Становление античной Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:35, шпаргалка

Краткое описание

Цивилизации Древнего Востока - это цивилизации "первой волны". Народы этих культур первыми вступили на путь строительства государства, классового общества, городского хозяйства. Народы, создавшие культуру Древней Греции, приступили к строительству своей цивилизации позже.Цивилизация на греческой земле возникала дважды.Историю культуры древней Греции принято делить на три периода.Первый период охватывает время с XXX в. до н. э. вплоть до ХII в. до н. э. Это эпоха так называемой эгейской культуры, для которой была характерна дворцовая цивилизация. В своём развитии она проходит три этапа:

Файлы: 1 файл

Семинар 3.docx

— 43.99 Кб (Скачать)

 

 Основные этапы становления и развития культуры античной Греции 

Цивилизации Древнего Востока - это цивилизации "первой волны". Народы этих культур первыми вступили на путь строительства государства, классового общества, городского хозяйства. Народы, создавшие культуру Древней Греции, приступили к строительству своей цивилизации позже.Цивилизация на греческой земле возникала дважды.Историю культуры древней Греции принято делить на три периода.Первый период охватывает время с XXX в. до н. э. вплоть до ХII в. до н. э. Это эпоха так называемой эгейской культуры, для которой была характерна дворцовая цивилизация. В своём развитии она проходит три этапа:

1. "ранний" (3000-2300 гг. до н. э.);

2. "средний" (2300-1600 гг. до н. э.);

3. "поздний" (1600-1200 гг. до н. э.).

В свою очередь, вся эгейская культура делится на три локальных (региональных) типа:

1. Критская (минойская) с центром на острове Крите;

2. Кикладская (располагалась там, где сейчас  разбросаны острова Циклады);

3. Микенская  (с центром в городе Микены, расположенном в материковой  Греции).

