Серебряный век русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 15:13, реферат

Краткое описание

Конец XIX — начало XX вв. — это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других на¬правлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской куль¬туры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведе¬нии. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм» — раз-новидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева.

Файлы: 1 файл

Серебряный век русской культуры.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

      Меценатство. Для серебряного века характерно еще одно явление — меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

     С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель,   К.А. Коровин и др.

     Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С. Т. Морозов (1862-1905).

     А.А. Бахрушин (1865—1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

     М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и  организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино. 
 

     В новой социально-экономической обстановке конца XIX — начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как «серебряный век», представители которого сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы и выражения тончайших человеческих чувств. 

    Приступая к изучению культуры «серебряного века», следует выделить основные духовные проблемы общества. Эпоха характеризуется стремлением прогрессивных сил к революционному преобразованию, а реакционных - к сохранению самодержавия; крахом народничества и развитием социал-демократии. Общественная мысль повернулась лицом к гуманитарной науке - истории, философии, праву, экономике. Этот период лишен четких хронологических границ. «Серебряным веком» в истории русской культуры принято называть конец XIX - начало XX столетия. Он включает в себя два главных духовных явления: русское религиозное возрождение («богоискательство») и русский модернизм. Атмосфере духовной жизни России рубежа веков присуща определенная двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. С другой - «серебряный век», в отличие от пушкинского «золотого», проходил под знаком луны - символа ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России.

    Русское религиозное возрождение представляют в первую очередь такие философы, как Н.Л. Бердяев, С.Н Булгаков. С.Н. Трубецкой. П.А. Флоренский. Они вслед за B.C. Соловьевым переосмысливали многовековую историю России и Запада, критически оценивая западный путь развития. В революции 1905 - 1907 гг. они видели серьезную угрозу будущему России, а спасение ее - в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, старались в богоискательстве найти высшие духовные ценности: святость, красоту, истину и добро.

    Необходимо отметить, что, провозглашая первенство духовного начала, они в то же время игнорировали объективные материальные условия жизни. В этом ущербность их философии. В целом деятельность мыслителей начала века способствовала оживлению духовной жизни России.

    Художественная культура рубежа веков характеризовалась зарождением нового художественного миросозерцания и мировоззрения, которые выразились в русском модернизме. Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм стремился освободить искусство от социальных проблем, выдвигал идею «чистого искусства». Отсюда поиск новых форм и средств выражения. Он включал в себя множество художественных течений и школ: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм. В.Я. Брюсов, А.Л. Блок, А. Белый, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам. А.Л. Ахматова - вот далеко не полный список поэтов «серебряного века».

    Русский модернизм ярко проявился и в живописи таких художников, как А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, К.А.Сомов, М.А. Врубель и др.

    Новое в музыке этого времени связано с именами таких неординарных по таланту композиторов, как С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин.

    Русская культура «серебряного» века имела огромное значение для развития мировой культуры в целом, обогатив её гуманистическими и духовными исканиями «серебряного века». 

Информация о работе Серебряный век русской культуры