил более удобное
наименование - теперь уже общепринятое.
Глава
2. Особенности жилища и рода занятий
тагарцев.
- Жилища тагарцев
Открытые в лесостепном
районе поселения, несмотря на их немногочисленность,
можно отнести к трем типам: 1)укрепленные
поселения-городища со следами наземных
долговременных жилищ, с валом или рвом
до 2 м глубины. Жилища были рубленные четырехугольные
квадратные или прямоугольные деревянные.
Избы рубили в "лапу". Также были жилища,
сложенные из камня и глины или глинобитные.
2) Долговременные неукрепленные поселения,
которые также могли состоять из деревянных
и глинобитных жилищ. Рядом часто оборудовали
загоны для скота, т.к. крупный и мелкий
рогатый скот нуждается в укрытии на период
холодов. 3) Стойбища-литовки в виде юрт
или конических шалашей. Такие стойбища
нередко возникали и в непосредственной
близости от укрепленных поселений. На
площади подобных поселений обнаружены
кострища и ямы от столбов для загонов
или конструкций легких наземных жилищ.
При этом тагарцев часто относили к кочевникам
или полукочевникам, хотя в ряде случаев
факты свидетельствовали о прочной оседлости
некоторых групп населения Южной Сибири
(Мартынов, 1979, с. 92-96, 106).
- Род занятий тагарцев
Хозяйство тагарской культуры
было комплексным, основанным на рациональном
использовании природных условий степей,
горных и приречных долин. Основу его составляло
скотоводство и приречное, орошаемое с
помощью каналов земледелие. Развито было
горнорудное дело, металлургия, обработка
камня, строительное дело, ювелирное искусство.
Из дерева и камня возводили огромные
усыпальницы - курганы, проводили на многие
километры оросительные каналы.
- Скотоводство
Разведение скота
было важнейшей формой деятельности
у тагарцев. Основу стада (около
80%) составляли коровы и овцы
с козами, следовательно, они занимались
пастушьей формой скотоводства.
Коров разводили для мяса, молока и молочных
продуктов, о чем свидетельствуют немногие
археологические находки в виде керамической
посуды разных форм. Овец же и коз разводили
для мяса и шерсти. А т.к. они вели кочевой
образ жизни, то свои стада тагарцы пасли
на лошадях. Отсюда, лошади составляли
третью часть (20%) основного стада. Разводили
низкорослых рабочих лошадей и лошадей
для верховой езды. Такие пропорции были
определены природно-климатическими условиями.
Древние люди почти не заготавливали на
зиму сено, животные круглогодично находились
на подножном корме. Поэтому лошади были
необходимы для добычи корма в осенне-зимний
период из-под снега глубиной до 40 см. Первыми
шли кони, у которых этот инстинкт хорошо
развит, а затем коровы и овцы. В то время
скот надо было перегнать к месту расположения
кормов. В условиях Южной Сибири кобыле
с жеребенком нужно пастись в течение
года на 20-40 гектаров пастбищ. Для семьи
из 5 человек необходимо более 800 гектаров,
поэтому приходилось внимательно следить
за сохранностью зимних пастбищ. Для них
выбирали места, где зимой было мало снега,
не образовывался наст и т. д. Там же, как
правило, оборудовалось зимнее поселение.
А, по мнению Л. Р. Кызласова, население
тагарской культуры разводило еще и кур
и свиней.
- Земледелие
Земледелие было
вторым по важности направлением
деятельности. Оно было пойменным:
обрабатывались под посевы, постоянно
увлажненные и естественно удобренные
почвы при первых приречных и приозерных
террасах. Землю обрабатывали бронзовыми
мотыгами-кельтами или деревянными мотыгами
с бронзовыми оковками, урожай сжинали
бронзовыми серпами, зерна растирали каменными
зернотерками и ручными мельницами. Также
в хозяйстве имелись деревянные лопаты,
костяные мотыги, и, возможно, примитивный
плуг и соха. В основном выращивали просо
и азиатский голозерный четырехрядный
ячмень, хотя кое-где могли выращивать
такие сорта пшеницы как карликовая, двузернянка
и спельта. Под поля обрабатывались чаще
мягкие и влажные земли речных долин, а
в засушливых местах сооружались ирригационные
системы. Оросительные каналы достигали
15 — 20 км длины (Мартынов, 1979, 97-106), (Интернет,
Википедия).
