Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 09:18, научная работа
Цель: Выявить черты сходства и различия символики Бурятского и Кельтского орнамента.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по вопросам символики.
Рассмотреть и сделать классификации основной символики бурятского и кельтского орнамента.
Выявить их сходство и различие.
Проанализировать полученные результаты.
Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Что такое орнамент …………………………...……………………. стр.3
Глава II. Символика Бурятского орнамента и его классификация ……… стр.3
Глава III. Кельтский орнамент: история и символика ……………………. стр.6
Глава IV. Сходство и различие символики Бурятского и Кельтского
орнамента ………………………………………………………………….. стр.10
Заключение ………………………………………………………………… стр.11
Список использованной литературы ………………………………………. стр.12
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Что такое орнамент …………………………...……………………. стр.3
Глава II. Символика Бурятского орнамента и его классификация ……… стр.3
Глава III. Кельтский орнамент: история и символика ……………………. стр.6
Глава IV. Сходство и различие символики Бурятского и Кельтского
орнамента ………………………………………………………………….. стр.10
Заключение ………………………………………………………………… стр.11
Список использованной литературы ………………………………………. стр.12
Введение.
Бурятские орнаменты довольно часто встречаются нам в повседневной жизни. Мне стало интересно, эти узоры просто украшение или они имеют ещё какое-то значение? И есть ли похожие орнаменты в культуре других стран? Я узнала, что подобные орнаменты есть в Тибете, Индии и в других странах. Но для сравнения выбрала Великобританию, так как я изучаю английский язык.
Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом. Орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм. Новизна работы заключается в том, что орнамент остается ещё малоизученным и не получил должного всестороннего и глубокого анализа. Он хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представления о культуре бурятского народа и потомков кельтов, проживающих в Британии.
Цель: Выявить черты сходства и различия символики Бурятского и Кельтского орнамента.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Объект: Кельтские и Бурятские символы.
Предмет: Символика Бурятского и Кельтского орнамента, их схожесть и различие.
Материалом для исследования послужили электронная библиотека, учебники бурятского языка, статьи из сайтов интернета.
Для достижения цели и решения поставленных задач мною был использован теоретический метод исследования, т.е. анализ, сравнение, обобщение, синтез исторической и научно-исследовательской литературы.
Практическая ценность: результаты проведённого исследования могут быть использованы на вариативных занятиях по страноведению, культурологи, на уроках английского языка, на уроках бурятского языка, истории.
Глава I. Что такое орнамент
Орнамент имеет древнейшую историю развития, насчитывающую века, претерпевшую различные изменения, привнесения из других культур, исчезновения и новообразования. Издревле орнамент имел важное символическое, охранительное и благожелательное значение, являлся определённым средством коммуникации. Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Латинский корень – cultus (культ, культура) восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной.
Древнейшая функция орнамента – магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы, теми или иными узорами, выступающими в роли защиты и оберега. Орнаментика бурят и кельтов отличается разнообразием узоров, которые можно разделить на несколько групп: геометрические, растительные, зооморфные, узоры, олицетворяющие природные силы и символы религий.
Глава II. Символика Бурятского орнамента и его классификация
Орнамент монголоязычных народов носит название “хээ угалз”, по-бурятски слово звучит “угалза”, что означает узор.
Орнамент тесно связан с бытом народа,
с его обрядами и обычаями.
Бурятский народный орнамент имеет немало
общих черт с орнаментом живших в древности
и ныне живущих кочевых и полукочевых
народов.
Считалось, что узоры, передающие свойства предметов, ставших их основой, могут иметь охранительный, сберегательный, благожелательный характер.
Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов - геометрические. Ведущими мотивами геометрического орнамента являются “меандр” или “алхан хээ” - (молоточный орнамент), рисунок стеганого матраса -шэрдэг - “шэрэмэл шэрдэгэй хээ”, “улзы” - (плетенка) и сложные сочетания крестообразного орнамента “хас” - (свастика), круг.
Меандр - “алхан хээ” называют молоточным, т.к. по-бурятски и монгольски “алха” - молоток. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения.
В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век “молоточный” трудовой орнамент встречается всюду.
Улзы - “плетенка” - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами.
В буддийском искусстве - мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.
«Дугуй хээ»- круг- символ Солнца, тепла, света, вечности и бесконечности. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу.;
Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней - существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян – символ двойственности мира, мужское и женское начало, свет и тьма, добро и зло, энергия и покой.
Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком - крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца.
Анималистические (зооморфные) орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. К ним относятся изображение фигур животных, части их тела. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота “табан хушуу мал”, разводимых бурятами (корова, баран, лошадь, коза, верблюд)
Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих долголетия, благоденствия.
