Становление культурологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 05:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение понятия культуры, ее сущности, определение структуры культуры и рассмотрение ее функций. Для определения цели контрольной работы была изучена литература отечественных авторов.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связанна с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

Оглавление

Введение 3

1. Представление о культуре на Древнем Востоке, в античности, в Средневековье, в эпоху Нового времени 4

2. Возникновение эволюционистских циклических теорий развития культуры в XIX веке 10

3. Проблема определения культуры в современной науке, понятие концепта 12

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Н а вопрос о том, что привело к возникновению культуры, до настоящего момента окончательный ответ так и не был дан. В культурологии, антропологии и философии было предложено несколько гипотез относительно того, что стало тем толчком, который сделал из древнейшего человека культурное существо. Поэтому можно предположить, что к возникновению культуры привело несколько факторов, а следовательно, все известные концепции в той или иной степени правы.

      Согласно  трудовой концепции (Энгельс, Маркс), культура возникла в силу того, что человек начал целенаправленно трудиться.

      Можно было бы думать, что животные тоже трудятся, добывая себе пропитание или стоя жилища. Однако это не так. Отличие  человека от животных состоит в том, что только человек способен к целенаправленной деятельности.

      Кроме того, человек обладает способностью согласовывать свои действия с другими  людьми. Животное тоже как будто  может это делать (например, когда  стая волков загоняет антилопу). Однако в этом случае животные подчиняются инстинктам. Человек же создает разделение труда разумно. И задача согласования действий разных людей привела к тому, что появился язык — орудие, без которого другому человеку нельзя объяснить, что и как он должен делать.

      Разделение  и рациональная организация труда позволили человеку найти время, свободное от удовлетворения первичных нужд, связанных с выживанием. А это оказалось прекрасным условием для возникновения элементарных форм искусства, которые первоначально заключались главным образом в украшении одежды и жилища.

      Теория  магического происхождения культуры основывается на том, что первым проявлением культуры был магический ритуал.

      Древний человек стремился повлиять на ход  событий, прибегая к магическим ритуалам. В основе их возникновения лежит воображение — при его помощи человек дополнял неясную для него картину событий. В результате этого происходило смешение реальной и воображаемой действительности. Способность к воображению, таким образом, стала толчком к формированию ритуала, а следовательно, и движущим механизмом для возникновения культуры.

      Эволюционная  концепция (Дарвин, Спенсер, Лоренц, Поппер) исходит из предпосылки, в соответствии с которой возникновение культуры является результатом эволюции человека как биологического вида.

      Дополнительным  аргументом в пользу этой точки зрения является то, что мозг древнейшего человека по своим характеристикам не отличается от мозга современного человека. На основании этого можно, сделать вывод, что отличие древнейшего человека от человека современного не качественное, а количественное: современный человек имеет дело с более обширным опытом, накопленным предыдущими поколениями, — опытом, которого в распоряжении древнейшего человека не было.

      Символическая концепция (Кассирер, Юнг, Хайдеггер) основывается на том, что человек обладает способностью оперировать знаками, символами, а язык представляет собой первый культурный феномен.

      Мышление  невозможно без знаков; знак — это  не только средство передачи информации другому человеку, но и форма, в которую объединяются хаотичные ощущения и впечатления. По этой причине роль языка в формировании знания огромна.

Кроме того, язык оказывается необходимым  и для передачи накопленного опыта. Если бы языка не было, то не было бы и возможности накопления опыта, он просто умирал бы вместе с человеком. 
 
 

3. Проблема  определения культуры в современной  науке, понятие концепта

  Современные культурологи считают, что все народы  имеют культуру, нет и не может  быть “некультурных” народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная другим народам, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

  Культурные  процессы представляют собой сложные  и многоплановые процессы явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит, истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

  Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная – это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение и многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная  культура, которая раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, вскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и лидерства. И наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства – науку и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

      Можно выделить три основных аспекта, в  которых проявляются сущностные черты любой культуры.

      Культура  представляет собой коллективное явление.

      Ю. М. Лотман, известный теоретик культуры, писал: «...культура, прежде всего, — понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное.

      Следовательно, культура есть нечто общее для  какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются... Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла».

      Культура  — это негенетическая память общества.

      Культура  осуществляет трансляцию (передачу) опыта  предыдущих поколений будущим поколениям. Поэтому ее можно рассматривать как хранилище самого лучшего и самого главного (а точнее, того, что считается лучшим и главным). Рождаясь, человек усваивает язык, традиции, обычаи, способы совершения самых разнообразных действий, которые он находит уже готовыми. Конечно, он имеет достаточно сил для того, чтобы хотя бы немного изменить эти сущности или создать новые, однако для этого он должен узнать, что было до него. Если бы не это качество культуры, то каждый человек был бы вынужден «изобретать велосипед» вместо того, чтобы использовать то, что уже было придумано.

