РОМАНТИ́ЗМ (франц.
romantisme), идейное и художественное
направление в европейской и
американской духовной культуре кон. 18
— 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества
и мышления остается одной из основных
эстетических и мировоззренческих
моделей 20 века.
Зарождение. Аксиология
Романтизм возник в
1790-е гг. сначала в Германии, а
затем распространился по всему
западноевропейскому культурному
региону. Его идейной почвой были
кризис рационализма Просвещения, художественные поиски
предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская
революция, немецкая классическая
философия. Романтизм — это эстетическая
революция, которая вместо науки и разума
(высшей культурной инстанции для эпохи
Просвещения) ставит художественное творчество
индивидуума, которое становится образцом,
«парадигмой» для всех видов культурной
деятельности. Основная черта романтизма
как движения — стремление противопоставить
бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка,
закона, индивидуализма, утилитаризма,
атомизации общества, наивной веры в линейный
прогресс — новую систему ценностей: культ
творчества, примат воображения над рассудком,
критику логических, эстетических и моральных
абстракций, призыв к раскрепощению личностных
сил человека, следование природе, миф,
символ, стремление к синтезу и обнаружению
взаимосвязи всего со всем. Причем довольно
быстро аксиология романтизма выходит
за рамки искусства и начинает определять
стиль философии, поведения, одежды, а
также и других аспектов жизни.
Парадоксы романтизма
Парадоксальным
образом романтизм соединял культ
личной неповторимости индивидуума
с тяготением к безличному, стихийному,
коллективному; повышенную рефлективность
творчества — с открытием мира
бессознательного; игру, понимаемую как
высший смысл творчества, — с
призывами к внедрению эстетического
в «серьезную» жизнь; индивидуальный
бунт — с растворением в народном,
родовом, национальном. Эту изначальную
двойственность романтизма отражает его
теория иронии, которая возводит в
принцип несовпадение условных стремлений
и ценностей с безусловным
абсолютом как целью. К основным
особенностям романтического стиля
надо отнести игровую стихию, которая
растворяла эстетические рамки классицизма;
обостренное внимание ко всему своеобычному
и нестандартному (причем особенному
не просто отводилось место во всеобщем,
как это делал барочный стиль или предромантизм,
но переворачивалась сама иерархия общего
и единичного); интерес к мифу и даже понимание
мифа как идеала романтического творчества;
символическое истолкование мира; стремление
к предельному расширению арсенала жанров;
опору на фольклор, предпочтение образа
понятию, стремления — обладанию, динамики
— статике; эксперименты по синтетическому
объединению искусств; эстетическую интерпретацию
религии, идеализацию прошлого и архаических
культур, нередко выливающуюся в социальный
протест; эстетизацию быта, морали, политики.
Поэзия как философский камень
В полемике с Просвещением
романтизм формулирует программу
переосмысления и реформы философии
в пользу художественной интуиции,
в чем поначалу он очень близок
раннему этапу немецкой классической
философии (ср. тезисы «Первой программы
системы немецкого идеализма» — наброска,
принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума…
есть акт эстетический… Поэзия становится…
наставницей человечества; не станет более
философии… Мы должны создать новую мифологию,
эта мифология должна… быть мифологией
разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля — главных теоретиков
немецкого романтизма — вид интеллектуальной
магии, с помощью которой гений, опосредуя
собой природу и дух, создает органическое
целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный
таким образом абсолют романтики трактуют
не как однозначную унитарную систему,
а как постоянно самовоспроизводящийся
процесс творчества, в котором единство
хаоса и космоса каждый раз достигается
непредсказуемо новой формулой. Акцент
на игровом единстве противоположностей
в абсолюте и неотчуждаемости субъекта
от построенной им картины универсума
делает романтиков соавторами диалектического
метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики
можно считать и романтическую «иронию»
с ее методом «выворачивания наизнанку»
любой позитивности и принципом отрицания
претензий любого конечного явления на
универсальную значимость. Из этой же
установки следует предпочтение романтизмом
фрагментарности и «сократичности» как
способов философствования, что в конечном
счете (наряду с критикой автономии разума)
привело к размежеванию романтизма с немецкой
классической философией и позволило
Гегелю определить романтизм как самоутверждение
субъективности: «подлинным содержанием
романтического служит абсолютная внутренняя
жизнь, а соответствующей формой — духовная
субъективность, постигающая свою самостоятельность
и свободу».
