Структура культуры и её компоненты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время культура исследуется системно. Особенностями системного анализа является, то, что системный подход даёт возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга. Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Оглавление

Введение 3
1. Материальная культура 5
2. Духовная культура и её элементы 7
3. Социальные составляющие культуры 12
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Конт.Структура культуры и её компоненты.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
3. СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 

О культуре невозможно говорить и рассуждать как о чём-то абстрактном, оторванном от человека, общества. Культура – прежде 
всего явление социальное, равно как и включающее в себя социальные компоненты. Традиционно принято разделять культуру на 
материальную и духовную, однако некоторые её элементы, несмотря 
на то, что в значительной степени тяготеют к той или другой составляющей культуры, всё-таки, можно выделить отдельно. Наиболее значимым компонентом, где сталкиваются материальная и духовная сферы человека является сфера производства, как место, где человек реализовывает свои внутренний потенциал, где он вступает в определённые отношения с коллективом, производством. В этом контексте хотелось бы рассмотреть понятие культуры предприятий и предпринимательства, аспект организационной культуры.

Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы производить материальные блага и услуги. Это производство связано в 
определённую технологическую цепочку. Для приведения в действие 
всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административная система или система управления, в которой весь персонал выполняет функции руководителей и подчинённых. Однако деятельность 
предприятий не может осуществляться только на основе технологии 
или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях действуют люди. А это значит, что в своей деятельности они руководствуются какими-то конкретными ценностями, совершают определённые обряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или организация представляет собой культурное пространство. С позиции реализации предприятием или предпринимателем конкретной цели культуру предприятия можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. В русле такого подхода находится определение организационной культуры или культуры предприятия, данное американским социологом Е.Н. Шейном: «Организационная культура есть набор приёмов и 
правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого 
способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации 
не задумываются об их смысле, они рассматривают их как «изначально верные».

Содержание организационной  культуры не является чем-то надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений, 
как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя 
и внутренняя среда. Это содержание действует достаточно долго, 
оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена 
организации они существуют как нечто данное. Таким образом, 
культура предприятия выражает определённые коллективные представления о целях и способе предпринимательской деятельности предприятия. Культура предприятия – это система представлений, символов, ценностей и 
образцов поведения, разделяемая всеми его членами. 
Каково же содержание организационной культуры? Ведущую роль в 
культуре предприятий играют организационные ценности. Организационные ценности – это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Главные из них: производство продукции, оказание услуг; стабильные 
долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная 
экономическая эффективность, получение прибыли является важной 
организационной ценностью в условиях товарного производства; проведение определённой социальной политики, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей работников предприятий. 
Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует ещё целый набор внутриорганизационных ценностей. Организация хорошо выполняет предписанные ей цели лишь при соблюдении в ней определённого функционального и структурного порядка, который является фактором её стабильности.

Порядок в организации  поддерживается трудовым поведением работников, соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины. Дисциплина и представляет собой одну из важных внутриорганизационных ценностей. Сюда же относится такая черта трудового поведения, 
как исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей, стабильность поведения как отдельного работника, так и целых коллективов.

Способность предприятия  создать ключевые ценности, которые 
объединят усилия всех структур того или иного предприятия, по 
мысли американских специалистов по организационной культуре П. 
Питерса и Р. Уотермана являются одним из самых глубоких источников успешной деятельности предприятия. Формирование ключевых ценностей или принципов деятельности предприятия имеет своей главной целью создать в окружающей среде и в глазах сотрудников предприятия, его предельный образ, или как принято сейчас выражаться, «имидж предприятия». Эти принципы громогласно провозглашаются в речах основателей или президентов компаний, различного рода информационных документах, включая и рекламные ролики, вывески, табло и т. д. Эти принципы, объединённые в систему, определяются как «кредо» предприятия, его «символ веры». Совокупность таких принципов зачастую называют «философией» данного предприятия.

Большое внимание должно уделяться  бюрократической культуре на предприятии. Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организации является компетентность. Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации возрастания 
неопределённости, в моменты кризиса её эффективность падает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что  культура реально существует как  исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. 

Говоря о структуре  культуры, прежде всего подразумевают её деление на материальную и духовную. Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Иногда можно услышать такую образную характеристику: «Материальная культура – это культура, одетая в вещь». В материальную культуру входят разнообразные средства производства – энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Под духовной культурой понимается деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности. Этими результатами являются новые идеи и новые знания, духовные ценности. Обычно в духовной культуре выделяют следующие элементы (искусство, религия, философия, наука и др.). Конечно же, этот перечень не исчерпывает всего многообразия духовной культуры. Этого и не может быть, поскольку духовная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений, постепенно изменяющих общую картину и подстегивающих противоположно направленные тенденции интеграции и дифференциации.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией  духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом. Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности. Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности.

Вместе с тем между  материальной и духовной культурой  имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда или музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определённую работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

Подводя итог, можно говорить о том, что  культура - это сложная  многоуровневая система, вбирающая  и отражающая противоречия всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Есин А.Б.  Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в   систематическом изложении. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005.
  3. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  4. Кузнецов П.Е. Культурология. – Самара: Дом деловой книги, 1999.
  5. Культурология: Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Драча.– Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
  6. Социальная философия. Учебник. Под ред. И.А. Гобозова. – М.: Издатель Савин С.А., 2003.

 

 

 


Информация о работе Структура культуры и её компоненты