Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:01, контрольная работа
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Отделение заочного образования
Факультет народного художественного творчества
Контрольная работа по теории
и истории народно
Тема: «Роль реформ Петра I в развитии народно художественной культуры»
Выполнила: студентка II курса
хореографического отделения
Кузьмина Е.С.
Проверил: доцент кафедры ППиПМ
Кондратьева И.А.
г. Челябинск, 2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Введение.
Под культурой первоначально понималось – действие по возделыванию чего-либо.
В современном обществе у «Культуры» множество понятий.
Все существующие понятия «Культура» условно можно разделить на пять групп;
Художественная культура – это отдельный самостоятельный вид культуры.
Художественная культура – это творческая деятельность многих живущих поколений, в неё включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предыдущие эпохи.
В любой художественной культуре есть некая константа определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития, этой константой является народная культура.
Народная культура в свою очередь – это фиксированная память о самом себе.
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра I, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился.
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И отовсюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
Роль реформ Петра I в народно художественной культуре.
Именно потому, что в России в XVIII веке накладывались друг на друга процессы, которые на Западе развертывались на протяжении трех-четырех столетии, ведя культуру от Возрождения к Просвещению. Художественное развитие Петербурга не знало той четкой динамики соотношения видов и жанров искусства, как на Западе выразилась в смене иерархических структур художественной культуры - от безусловного господства живописи в эпоху Возрождения к возвышению словесных прозаических жанров в эпоху Просвещения, через сценическую доминанту в культуре XVII столетия. В Петербурге же шло параллельное развитие всех областей искусства, не столько споривших за свои права на вершине Парнаса, сколько догонявших друг друга в художественном самоопределении.
Прежде всего, утверждала свои права архитектура, потому что Петербург – единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения (другой однотипный город – Вашингтон – строился за океаном, и потому европейцы не ощущали такой близости к нему, какую они чувствовали к российской столице). Оттого так сильно было стремление выдающихся европейских зодчих участвовать в этом уникальном градостроительном эксперименте.
Вместе с тем, следуя ренессансной
логике взаимоотношения искусств, с
самого начала века в художественной
культуре новой российской столицы
все более видное место стала
занимать живопись, в особенности
портретный жанр, выраставший из парсуны.
Во второй половине века это привело
к появлению замечательной
Положение портретного жанра
свидетельствовало о том, что
в центре внимания формировавшейся
в Петербурге культуры стоял не Бог,
а человек, и понимался человек
все более и более конкретно
- как индивид, как личность, как
неповторимая индивидуальность, социальное
положение и культурная деятельность
которой заслуживали
Такая оценка личности в искусстве согласуется с новым отношением к человеку в русской философии и педагогике XVIII века, осваивавших, как уже отмечалось, опыт просветительских идей западных мыслителей и искавших самостоятельное решение проблемы; наиболее значительное явление - упоминавшийся трактат А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Но если в философско-педагогических концепциях речь шла о человеке вообще, о его родовых качествах, то художественный портрет преломлял общее в особенном и единичном, вплотную подходя к познанию и образному воплощению личности.
Структура духовной жизни Петербурга обусловила и переход от преимущественного развития в первой половине века драматургии и основанного на ней сценического искусства к активному развитию в конце столетия прозаических жанров. Характерным для петербургской культуры оказалось и разнообразие жанрового репертуара прозы - от лирико-трагедийного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева до «малых форм» в сатирических журналах. Эти журналы стали выходить в столице с 1769 г. Первым среди них был основанный самой императрицей еженедельник «Всякая всячина», и следующие пять лет стали временем самого энергичного развития сатиры.
Становление новой музыкальной культуры в Петербурге, явно отстававшей от успехов словесности и от нее зависевшей, осуществлялось поначалу в сценической и лишь затем в инструментальной оркестровой форме. В Петербурге в 1730-х гг. появляется опера, и возникают новые формы инструментальной музыки. Однако Россия подтверждала закономерность, со всей определенностью раскрывшуюся в истории западноевропейской культуры: музыка - романтическое искусство, и просветительский рационализм сдерживает ее развитие; даже сентиментализм создавал лишь предпосылки для того простора выражения душевных процессов, которые раскроет перед музыкой романтический эмотивизм.
На рубеже XVIII и XIX столетий множество факторов – экономических, политических и, особенно, культурных – выводило страну на новый уровень развития. Культура Петербурга, храня верность некоторым принципам Просвещения, приобретала существенно иной облик.
Сближение с Западом проявлялось
в заботах правительства о
том, чтобы русский человек и
внешним видом напоминал
Борьба шла и с широко-рукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава.
В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
Подлинным пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.
Перемены в быте и нравах
высших кругов проявлялись в возникновении
новых форм развлечений. Специальным
указом 1718 г. были введены ассамблеи,
которые становились
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
Для новой культуры были
характерны светскость и «государственный»
характер. Последняя черта культуры
являлась особенностью России. Государство
финансировало и поощряло развитие
тех сфер культуры, которые считались
наиболее нужными. Культуру в целом,
науку и даже искусство Петр I
оценивал с позиций пользы. Огромная
роль государства, его вмешательство
в сферу культуры привели к
ее бюрократизации: труд писателя, художника,
актера, архитектора превратился
в разновидность
Информация о работе Роль реформ Петра I в развитии народнохудожественной культуры