Ролевая символика в молодежной субкультуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

В нашу речь вошло и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. \

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………3
2. Основные понятия ……………………………………………………4
3. Символика в молодежной субкультуре….……………………………7
4. Заключение……………………………………………………………..17
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Субкультура.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


3

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине «Культурология»

 

 

тема: «Ролевая символика в молодежной субкультуре»

 

 

                           

2010 год

3

 



 

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………………3

2. Основные  понятия ……………………………………………………4

3. Символика в молодежной субкультуре….……………………………7

4. Заключение……………………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………….18

1.      Введение

В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться, как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых. Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральный характер. Западное общество, по сути, «разрешает» выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей функции молодежной субкультуры.

Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира.. Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране – вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х –60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Можно сказать, стиляги явились первым всплеском нонконформизма и контр культурности. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли. Второй всплеск контркультурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали появляться первые рок-группы, хиппи, и полуподпольные «тусовки». Именно эта волна подготовила почву для следующего этапа. Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контркультуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем. Уже к середине 90-х годов контркультурная активность молодежи пошла на спад. Сократилось число неформальных движений, некоторые исчезли вовсе, остальные сильно перемешались. На сегодняшний день, не принимая в расчет политических, экологических и религиозных движений, можно выделить рэйв-культуру, рок-культуру, движение ролевых игр и так называемых «гопников» - культура уголовного мира. Сама контркультура сильно помолодела. Если раньше это были люди в возрасте 16-25 лет, то сейчас – 13-23. Думается, отчасти это связано с акселерацией, отчасти с тем, что сама контр культура в нашей стране несколько формализовалась, «успокоилась», ушла от радикального нонконформизма и фактически перешла в субкультуру. В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

2.      Основные понятия

Субкультура – свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды.

В нашу речь вошло и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это «косуха» и «козаки», или джинсы и «хайратник».

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени.

Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Вот некоторые классификации:

      По социально-правовому признаку выделяют:

-         просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

-         социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;

-         асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

      По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

-         увлечение современной молодежной музыкой;

-         устремление к правопорядковой деятельности; активно занимающиеся определенными видами спорта;

-         околоспортивные – различные фанаты;

-         философско-мистические;

-         защитники окружающей среды.

      Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

-         романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);

-         гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

-         криминальные (гопники, люберы);

-         анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

      Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

-         со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

-         с социальной позицией – экокультурные;

-         с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

-         с альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир.

 

 

3.      Символика в молодежной субкультуре .

При изучении молодежных субкультур представляется целесообразным подробнее остановиться на символике молодежной субкультуры. Примечательна в этой области работа Т. Щепанской. Роль и функции символики в субкультурном сообществе, описанные ею на примере хип-системы, помогли сформировать определенный подход в нашем исследовании молодежных субкультур в области символики.

Рассматривая происхождение символа, Щепанская отмечает, что в некоторых случаях у человека возникает потребность вынести свои программы поведения "вовне", прикрепив их к реальным объектам. Человек, который не может овладеть своим поведением непосредственно, прибегает к внешним знакам, которые помогают ему управлять поведением.

В связи с этим, Щепанская рассматривает символ как средство самоидентификации с нормой. За символом - норма поведения. Символ работает как программа действия. Символика, отражая нормы определенной среды, работает как средство повседневной коррекции поведения в соответствие с нормами сообщества. Щепанская говорит о том, что регулирование поведения осуществляется посредством символических или даже ритуальных средств. Что это дает? Управление идет помимо сознания индивида, как бы изнутри личности. С помощью символа субкультурные нормы встраиваются в структуру личности, и уже оттуда руководят поведением индивида. Человек постоянно и неосознанно сопоставляет свое поведение с идеальным символическим "двойником" "Я", стремясь ему соответствовать. В свою очередь это идеальное "Я" аккумулирует нормы сообщества, а значит, эта группа управляет поведением своих членов.