Наиболее  пышных форм эгейская культура достигает  на острове Крите. Её ещё называют миносская (или минойская, или крито-минойская), по имени мифического царя Миноса, основателя этой цивилизации. На рубеже XXX в. до н. э. на Балканы вторглись  племена протоэллинов, предков древних  греков. Очутившись в иных условиях, они вынуждены были создавать  иную культуру, отражающую жизнь в  условиях цивилизации. Об этой культуре свидетельствует богатая древнегреческая  мифология (миф о Тесее и Ариадне, миф о царе Миносе, миф о Таласе и др.), сочинения античных историков, писателей, поэтов, а также археологический  материал, дошедший до наших дней.Раскопки Большого и Малого дворцов в Кноссе, расположенном в северной части  острова Крит, обнаруживают целый  мир уникальной культуры, не похожей  на культуру более древней цивилизации  Египта. Характерными для этой культуры были монументальные дворцы, ставшие  первыми общественными сооружениями в этом месте, а также фресковая  роспись. Культура Крита в этом далеко обогнала кикладскую и микенскую  культуры.Для минойских дворцов  характерно было обилие колонн, широкие  лестничные подъёмы, просторные проходы, проёмы в стенах, позволяющие потокам  света проникать внутрь помещений - всё это отличает архитектуру  Крита от приёмов строительства, применявшихся в соседнем Египте.Стены  дворцов были покрыты фресками. Их отличает ряд особенностей: полихромность, многоцветие. Позднее её заменит  монохромная красно-коричневая или  чёрно-белая вазовая роспись периода  архаики. Многообразие сюжетов, в которых  отсутствует деление на "низкие" и "высокие" темы. Фрески отличаются и по времени написания. Выделяют стиль "первых дворцов". Для них  характерно изображение дворцовой  жизни, природы, растений, морских животных. Мотивы, рисунки не повторяются. Творчество художника - свободное, не сдерживаемое канонами или идеологическими предписаниями. При изображении дворцовых сцен подчёркивается молодость, красота тел. На портретах придворных дам изображения подчёркивают их изящество, ловкость, они нарисованы в декольтированных костюмах, богато украшенных драгоценными камнями. По соседству присутствует изображения сцен хозяйственного двора: куриного поголовья, петуха, кота, готового его схватить. Всюду господствует реализм, стремление показать предмет во всей его красоте, привлекательности. Это период, когда дворцы строились без укреплений. По всей вероятности, общество этого периода ещё не знало классовой борьбы, а значит, знати нечего было опасаться "низов", отгораживаться от них крепостными стенами. Критская культура этого периода достигла такого могущества, что могла не опасаться и внешнего врага. В мифах говорится о морском могуществе Крита, его господстве на водных дорогах Средиземного моря, - "таласократии". В обществе ещё не были изжиты остатки родоплеменных отношений, былой свободы и социального равенства. На одной из фресок мы видим молодого человека, юношу - "царя-жреца", то есть правителя, соединяющего и светскую, и религиозную функции. В руке у него - бронзовый серп. Перед ним - несжатые колосья, которые он намеревается срезать. В обществах, приступивших к созданию цивилизации, было характерно, что правитель даёт сигнал к началу и окончанию аграрных работ, приступая сам, подчас чисто символически, к пахоте, севу или уборке урожая. Это воспоминание о прошлом, когда функция распоряжения не была отделена от производительного труда, и труд представлял синкретичное целое.Фрески периода "вторых дворцов" - отражают уже опыт цивилизованной жизни с господством политического, государственного и идеологического начал над художником. На этом этапе темы обедняются, повторяются, наблюдается господство канона - правила, формы - над свободной волей художника. Всё чаще встречается орнамент, былой меандр дополняется кругом, спиралью. Возрастает стремление к украшательству, декоративности, уход от социальной тематики.Около 1450 г. до н. э. на Крит вторгаются с материка более примитивные племена ахейцев, которые уничтожают минойскую культуру. Через 200 лет их подчиняют племена дорян. Городская культура приходит в упадок. Дворцы разрушаются и их никто не восстанавливает. Период цивилизаций "бронзового века" закончился, наступил "век железа" и государства-полиса. Второй период в развитии древнегреческой культуры охватывает время с XII в. до н. э. по VIII в. до н. э. Его нередко называют "тёмными веками", или "гомеровской Грецией". Археологические материалы свидетельствуют, что в этот период происходит резкое снижение жизненного уровня населения, материальная культура бедна. Дошедшие до нас керамические изделия грубы и примитивны, единственным их украшением подчас служит спираль - наследие микенской культуры. Изделия из металла редки. Преобладают мелкие поделки. Правда, начинают появляться и изделия из железа. Разрыв с крито-минойской культурой сказывается и в изменении типа захоронения. Для минойской эпохи характерны были захоронения в камерных гробницах, для культуры "тёмных веков" - индивидуальные захоронения в ящичных могилах (цистах) или просто в ящиках, позднее появляется кремация и захоронение в урнах. Наблюдается и упадок интереса к религии, отсутствуют какие-либо следы культовой деятельности. Новые поселения создаются вне руин микенских дворцов, Возрастает мобильность населения, ещё долго не оседающего в новых городах.По сути дела, общество было отброшено глубоко назад, в эпоху "варварской" культуры с профессиональным делением населения, с возродившимися родоплеменными традициями. Лишь постепенно начинает проявляться социально-экономическая дифференциация и набирать силу цивилизационный процесс.

Третий  период в развитии культуры цивилизации  Древней Греции охватывает время  с VIII в. до н. э. и продолжается вплоть до I в. до н. э. В этом периоде различают  три этапа. Первый этап (VIII-VI в. до н. э.) получил название "архаический" (первоначальный). Второй этап (V-IV в. до н. э.) называется "классический". Третий этап в развитии культуры (III-I в. до н. э.) носит название "эллинизм".Для всего этого периода развития цивилизации были характерны:

Переход от "бронзы" к железу в качестве основного материала культуры.

