Структура культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.
Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи¬мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи¬мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Оглавление

1. Структура культуры …………………………………………………...3
2. Политическая культура ……………………………………………...…...12
3. Достижения и потери древней (античной) культуры………………......14
Библиографический список

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, только  при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

     Подводя итог, можно говорить о том, что  культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:

     1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

     2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и   свобода - два полюса, два борющихся начала.

     3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

     Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

     На  формирование и развитие культуры конкретного  общества или отдельных его групп  влияют самые разные факторы. Так  каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности  жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.

     В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных социальных групп и народов,  населяющих нашу планету, называется мировая культура. Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях: 

  1. мировая культура как целое;
  2. мировая культура как совокупность сменяющих друг друга культурных эпох; 
  3. культурная эпоха как объединение развивающихся одновременно региональных культур;
  4. культура конкретных народов и стран на каком-то конкретном отрезке времени;
  5. конкретная культура конкретного общества в его историческом развитии этническая и национальная культура.

     Однако, несмотря на включенность в историю  мировой культуры, каждого отдельно взятого общества, ему присущи  свои особые характеристики, отличительные  черты, придающие ему уникальность и выраженные, как уже отмечалось в ценностях, традициях, достижениях и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества,  называется господствующей, или доминирующей, культурой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Политическая культура 

     Термин "политическая культура" впервые  появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее только в конце 50-60х гг.

     Американский  ученый ГюАлмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным - институциональным характером ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы.

На  сегодняшний день в политологии  сложилось три основных подхода  в трактовке политической культуры.

Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Алмонд, Краснов, Верба). В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна третья  группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П.Шаран, И.Шапиро, В. Розенбаум)

      Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей  в публичной сфере, воплощающих  их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

       Политическая  культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта  система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

       Зачастую  именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся  реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

       Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или  новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Достижения  и потери древней  (античной) культуры.

     Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры. На протяжении всей этой эпохи формировался биологический род человека. Родина человека - Восточная Африка, от гоминидов 3 млн. - 2,5 млн. лет назад. Сначала были палеоантропы. Хомо Эректус - человек прямоходящий, Хомохосбилис - человек трудолюбивый. Появляются питекантропы, австралопитеки и др. 2,5 млн. лет назад появились каменные орудия. И с этого времени начинается культурогинез (процесс формирования и дальнейшего развития культуры), антропосоциогинез (процесс формирования и развития человека в общественной среде). Homo Sapiens появились 180-150 тыс. лет назад и закончили формирование 45-40 тыс. лет назад.  
        Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.  
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс. лет до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (4 - начало 1 тыс. до н. э.). В начале 1 тыс. до н. э. его сменил железный век.  
         Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития складывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобна для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и настадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.  
Эти технические достижения результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало продукты природы.  
         Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия уже прослеживаются в памятниках натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти и зернотерки. В неолитических слоях Черихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы - элмера.  
О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства существовали различные гипотезы и предложения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.  
      Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие каменные орудия, изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным веком. Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал одежды, обуви, не было никаких жилищных построек. При похолодании осваивают пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей). Не умели пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды. Питались сырой свежеубитой дичью, кореньями, грибами, ягодами. Первобытные люди начинают накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи, и не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.  
      Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (костяная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь. Люди активно расселяются на больших территориях. Появляется община, коллективная ответственность, происходит прирост населения и расселение. Монголоидная разновидность переходит через Берингов пролив.  
       Неолит - свершилась великая неолитическая революция. Характеристика: тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учеб. пособие. Новосибирск, 1991.
  2. Основы политологии. - Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1993
  3. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Руковод. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1995.
  4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. - 608с.
  5. 4.Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
  6. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. – 617с.
  7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998. – 788с.
  8. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. – 549с.
  9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989

Информация о работе Структура культуры