- Промыслы
- Помимо основных видов деятельности тагарцы также занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Они охотились на зверей, прежде всего, с целью получения пушнины, мяса и кожи, а из костей и рогов животных они делали различные украшения, орудия труда и даже и кое-какие детали оружия. Охота велась как поодиночке, так и группами. Часто устраивались облавные и загонные охоты. Рыбу ловили с помощью сетей, острог и бронзовых рыболовных крючков.
- Также в тагарской культуре использовалась керамика, её изготавливали без использования гончарного круга. Сосуды разных форм использовали для хранения и приготовления молочной и мясной пиши. Наиболее известная форма сосудов – баночный сосуд с плоским дном. Но встречаются и другие формы глиняной посуды: кубки на поддонах, низкие мисочки, округлые сосуды. Всю керамику по характеру примесей и структуре можно разделить на три большие группы: мелкоструктурная с различными включениями, крупноструктурная и мелкоструктурная с добавлением песка.
- Деревообработка у тагарцев была на очень высоком уровне. Деревянные конструкции погребальных камер в виде бревенчатых срубов указывают на мастерство в плотницких работах. Из дерева изготавливали большой ассортимент деталей оружия и бытовых предметов — деревянных чаш, коробов, тарелок, ложек, берестяных туесов. Делались берестяные короба и чаши. Дерево также шло на сооружение мостов, переходов, настилов. Вероятно, не в меньшей степени использовалось дерево при изготовлении транспортных средств – лодок, плотов, повозок, волокуш, а также культовых предметов.
- Ткачество, изготовление шерстяных изделий, выделка кожи и меха в тагарскую эпоху позволяли получать удобную и прочную одежду и галантерею. Например, из тонкой кожи шили ремешки, небольшие чехлы. Толстые кожи шли на изготовление ремней, упряжи, крупных чехлов и обуви. Тагарские шерстяные ткани были различны по качеству: простое, саржевое и диагональное переплетение, а также вязаное полотно.
- Применение камня в эпоху тагарской культуры было ограниченным. Камень использовали, прежде всего, в строительном деле, в сооружении курганов, а также для изготовления некоторых вспомогательных бытовых и производственных приспособлений. Из камня плотных полудрагоценных пород изготовлялись украшения и некоторые культовые предметы. Сложившееся в эпоху тагарской культуры использование камня стало характерным на длительный период, вплоть до эпохи Средневековья в Сибири (Мартынов, 1979, с 112).
- Горнорудное дело и металлургия
Эпоха, в которую развивается
тагарская культура, обычно в науке называется
ранним железным веком. Но вот парадокс,
железные изделия в курганах этого времени
практически не представлены, найдены
в основном бронзовые предметы. Железо
же у тагарцев появляется на последних
этапах существования их культуры. Во
многом это связано с высоким уровнем
бронзолитейного дела, которое полностью
удовлетворяло потребности общества,
а также с доступностью медной руды. Интересно
отметить, что первоначально преимущество
железа над бронзой не было по достоинству
оценено. Так, например, при изготовлении
кинжалов тагарские кузнецы делали из
твердого железа рукоять, а из более мягкой
бронзы - лезвие. Итак, горное дело и металлургия
расцветают в середине тагарской эпохи.
Умелые мастера с помощью молотов, кайл,
кирок и лопат разрабатывали медные рудники.
Руду переплавляли в медеплавильнях, устраиваемых
неподалеку от мест выработки. Они были
постоянными, использовались длительное
время. Там же были поселения древних металлургов. Большая
часть древних медных рудников Южной Сибири
принадлежала тагарцам. Они значительно
улучшили состав различных бронзовых
сплавов. Знаменитая тагарская золотистая
бронза лучше карасукской, большинство
изделий почти не разрушилось от времени,
и в виде слитков, а чаще изделий служила
предметом экспорта в другие районы, особенно
в тайгу и лесостепи Западной и Средней
Сибири (Интернет, Википедия). Часто встречаются
бронзовые ножи, кинжалы, чеканы, кельты,
тесла (топор, мотыга, заступ, тесло), наконечники
стрел, секиры, боевые проушные топоры
и украшения. Таким образом, район тагарской
культуры был одним из крупнейших очагов
бронзолитейного производства Евразии.