Символ как средство самоорганизации сообщества и управления поведением членов наиболее удобен. Щепанская отмечает, что символ обладает свойством управлять поведением человека, оставляя ощущение свободы, что делает его одним из немногих средств эффективного социального воздействия в условиях статусной неопределенности. Существует связь между уровнем социальной неопределенности в сообществе и ростом ритуально символических форм. Эту роль символа подчеркивал В. Тэрнер: "Лиминальность, маргинальность и низшее положение в структуре - условия, в которых часто рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведения искусства". Плотность символики, отмечает Щепанская, в лиминальных сообществах повышается потому, что возрастает ее роль в качестве средства регуляции поведения сообщества. То есть - первая функция символа в сообществе - регуляция поведения его членов в соответствии с нормами данного сообщества. Вторая функция символа - отделение "своей" субкультурной информации от чужой. Символ здесь выступает как капсула информации. Информация передается в символической "упаковке", в таком виде она воспринимается как "своя" членами сообщества, что обеспечивает внимание к этой информации.

Щепанская рассматривает процессы самоорганизации сообщества через его символику. Она говорит о том, что символ возникает раньше сообщества, как отторжение "чужих" норм и ценностей, как "антинорма". "Практически все с кем мы встречаемся в системе", - говорит Щепанская - "пршли через это ощущение: они так или иначе отвергнуты (семьей, школьным коллективом), - они выпали из социальной структуры благополучного общества . Так вот это отторжение и фиксируется потом во внешней атрибутике". Символ предшествует сообществу и приводит человека в него."Можно представить себе множество людей", - пишет Щепанская, - "пометивших себя, принявших символы отверженности и одиночества, - но совершенно между собою не знакомых. Сообщества нет, а символы уже есть ".

Сообщество должно уже некоторое время существовать, чтобы успел сложиться его собственный ценностно-нормативный мир. В формировании норм значительную роль играет символ, они и формируются в символической оболочке. На "тусовке" идут своего рода "игры" с символом - он фиксирует отторжение и с его помощью пытаются преодолеть отторжение. Щепанская приводит пример, когда с этой целью первые хиппи раздавали прохожим гвоздики в подземном переходе. В ходе этих попыток преодолеть отторжение и складываются (а точнее, осознаются) нормы, которые станут нормами сообщества. А в начале они предназначены не столько для тусовки, сколько для внешнего мира, Потому что именно внешний мир отвергает этих людей и отталкивает. Они в символической форме рисуют как бы проект желаемых иных отношений с этим миром. Набор ном вполне прозрачно определяется положением людей. То есть в виде ном проявляется, как на фотопластинке, реальная локализация сообщества в социуме, в данном случае - вне его. 

Для оценки ролевой символики в молодежной субкультуре следует рассмотреть более подробно отдельные группы и субкультуры, суть самой культуры, историю ее развития и образ жизни ее членов.

 

      Байкеры:

Байкеры – одни из немногих, для кого слова «один за всех, все за одного» – не пустой звук, а стиль жизни. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету. Проще говоря, байкер – это водитель мотоцикла, хотя не все так просто. Байкеры – это именно субкультура. Для них байк – стиль жизни, а не просто быстрый и удобный способ передвижения. Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – Скорости. В этом они похожи на спортсменов. В определенной мере байкинг и есть спорт, но спорт экстремальный. Закованный в черную кожу суровый бородач, с ног до головы покрытый татуировками, может оказаться мастером спорта международного класса по мотокроссу и чемпионом страны тысяча девятьсот какого-то года, но он пришел в субкультуру байкеров, чтобы наслаждаться свободой и скоростью.

 

      Готы

Встретив на улице группу людей в черных драпировках, с выбеленными лицами и странными украшениями, не стоит пугаться, – это готы. В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Вообще из панка появилось много направлений, в том числе и декадентское – более депрессивное и мрачное (впоследствии «готическое»). Внешний вид готов – черные наряды, летучие мыши, и прочая символика – все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к декадентскому колориту стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. Эта неопределенность и есть слабое место готического движения: как субкультуру, не имеющую четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны, причем эти отклонения не всегда украшают репутацию готов. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, два аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или просто веселиться с друзьями. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы – не более чем эпатаж.

Информация о работе Ролевая символика в молодежной субкультуре