Бурятский восточный календарь:
Хулгана |
1900 |
1912 |
1924 |
1936 |
1948 |
1960 |
1972 |
1984 |
1996 |
2008 |
Yхэр |
1901 |
1913 |
1925 |
1937 |
1949 |
1961 |
1973 |
1985 |
1997 |
2009 |
Бар |
1902 |
1914 |
1926 |
1938 |
1950 |
1962 |
1974 |
1986 |
1998 |
2010 |
Туулай |
1903 |
1915 |
1927 |
1939 |
1951 |
1963 |
1975 |
1987 |
1999 |
2011 |
Луу |
1904 |
1916 |
1928 |
1940 |
1952 |
1964 |
1976 |
1988 |
2000 |
2012 |
Могой |
1905 |
1917 |
1929 |
1941 |
1953 |
1965 |
1977 |
1989 |
2001 |
2013 |
Морин |
1906 |
1918 |
1930 |
1942 |
1954 |
1966 |
1978 |
1990 |
2002 |
2014 |
Хонин |
1907 |
1919 |
1931 |
1943 |
1955 |
1967 |
1979 |
1991 |
2003 |
2015 |
Бишэн |
1908 |
1920 |
1932 |
1944 |
1956 |
1968 |
1980 |
1992 |
2004 |
2016 |
Тахяа |
1909 |
1921 |
1933 |
1945 |
1957 |
1969 |
1981 |
1993 |
2005 |
2017 |
Нохой |
1910 |
1922 |
1934 |
1946 |
1958 |
1970 |
1982 |
1994 |
2006 |
2018 |
Гахай |
1911 |
1923 |
1935 |
1947 |
1950 |
1971 |
1983 |
1995 |
2007 |
2019 |
Самым распространенным
орнаментом этой группы
Одним из популярных мотивов зооморфной группы является фигура льва. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета, Китая устанавливается каменное изваяние льва как символ силы и оберег, мимо которого не пройдет зло, враждебные вере силы.
Орел - тотем ольхонских бурят, часто используется в шаманской мифологии.
Третья
группа орнаментов - растительная включает в себя изображения
листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный
узор (набшаhан угалза), цветочный узор
(сэсэг угалза) и лотосовый узор.
Культ растительности - древнейший из
культов, восходит к ранним формам верований
- магии, поэтому воспроизведение в орнаментах
деревьев, растений носит магический характер.
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Эта группа орнаментов во всем их многообразии символизируют жизнь, красоту, долголетие и мир на Земле.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедшие в искусство бурят и монголов вместе с буддизмом.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии: многие божества изображаются либо восседающими, либо стоящими на троне, образуемом лепестками лотоса. «Восседать на лотосовом троне» или «в позе лотоса» - это символ возрождение после смерти в буддийском рае, обретение там желанного для каждого верующего буддиста состояния духовной медитации – нирваны.
Главными объектами создания природных, или космогонических орнаментов
являются, прежде всего, древнейшие культы почитания и поклонения человечества - Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.
В эмблеме Бурятии, Монголии - соембо - диск Солнца и полумесяц - древние прародители монголоязычных народов. Вода служит символом здоровья. В искусстве Монголии узоры в виде волн символизируют народные массы, народ.
Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня. Галын хээ – огненный узор- пожелание долгой жизни.
Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь – символ очищения.
Орнамент гора, скала - символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала - жилище духа или бога. Скала - источник воды. Облака - облачный орнамент -Yлэн хээ- символ счастья.
Радуга - hолонго. Символизирует связь между Небом и Землей - мост между ними.
Большую роль в сфере исследования орнамента бурят сыграли работы искусствоведов И.И. Соктоевой, А.В. Тумахани, И.С. Балдано
Глава III.
Кельтский орнамент: история и символика
Пять сотен лет до нашей эры на юге Европейского континента в его центральной и северной частях существовал мир кельтов. В 4 в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. И все-таки этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. В достаточно короткое время кельты распространились по обширной территории, на которой в наши дни находятся Англия, Ирландия, Франция, Испания, Бельгия и часть северной Италии. Их влияние на мир того времени трудно переоценить. Достаточно упомянуть, что знаменитые галлы, осаждавшие Древний Рим, были именно кельтским племенем. Прямыми потомками древних кельтов являются современные ирландцы, горные шотландцы, коренные жители острова Мэн (гойдельская группа), валлийцы, бретонцы, население п-ва Корнуолл (бриттская группа).
Наследием кельтов является ирландский язык, который после долгого периода забвения восстановлен и сейчас является официальным языком Ирландии.
Кельты были одержимы магией и привержены ритуалам. Друиды - жреческая каста древних кельтов. Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями, но и вскрывает законы связи материального мира со сверхъестественным.
Кельтские узлы и орнаменты.
Многие кельтские орнаменты включают в себя изображения богов, растений, животных, птиц, людей, предметов. Кельты верили в то, что дух человека это частица мирового Духа. Что через множественность жизней, смертей и возрождений, человек проходит путь к божественному совершенству.
Кельтские орнаменты составлены из отдельных узлов. Каждый узел создается из одной единственной нити - нити жизни. Таким образом, узлы и орнаменты символизируют Путь и являются одновременно символическими картами Пути. Кельты запрещали усовершенствовать ключевые детали орнаментов, считая их данными богами, возможно этим объясняется устойчивость элементов кельтской символики на протяжении более 1000 лет.
Информация о работе Сходство и различие Бурятских и Кельтских орнаментов