Глава
3 Индивидуальность образов искусства,
религии и мифологии тагарской культуры
- Индивидуальность образов искусства
- Искусство у тагарцев достигло высокого уровня. Получило распространение художественное литье, гравировка по металлу. Преобладают изображения зверей в «скифо-сибирском» зверином стиле, выполненные из бронзы. Для него характерны, во-первых, образы травоядных животных – оленя, барана и козла, во-вторых, своя художественная манера передачи образов: спокойная поза скульптурных и горельефных изображений животных без излишней детализации и геральдических аксессуаров, в-третьих, стремление к монументальности, что особенно присуще навершиям и штандартам, увенчанным объемными фигурами животных. Тагарскому искусству чужда повествовательность, здесь нет групповых сцен и сюжетов борьбы хищников и травоядных. Оно было прикладным, что, конечно, не исключает и большой смысловой нагрузки его произведений, и самостоятельным (Мартынов, 1979, с.121). Помимо травоядных животных тагарцы все таки еще изображали и хищников (волк, барс), кабана и головы птиц. Ими украшались ножи, кинжалы, зеркала, пряжки, чеканы (боевое оружие в виде клевца).
- Большого совершенства достигли древние ювелиры. Расплющивая золото до состояния фольги, они обкладывали им бронзовые вещи, добиваясь повешенной сакрализации предмета. Часто из золотой фольги вырезались самостоятельные аппликации, которые, по-видимому, наклеивались на органическую основу.
- Особую группу представляют украшения в виде бус. Встречаются как отдельные бусины, так и целые наборы в виде ожерелья из металла, камня и стекловидной массы. Самые разнообразные по форме, цвету и материалу они выполняли не только декоративную функцию, но и служили в качестве оберегов.
- Тагарское декоративное искусство играло меньшую роль по сравнению с искусством «звериного» стиля. Тагарский орнамент подчеркивает форму и конструкцию предметов, обрамляет вещи, делает их нарядными, более заметными и законченными по форме. В зависимости от исходных фигур орнамент чаще всего классифицируют как животный, растительный и геометрический (круги, линия, сетка, ромб, треугольник, зигзаг) (Мартынов, 1979, с. 123-125). Орнаментальные мотивы у тагарцев связаны с определенными предметами из бронзы и кости, в значительно меньшей степени с керамикой. Геометрическим орнаментом украшали ручки некоторых ножей, кинжалов, обушки чеканов. Некоторые кожаные чехлы были декорированы скрученными шерстяными нитями. Циркульный орнамент (кружок с точкой посередине) известен на костяных изделиях.
- Скифо-сибирский звериный стиль отобразился и в наскальном искусстве. Надо отметить, что в Хакасии рисунков на скалах и на курганных стелах, относящихся к тагарской культуре, значительно больше петроглифов других эпох. Здесь, в отличие от бронзовой пластики, изображались не только животные, но люди. Наиболее распространенный персонаж - это человек с ярко выраженными мужскими признаками. Помимо статичных фигур, часто встречаются батальные сцены и сюжеты из мирной жизни. Особо необходимо отметить знаменитую Боярскую писаницу, на которой изображено целое селение позднетагарского времени. По ней можно судить о быте той эпохи. Здесь представлены изображения срубных домов, юрт, людей, домашних и диких животных. Изображены большие бронзовые котлы, с поддоном и ручками по венчику, в которых варили пищу для большой патриархальной семьи. Причем подобные котлы тагарцы изготовляли в реальной жизни. Это позволяет считать, что все, что изображено на этой писанице, отражение реально существовавшей картины жизни.
Тонкое чувство формы
и мастерство металлургов, резчиков
по кости, специалистов по коже,
керамике и т.д. позволяют видеть
в отдельных категориях тагарского
инвентаря (скифские бронзовые котлы,
ритуальная посуда, предметы вооружения,
туалета и др.) не только предметы чисто
утилитарного назначения, но и подлинные
произведения искусства.