Переход от профессионального деления общества к классовому. В частности, становление  общества, разделённого на основные классы - рабовладельцев и рабов, которых  становилось все больше.

Переход от первобытнообщинного строя с  общественной собственностью на систему  отношений с господством частной  собственности на землю, скот, орудия труда и людей.

Следует отметить, что все эти процессы происходили очень интенсивно и  заняли немного времени. Поэтому  не случайно, что архаический период отождествляют с культурным переворотом  в Древней Греции.

1. Этапы становления и развития культуры античного Рима

Как ни развита была культура античной Греции, всё же не она непосредственно  лежит в основании европейской  культуры. К концу I в. до н. э. древнегреческая  культура приходит в упадок, Греция теряет самостоятельность, на авансцену  мировой истории приходит другой народ со своей своеобразной культурой - древние римляне.В истории культуры Древнего Рима мы выделяем ряд периодов. Обычно выделяют три главных стадии в развитии формы культуры любого общества, в том числе и римского. Первая стадия - возникновение, становление  явления, его существование наряду с другими и постепенное выделение  в качестве господствующего, доминирующего. Применительно к культуре Древнего Рима эта стадия охватывает время  с VIII в. до н. э., момента основания "Вечного  города", утверждения этрусской  династии, принятия закона XII таблиц, и  до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев  и плебеев и завоевания Римом  всей Италии. Вторая стадия связана  с функционированием зрелых форм культуры, наиболее развитых, "классических". Для Древнего Рима этап зрелости охватывает период со II в. до н. э., когда классическое рабство приобрело доминирующее значение в городах, и вплоть до II в. н. э., когда рабство распространилось на периферию республики.Третья стадия связана с отмиранием, разложением  культуры, возникновением элементов  новой культуры, в будущем - доминирующей и господствующей. Для античного  Рима эта поздняя стадия охватывает период со II в. н. э. до V в. н. э., времени  завоевания Рима варварами.Но иногда можно  встретить и иную периодизацию, где  за основание отсчёта периодов берётся  эволюция политического строя древнего Рима. В таком случае выделяют:

1. культуру  эпохи царей (VIII в. до н. э.-VI в. до н. э.);

2. культуру  эпохи республики (V в. до н.  э.-I в. до н. э.);

3. культуру  периода империи (I в. н. э.-V в.  н. э.).

Как видим, эта периодизация несколько отличается от ранее приведённой по историческим датам, но не по сути: и в том, и  в другом случае речь идёт о возникновении  культуры, о периоде её расцвета и стадии отмирания, разложения.