Новый взгляд на внутренний мир
Отказ от просвещенческой
аксиомы разумности как сущности
человеческой натуры привел романтизм
к новому пониманию человека: под
вопросом оказалась очевидная прошлым
эпохам атомарная цельность «Я»,
был открыт мир индивидуального
и коллективного бессознательного,
прочувствован конфликт внутреннего
мира с собственным «естеством»
человека. Дисгармония личности и
ее отчужденных объективаций особенно
богато была тематизирована символами
романтической литературы (двойник,
тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый
Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).
Понимание прошедших эпох
В поисках культурных
союзников романтическая мысль
обращается к античности и дает ее
антиклассицистское толкование как
эпохи трагической красоты, жертвенного
героизма и магического постижения
природы, эпохи Орфея иДиониса. В этом отношении
романтизм непосредственно предшествовал
перевороту в понимании эллинского духа,
осуществленному Ницше.
Средневековье также
могло рассматриваться как близкая
по духу, «романтическая» по преимуществу
культура (Новалис), но в целом христианская
эпоха (включая современность) понималась
как трагический раскол идеала и действительности,
неспособность гармонически примириться
с конечным посюсторонним миром. С этой
интуицией тесно связано романтическое
переживание зла как неизбывной вселенской
силы: с одной стороны, романтизм увидел
здесь глубину проблемы, от которой Просвещение
как правило попросту отворачивалось,
с другой – романтизм с его поэтизацией
всего сущего частично утрачивает этический
иммунитет Просвещения против зла. Последним
объясняется двусмысленная роль романтизма
в зарождении тоталитаристской мифологии
20 в.
Влияние на науку
Романтическая натурфилософия,
обновив возрожденческую идею человека
какмикрокосма и привнеся в нее идею
подобия бессознательного творчества
природы и сознательного творчества художника,
сыграла определенную роль в становлении
естествознания 19 в. (как непосредственно,
так и через ученых — адептов раннего Шеллинга — таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные
науки также получают от романтизм (от
герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый
для истории, культурологии, языкознания.
Романтизм и религия
В религиозной мысли
романтизм можно выделить два
направления. Одно было инициировано Шлейермахером
(«Речи о религии», 1799) с его
пониманием религии как внутреннего,
пантеистически окрашенного переживания
«зависимости от бесконечного». Оно
существенно повлияло на становление
протестантского либерального богословия.
Другое представлено общей тенденцией
позднего романтизма к ортодоксальному
католицизму и реставрации средневековых
культурных устоев и ценностей. (См.
программную для этой тенденции
работу Новалиса «Христианство, или
Европа», 1799.).
Этапы
Историческими этапами
в развитии романтизма были зарождение
в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер
иШеллинг), в лоне которого были
сформулированы основные философско-эстетические
принципы романтизма; появление после
1805 гейдельбергской и швабской школ литературного
романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с
которой начинается европейская слава
романтизма; широкое распространение
романтизма в рамках западной культуры
в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического
движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их
слияние как с консервативными, так и с
радикальными течениями «антибюргерской»
европейской мысли.
Философы-романтики
Философское влияние
романтизма заметно прежде всего
в таком умственном течении, как
«философия
жизни». Своеобразным ответвлением
романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» иславянофилов в России, философско-политический
консерватизм Ж. де Местра иБональда во Франции также питались
настроениями и интуициями романтизма.
Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка
романтизму и трактовка свободы и творчества
вэкзистенциализме.
Важнейшие представители романтизма
в искусстве
В изобразительном
искусстве романтизм наиболее ярко
проявился в живописи и графике,
менее отчетливо — в скульптуре
и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных
школ романтизма в изобразительном искусстве
сложилось в борьбе с официальным академическим
классицизмом. Романтизм в музыке сложился
в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма
и развивался в тесной связи с ним, с литературой
вообще (обращение к синтетическим жанрам,
в первую очередь к опере и песне, к инструментальной
миниатюре и музыкальной программности).
Главные представители
романтизма в литературе — Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин,А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке —Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном
искусстве — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский.