Роль символа в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:25, реферат

Краткое описание

Культура каждой страны, этноса, группы людей да и просто человека формируется мышлением и творческим вдохновениям. Композитор, сочинив мелодию, запишет ее для других музыкантов с помощью нот, символов, которые и через века не утратят своего значения - «до» всегда будет «до», а «ре» и через сто лет будет «ре».

Оглавление

Введение - 1
1. Понятия знак и символ в культуре - 3
2. Роль символов в культуре - 4
3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи - 7
Заключение - 9
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология_реферат_ЭДВ-03_Салмина.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     При истолковании условного знака (а  также аллегории, эмблемы) психологически происходит переход от внешнего к  внутреннему, от означающего к означаемому, к значению. Этот переход осуществляется на основе ассоциативной связи. Сначала воспринимается, узнается означающее, а затем связанное с ним на основе соглашения, договора его смысл. Переход от знака к значению особенно ясно осознается при первом знакомстве со знаком, например, при обучении иностранному языку. Со временем, когда формируется навык (привычка) переход не осознается, но он не перестает существовать. Напоминают о нем затруднения, возникающие при «чтении», распознавании «означающей» стороны.

     Значение  символа воспринимается, понимается, переживается без перехода от означающего к означаемому. Оно «схватывается» сразу, целиком с помощью интуиции. С этой точки зрения символ – интуитивный знак. Его нельзя расшифровывать рассудочной мыслью.

     В зависимости от характера ценностного  значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы (например, Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.), религиозные (крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические (миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.), идеологические и пропагандистские (программы, лозунги, воззвания, конституции и др.), нравственные (белый цвет как символ нравственной чистоты и др.), художественные (произведения искусства, в особенности монументального). Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии. Любой символ в силу своих особенностей функционирует в обществе не просто как знак, несущий информацию. Это есть знак, который выступает как конструктивный принцип человеческих действий и волевой устремленности.  
 

     3. Эволюция символов  и логика их  взаимосвязи 

     Символы могут менять свои значения от поколения  к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из древнейших символов, креста.

     Изначально  крест, называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх, символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским, обозначал в Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика, "вращающийся" крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с  фашизмом, а потому приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный цвет) и защита, спасение (крест).

     Многие  современные награды имеют форму креста не случайно. Можно построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм, увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность, честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) - Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).

     Особое  значение приобрела взаимосвязь  символов в гербах, где каждая деталь наполнена аллегорией и несёт  определённую смысловую и информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)

     Упрощённый  герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует несколько логически связанных  символов для маркировки производимого товара.

     Символы складываются и разрушаются с  течением времени, приобретают противоположное  значение, эволюционируют с развитием  общества, объединяются в группы для  создания определённого культа (поклонения чему-либо или почитания чего-либо).

     Религиозный культ предполагает наличие особого, символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфического музыкального или вокального сопровождения, строго определённую одежду проводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов, осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всё вышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь и порождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.

     Можно сказать, что нет символа без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея - символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке). Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.

 

      Заключение 
 
 

     Каждая  культура в процессе своего развития создает различные системы символов и знаков, которые являются своеобразными  ее носителями. Для человека владение этими знаками и знаковыми  системами означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру. На протяжении истории человечеством было создано огромное количество знаков и символов, регулирующих поведение индивидуумов в социуме и помогающих осуществлять их совместную деятельность.

     Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Люди продолжают создавать все новые символы и наделять их новыми значениями.

     Символ  же всегда выступал и выступает необходимым условием формирования и воспроизводства человеческой культуры. Он является средством развития мировоззренческих форм сознания, открывающих человеку масштаб его соизмеримости с окружающим миром и космосом. И только во взаимосвязи символов, зачастую принадлежащих к разным группам, рождается узнаваемое членами определённых групп и культур понятие, информация, передаваемая и читаемая ими от поколения к поколению. Так символ служит основой культурного наследия прошлого будущему.

 

      Список использованной литературы 

1. Ветров А. Тонкие линии судьбы / Знаки № 4, 2005. С.92-94.

2. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

3. Лихачева С., Тавкаева С. Варвары. Древние народы: Энциклопедия. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2006.

4. Пауэлл Т. Руны. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «Внешторгпресс», 2003.

5. Полная энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.

6. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

7. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2003.

Информация о работе Роль символа в культуре