Так же, как и греческая, древнеримская  цивилизация имела предшествующую ей культуру. В далёкой древности  территорию, на которой возникает  римская культура, населяли обитатели, говорившие на умбрийском языке, именно они создали культуру так называемой Виллановы. Затем их сменили этруски, которые пришли в эти края около 1000 г. до н. э. Этруски создали высокоразвитую цивилизацию со своей городской  культурой. Известны такие этрусские полисы, как Арретий, Цере, Клузий, Тарквиний, Вольки, Вейи и др. Хотя найдено около 10 тысяч памятников этрусской письменности, расшифровать их не удаётся до сих пор. Римляне многое заимствуют у этрусков:города-полисы, построенные по плану;водопровод, канализацию; символы власти - пучки розог с воткнутым топориком - фасции;одеяние сенаторов - тогу с пурпурной каймой;этруски первыми применили в строительстве ложный купол, без клиновидных балок. Известно, что греки не признавали купольное перекрытие, а римляне - применяли его;в сакральном строительстве этруски возводили 3х-частные (3х-нефные) храмы. У этрусков была "троица" верховных божеств: Тин (римский Юпитер), Уни (Юнона у римлян) и Мнерва (Минерва римлян). Это были небесные боги, которым соответствовали боги земные и подземные (хтонические). Этруски вошли в религиозную историю введением гаданий - Мантики. Они гадали по внутренностям животных, по печени, по полету птиц и т. д. и передали страсть к гаданиям римлянам. У них эту функцию выполняли особые жрецы - авгуры.Этруски верили в загробную жизнь, в покровительство домашних богов - Гениев, Ларов и Пенатов. У этрусков была хорошо налаженная связь с греками. Греки даже назвали море, омывающее берега Этрурии, Тирренским, а самих этрусков называли Тирренами. В середине VII в. до н. э. этруски начали войну с греками, но очень скоро потерпели поражение. Стал возвышаться Рим. Каноническая легенда связывает возникновение Рима с древнегреческой историей, гибелью Трои. Один из защитников Трои, Эней, покинул захваченный греками город, и после скитаний по морям, высадился в Италии. Он женился на дочери местного царя Латина. Сын Энея, Асканий Юл, основал город Альба-Лонге, но был свергнут своим братом. Дочь свергнутого царя - Рею Сильвию, чтобы пресечь династию, сделали жрицей богини домашнего огня - Весты. Весталки до 30 лет обязаны были соблюдать обет безбрачия. Но Рея Сильвия родила от самого бога Марса двух близнецов. Убить её не решились, а младенцев отобрали и отнесли в лес, чтобы там убить. Но раб не выполнил царский приказ и оставил детей. Их вскормила волчица, потом пастухи подобрали двух братьев и назвали их Ромулом и Ремом. Когда братья подросли, они случайно убили царя, который когда-то приказал их убить, и восстановили на троне своего деда. Сами они ушли и основали новый город. При этом братья поссорились, и Ромул убил Рема. Так был основан Rоmulus, Roma, город Рим. Согласно мнению известного историка I в. до н. э. Марка Теренция Варрона это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. Долгие годы эта легенда считалась недостоверной. Но всё же и сейчас в центре Рима стоит памятник Капитолийской Волчице. Последние раскопки подтверждают, что Рим возник в VIII в. до н. э. Следует учесть, что 21 апреля обычно отмечается и древнейший пастушеский памятник - Парилии.Дата основания Рима играет важную роль в истории культуры. Долгие столетия она служила точкой отсчёта для исторических дат. Существовало несколько культурных традиций для определения времени исторических событий. Религиозная, связанная с догматами Ветхого Завета, за отправную дату берёт время "от сотворения мира" Богом. Позднее, около IX в. н. э., её дополнила Новая традиция - "время от рождества Христова" - события, описываемого Новым Заветом, - I в. н. э. В нашей литературе это "время" называется "временем до нашей эры" и "временем нашей эры". Но наряду с этими, по сути религиозными, нормами, существовала чисто светская традиция, которая отсчитывала события "от времени основания Рима".

6. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции

Наследие  античной Греции бесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно оказывало и оказывает  и сегодня своё воздействие и  на культуру других народов. Но особенно - на европейскую культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных и безымянными  демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Назовем  лишь некоторых из них.Начать надо с упоминания героического эпоса, который получил название "Илиада и Одиссея". Этот цикл песен традиция приписывает слепому певцу-аэду Гомеру. По всей вероятности, певец жил около 800-750 г. до н. э. Он обработал ряд песен, которые уже сочинили до него, некоторые из них сочинил, возможно, и сам, соединил их в цикл, объединив оригинальной композицией. Поэмы "Одиссея" (она была создана раньше, чем "Илиада") и другие образовали так называемый "Троянский цикл", куда входили и другие поэмы "Кипреи", "Малая Илиада". Именно в этих поэмах приводится миф о причине войны: яблоке, с надписью "Прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида. Впоследствии создаётся ряд поэм-подражаний. Создателей такого рода произведений стали называть эпигонами (последователями): создаются "Эфеониды", "Разрушение Илиона" (Арктин), "Малая Илиада" (Лесхес), "Телегония" и др. Среди эпигонов особое место занимает Гесиод (VII в. до н. э.). Он создаёт три новых жанра: космогонический - "Теогония", генеалогический - "Каталог женщин", дидактический (назидательный) - "Труды и дни". Именно у Гесиода мы находим первые попытки философски осмыслить первоначало (архэ) этого мира. В "Теогонии" ("Происхождении богов") поэт спрашивает у Муз: "...что прежде всего народилось?" На что получает ответ: "Раньше всего зародился хаос". Космос - порядок, организация - явление более позднее, вторичное. Эпические поэмы Гомера, Гесиода и других поэтов архаики впоследствии будут питать всю древнегреческую духовную культуру - поэзию, театр, философию.

