Субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:07, доклад

Краткое описание

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой слэнг - т. е. специфический словарь.

Файлы: 1 файл

Субкультура и контркультьура.docx

— 19.43 Кб (Скачать)

Канашский финансово-экономический колледж – филиал

ФГОУ  ВПО «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов         Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Доклад 

     На  тему: Субкультура и контркультура 
 
 
 
 

     Выполнила: Данилова О.И 

     студентка 22 группы

     Проверила: Шарафутдинова М.М 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Канаш-2011

     Субкультура и контркультура

     Субкультурой  называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства  общества.

       Ценности субкультуры воздействуют  на формирование личности члена  группы. Они не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством, но обнаруживают лишь  некоторые отклонения от нее.  Субкультуры разрабатывают свои  образцы, стандарты, стиль, свой  кодекс норм и правил поведения.  Они могут иметь свой слэнг - т. е. специфический словарь. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе.

       Уровень специфичности тех или  иных субкультур по отношению  к основной национальной культуре  в каждом конкретном случае  уникален, так же, как и тенденция  сближения или все большего  размежевания с базовой культурой.  Еще три века назад Франция  фактически состояла из нескольких  десятков этносов со своеобразными  культурами, а собственно французской  была лишь субкультура города  Парижа и его окрестностей. Сегодня  от этого местного многообразия  почти не осталось следа, все  слилось в единую национальную  французскую культуру. Обратный  пример: бывшая Югославия, в которой  сербская, хорватская, македонская,  боснийская культуры по уровню  своих различий являются преимущественно  субкультурами единой культуры славян зоны среднего течения Дуная.

     Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры  объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

     1. Социально-экономические причины  (безработица, скучная, малоинтересная  работа).

      2. Недостатки системы образования. 

      3. Различия между поколениями,  проблема "отцов и детей", неблагополучные  семьи.

      4. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще  нет семьи, профессии, того  круга многочисленных обязанностей  и обязательств, в который с  возрастом попадает всякий взрослый  человек.

      5. Стремление молодежи создать  свой особый мир ценностей,  обрести осмысленный и значимый  досуг, круг единомышленников, возможности  самовыражения.

     В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:

     1. Асоциальные молодежные объединения.  Они стоят в стороне от социальных  проблем, но не представляют  угрозу обществу. Как правило,  это неформальные объединения,  названия которых отражают особенности  их внешнего вида или поведения.  Примерами таких объединений  являются панки, рокеры, мажоры, хиппи.  Нередко они связаны с определенным  музыкальным стилем. Например, рокеры  считают своей музыкой ранний  рок-н-ролл, символом которого был  Элвис Пресли.

      2. Антисоциальные объединения. Их  протест может принимать социально  опасные, агрессивные формы. Они  открыто противостоят органам  власти. Примером таких объединений  является движение скинхедов.  Среди них немало приверженцев  фашистской идеологии. Современные  фашисты выступают против мигрантов,  число которых в западных странах  резко возросло. Мигранты образуют  свою субкультуру, некое маргинальное  образование, которое увеличивается  по размерам и может вытеснить  представителей коренной национальности. Это приводит к изменению этнического  состава европейских стран. Таким  образом, существуют объективные  проблемы, которое "подпитывают"  движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путем на государственном уровне. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своем массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они - учащиеся ПТУ.

      3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.

     Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее. Однако, в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные культуры начинали претендовать на некую универсальность. Они выходили за рамки собственной культурной среды и провозглашали ценностные установки для широких социальных общностей. Для обозначения таких культурных феноменов используется понятие "контркультура".

     Контркультура - это такие явления культуры (символы, ценности, образцы поведения), которые  противостоят доминирующей культуре, отрицают ее.

     Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 - 70-е гг. в период массового  молодежного движения на Западе. Это  было выступление подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной  среды, совершенствование оружия массового  уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между  людьми, бессилие во многих случаях  парламентской демократии - все это  побуждало сторонников контркультуры  искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.

     Молодежная  контркультура не Западе впитала в себя анархизм и нигилизм, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.

     В настоящее время проявлением  контркультуры на Западе можно считать  движение антиглобалистов. Они выступают  против экономической и культурной глобализации, против транснациональных  кампаний, резкого разделения стран  на богатые и бедные, социальной поляризации в современном мире. О том, что современный мир  очень поляризован, красноречиво говорит  тот факт, что 358 самых богатых  людей планеты получают столько  же доходов, сколько 3 миллиарда человек, т. е. половина населения планеты. Уровень жизни в развитых странах в 60 раз выше, чем в развивающихся. Антиглобалисты считают, что процессы глобализации приведут к уничтожению национальной специфики, унификации образа жизни, превращению целых народов в копию американского стандарта.

     Социальную  основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет  из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Под давлением  антиглобалистов лидеры большой  восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся  странам долг в размере 1 миллиарда  долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.

     Последнее время широкое распространение  получили различные религиозные  течения контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные  религиозные секты и учения. Обратившись  к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.  

Информация о работе Субкультура и контркультура