      Культура, с одной стороны, является продуктом, с другой, — детерминантой систем человеческого социального взаимодействия, тем, что предопределяет основные черты  этого взаимодействия. С этой точки  зрения культура и предстает как  форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением как предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, так и культурных ценностей, образцов поведения. Этот аспект культуры участвует в формировании устойчивых канонов, например, представлений о прекрасном, видения природы во всех его этнических особенностях.

      Культура  — это особый способ отбора культурных феноменов.

      Для того, чтобы нечто стало феноменом  культуры, оно должно быть принято  другими представителями сообщества; по крайней мере, другие люди должны узнать об этом и выработать по отношению к этому собственное отношение. Именно поэтому культура проявляется в том, что принадлежащие к ней люди «намеренно» осуществляют отбор культурных форм. Слово «намеренно» взято здесь в кавычки специально, поскольку носители культуры отбирают определенные способы деятельности, нормы и ценности в соответствии с достаточно строгими стандартами, которые действуют в рамках данной культуры.

      Существует  очень много аспектов культурной жизни, в которых разные культуры не совпадают. Можно привести бесконечное количество примеров, которые подтверждают это. Например, в соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника, тогда как нормы другой культуры это запрещают. В некоторых обществах считали и считают войну самой благородной деятельностью мужчины, в других ее ненавидят, а в третьих вообще не имеют о ней представления; в одних обществах обязанность воевать возлагается на мужчин, в других — на женщин. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают подобные «видения» как высшую форму сознания.

      Культура  — это сложное, многоаспектное явление, а потому не случаен тот факт, что существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению культуры:

      С точки зрения социологии культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Основная цель социального института — организовать деятельность людей в определенной сфере человеческой деятельности. Естественно, культура также является социальным институтом, поскольку она позволяет достичь этой цели. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми тот должен строить свое поведение в самых разных областях.

      Культура  может быть рассмотрена с точки  зрения аксиологии — науки о ценностях. Культура представляет собой мир  ценностей, то есть организованную систему  смыслов и идеалов, разделяемых  всеми члена некоторого сообщества. Следовательно, культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей — то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.

      Культура  может быть рассмотрена с точки  зрения семиотики — науки о знаках. Культура — это небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Например, медицина изучает симптомы — то есть те внешние проявления (знаки), на основании которых мы можем судить о процессах, протекающих внутри организма. Так, сыпь обычно свидетельствует о наличии инфекционного заболевания, боль — о нарушении деятельности какого-то внутреннего органа. Эти знаки носят исключительно биологический характер. Культура же реализуется главным образом при помощи знаков, созданных человеком. Основной знаковой системой является язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию. Однако есть и другие знаковые системы. Например, мифы и другие фольклорные и литературные произведения, картины, фильмы, религиозные ритуалы, а также предметы быта несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают членам культурного сообщества о том, как они должны себя вести, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура — это небиологическая знаковая система.

      С точки зрения деятельностного подхода  культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Слово «технология» следует понимать в широком смысле, поскольку в данном случае оно обозначает любые способы, при помощи которых человек совершает любые действия. Например, этикет — это тоже особая технология, которая помогает людям организовать взаимодействие друг с другом, сделать его удобным, приятным и предсказуемым (хотя при помощи этикеты мы ничего не создаем).

      Культура  с этой точки зрения играет крайне важную роль, поскольку она дает ответы на вопросы о том, как следует делать что-то.

      Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Чтобы более наглядно представить эту идею, было введено понятие культурной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования. Она значительно отличается от научной картины мира, поскольку включает в себя лишь те представления, которые необходимы человеку в обычной, обыденной жизни. Например, человеку в обыденной жизни не обязательно знать, к какому биологическому виду принадлежат кошки (хотя само это знание имеет несомненную ценность). С точки зрения обыденной жизни гораздо важнее, что кошки — это ласковые домашние животные, которые едят рыбу и мясо и нуждаются в заботе.

        Понятия (концепты), которые содержатся в первую очередь в языке и помогают упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира в силу того, что у нас есть органы чувств, которые одинаковы у всех людей. Однако достаточно давно было замечено, что с точки зрения разных культур мир организован по-разному. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  В современной культурологии среди  множества определений культуры самыми распространенными являются технологические, деятельностные и  ценностные.

  С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая)  концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного жизни общества, в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Информация о работе Становление культурологии как науки