Но  архаика закладывает те противоречия, которые будут двигать, развивать  всю культуру цивилизации, и которые  она так и не сможет преодолеть. Это противоречие между богатым  и бедным, свободным и рабом, общиной  и личностью и, в конце концов, между обществом и культурой. В наиболее отчётливой форме их выражает поэзия. Становящийся полис - центр  культуры, требует единения всех граждан  и в труде, и в бою. А защищать свой город приходилось часто, правда, нередко приходилось отстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть, мужество, смелость - необходимые черты культурного  человека того времени. "Со щитом  или на щите" - вот поговорка, наиболее полно характеризующая настроения патриотизма, коллективизма этой эпохи. Но любая культура амбивалентна, и  настроения индивидуализма и реализма выразил замечательный поэт Архилох, описавший поведение воина, бежавшего  с поля битвы:

"Сам  я кончины зато избежал.

И пускай пропадает

Щит мой.

Не  хуже ничуть новый могу я

добыть".

Это - уже совершенно иные настроения. Индивид, отбросив ставшие тесными узы  родовой морали, противопоставляет  личную жизнь, свободу, самостоятельность - безликому коллективизму, "роевому" началу культуры.

Настроения  такого рода вызвали острый протест  и старой, родовой, аристократии, и  господствующей верхушки нарождающейся  цивилизации. Выразителем их взглядов выступил спартанский поэт Тиртей:

"Славное  дело - в передних рядах с врагами сражаясь,

Храброму  мужу в бою смерть за отчизну

принять...

Гордостью будет служить и для города и для народа

Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется  ряд,

И преисполнен  упорства, забудет о бегстве позорном,

Жизни своей не щадя и многомощной души."

Классика  попытается примирить эти крайности. Прославленный государственный  деятель и поэт Солон поставит на первое место чувство меры, умение соблюдать "золотую середину". Этому принципу меры наиболее полно  соответствует аретэ - принцип и  идеал гармоничного развития гражданина полиса, который сочетает достоинства  политического деятеля, качества знатока  искусств, совершенство физически развитого  воина. "Меру во всем соблюдай", но у каждого - своя мера и уметь её соблюсти, достигнув гармонии, состояния  аретэ должен каждый гражданин.

Эллинизм - период упадка культуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ни ступала нога воина Александра Македонского (рис. 7.6), повсюду, но не в  самой Греции. Здесь городское  хозяйство постепенно приходит в  упадок, а после смерти Александра и войны его соратников между  собой за раздел и передел "империи" влияние Греции сходит на нет. Очень  скоро она превращается в заштатную  провинцию Древнего Рима. Для этого  этапа характерны настроения индивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии, литературы плодотворно трудились не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан, Мимперм  и др. История донесла до нас  и женские имена: Сапфо с острова  Лесбос, Коринна из Танагры, Телесилла  из Аргоса, Праксилла из Сикиона. Греческие  поэты в отличие от Гомера, Гесиода, открывают не героическое время, а лирическое - время индивидуальных, интимных переживаний, раздумий, чувств. До нас дошли строчки стихов-сетований  поэтессы Сапфо:

"Луна  и Плеяда скрылись,

Давно наступила полночь,

Проходит, проходит время -

А я  все одна в постели..."

(пер.  А. Ахматовой)

Не  менее впечатляющи достижения греков в области науки. Именно им удалось  впервые создать теоретическую  науку.Для научного познания характерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:

Информация о работе Становление античной Греции