Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:25, реферат
Культура каждой страны, этноса, группы людей да и просто человека формируется мышлением и творческим вдохновениям. Композитор, сочинив мелодию, запишет ее для других музыкантов с помощью нот, символов, которые и через века не утратят своего значения - «до» всегда будет «до», а «ре» и через сто лет будет «ре».
Введение - 1
1. Понятия знак и символ в культуре - 3
2. Роль символов в культуре - 4
3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи - 7
Заключение - 9
Список использованной литературы
При истолковании условного знака (а также аллегории, эмблемы) психологически происходит переход от внешнего к внутреннему, от означающего к означаемому, к значению. Этот переход осуществляется на основе ассоциативной связи. Сначала воспринимается, узнается означающее, а затем связанное с ним на основе соглашения, договора его смысл. Переход от знака к значению особенно ясно осознается при первом знакомстве со знаком, например, при обучении иностранному языку. Со временем, когда формируется навык (привычка) переход не осознается, но он не перестает существовать. Напоминают о нем затруднения, возникающие при «чтении», распознавании «означающей» стороны.
Значение символа воспринимается, понимается, переживается без перехода от означающего к означаемому. Оно «схватывается» сразу, целиком с помощью интуиции. С этой точки зрения символ – интуитивный знак. Его нельзя расшифровывать рассудочной мыслью.
В
зависимости от характера ценностного
значения выделяют различные виды символов.
Это могут быть исторические символы (например,
Бородинское поле как символ боевой славы
русского оружия, гробница Наполеона как
символ величия Франции и др.), религиозные
(крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические
(миф о Прометее как символ самоутверждения
человека в борьбе с чуждыми внешними
силами и др.), идеологические и пропагандистские
(программы, лозунги, воззвания, конституции
и др.), нравственные (белый цвет как символ
нравственной чистоты и др.), художественные
(произведения искусства, в особенности
монументального). Особенностью произведения
искусства как художественного символа
является то, что важнейшей и неотъемлемой
составляющей его ценностного значения
выступает эстетическое качество. Каково
ни было содержание произведения искусства,
оно всегда, если это подлинное искусство,
одновременно выступает как символ прекрасного,
красоты, гармонии. Любой символ в силу
своих особенностей функционирует в обществе
не просто как знак, несущий информацию.
Это есть знак, который выступает как конструктивный
принцип человеческих действий и волевой
устремленности.
3.
Эволюция символов
и логика их
взаимосвязи
Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из древнейших символов, креста.
Изначально крест, называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх, символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским, обозначал в Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика, "вращающийся" крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с фашизмом, а потому приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный цвет) и защита, спасение (крест).
Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можно построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм, увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность, честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) - Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).
Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, где каждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую и информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)
Упрощённый герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует несколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.
Символы складываются и разрушаются с течением времени, приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества, объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либо или почитания чего-либо).
Религиозный
культ предполагает наличие особого,
символическим образом
Можно сказать, что нет символа без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея - символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке). Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.
Заключение
Каждая
культура в процессе своего развития
создает различные системы
Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Люди продолжают создавать все новые символы и наделять их новыми значениями.
Символ же всегда выступал и выступает необходимым условием формирования и воспроизводства человеческой культуры. Он является средством развития мировоззренческих форм сознания, открывающих человеку масштаб его соизмеримости с окружающим миром и космосом. И только во взаимосвязи символов, зачастую принадлежащих к разным группам, рождается узнаваемое членами определённых групп и культур понятие, информация, передаваемая и читаемая ими от поколения к поколению. Так символ служит основой культурного наследия прошлого будущему.
Список использованной
литературы
1. Ветров А. Тонкие линии судьбы / Знаки № 4, 2005. С.92-94.
2. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
3. Лихачева С., Тавкаева С. Варвары. Древние народы: Энциклопедия. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2006.
4. Пауэлл Т. Руны. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «Внешторгпресс», 2003.
5. Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.
6. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
7. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2003.