Роль православия в русской духовной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 00:58, реферат

Краткое описание

Религия – мощная социально-конструирующая сила. Сегодня является общепризнанной ее стержневая роль в становлении, развитии и укреплении самостоятельных цивилизаций, культурно-исторических типов, отдельных обществ и культурных общностей. Именно религия выступает решающим фактором в образовании наций и в межнациональном региональном сплочении и объединении народов и государств

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1. Основы православной культуры..................................................................5
2. Становление и развитие православия.........................................................9
3. Идеалы Православия в русской культуре.................................................14
Заключение.......................................................................................................17
Список использованной литературы.............................................................

Файлы: 1 файл

Роль православия в русской духовной культуре-испр..doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Православие несло русскому народу все дары христианского правосознания – волю к миру, братству, справедливости, лояльности и солидарности; чувство достоинства и ранга; способность к самообладанию и взаимному уважению, словом, – все то, что может приблизить государство к заветам Христа.

Православие вскормило в России чувство ответственности гражданина, чиновника и Царя пред Богом, и прежде всего упрочило идею призванного, помазанного и Богу служащего монарха. Благодаря этому тиранические государи были в истории России сущим исключением. Все гуманные реформы в русской истории были навеяны или подсказаны Православием.

Русское Православие верно и мудро разрешило труднейшее задание, с которым почти никогда не справлялась западная Европа, – найти правильное соотношение между церковью и светскою властью - взаимное  поддержание, при взаимной лояльности и взаимном непосягании.

 

Заключение.

 

«Без Бога нация — толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!»,- эти  стихи  принадлежат  перу  яркого  представителя  русского  православия,  нашему  современнику  иеромонаху  Роману  Матюшину.

П.Е. Астафьев в книге «Философия нации и единство мировоззрения», характеризуя культурные особенности русского народа, отмечал: «Наш народ менее всего юридический или политический народ, в очень слабой степени – социально-экономический и в высочайшей – нравственный и нравственно-религиозный». И далее относительно так называемого правового нигилизма: «Но именно во имя сохранения …полноты и равновесия своего духа, именно потому, что ценнее и выше всего для него его душа и ее спасение, и относился русский народ всегда более или менее равнодушно, а часто и враждебно к внешне организаторским задачам вообще, оказывал и мало склонности, и мало способности к формальной организации и организованной деятельности. Та деятельность, которой требует его действительно практический здравый смысл и которая необходима для спасения души его…, представляется для него всегда как деятельность личная (хотя бы и не для личных целей), по существу своему нравственная,но не организованная в юридических или политических формах, не механизированная, – ибо всякая организация деятельности есть непременно и механизация ее, ограничение ее личного, чисто духовного творческого источника.

Дорожа выше всего этим личным, творчески воплощающим всю полноту его духа и нравственным, а не отвне регламентированным характером своей деятельности (на свою ли, на общую ли пользу – все равно), русский народный характер и не может не относиться равнодушно недоверчиво или враждебно к исключительным задачам устроения внешних форм, внешней организации жизни.

Поэтому он и ведет спустя рукава даже дело устроения своих внешних благ и средств (не это для него важно!), бесконечно больше думает о нравственном характере своих поступков, об их моральности, чем об их юридической правильности, об их легальности» [7 - 44].

У каждой культуры своя оригинальная «формула» и своя «генерализованная ценность», выражающая самое важное и дорогое для ее представителей. Генерализованная ценность русской культуры – совесть, справедливость, милосердие. Это культура цельности и соборности: цельное знание, неотделенность чувства и разума, истины и справедливости, неотделенность личных интересов от общественности; коллективное, соборное и согласное духовное социальное бытие. Это культура главенства духовного над материальным, содержательного – перед формальным, нравственного – перед правовым. Это культура сочувствия, соучастия и сопричастности к ближнему.

Уникальность каждой культуры определяется теми принципами, которые складываясь исторически, создают в сочетании своем базовую «формулу» культурного организма, его «жизненный проект», и в русской культуре такая роль принадлежит православию, оно – духовный стержень нашей культуры, обеспечивающий ее оригинальность, цельность и жизнеспособность в качестве самовоспроизводящегося и саморазвивающегося мощного организма.

На современном этапе, по-новому оценивается роль Православия в истории России и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. На протяжении тысячи лет православие определяло духовную жизнь России, формирование менталитета нации. Можно сказать, что на мировоззренческом уровне влияние православия распространялось на все сферы жизни российского общества.

Жизнь показала, что Православие не искажало и не нарушало естественного хода развития российского общества, более того, в самые тяжелые и трагические для России годы оно выправляло созданные без его ведома и участия отклонения в политической и экономической жизни страны (например, рабство, а затем - крепостноеправо), преодолевало организационные и идеологические разногласия (например, в период Смутного времени, а также - террористического движения XIX- нач.ХХ в.в.), устраняло возникающие противоречия, врачевало раны и души населения, обращаясь, прежде всего, к личности и преодолевая на этом пути возможные межконфессиональные проблемы и разногласия (свидетельством чего является, в частности, мирное многовековое сосуществование Православия и ислама в Поволжье).

Отсюда следует, что Православие в нашей стране является не только традиционной, но и постоянно обновляющейся религиозной системой, адекватно реагирующей на исторические обстоятельства и несущей в себе преображение Духом Святым самого бытия человеческой жизни. При этом православие стремится к гармоничному сочетанию духовного и телесного, религиозного и светского в рамках так называемой «симфонии» Церкви и государства.  Православие  на   протяжении  не  одной  сотни  лет  имело,  имеет  сейчас,  и, несомненно, будет  иметь  и   в  будущем  огромную  значимую роль  в  русской  духовной  культуре.  Это то,  что  объединяет  и  сплачивает  многомиллионное  население  нашей  бескрайней  Родины,  русских  людей,  - православных    людей.

 

«...кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.»  

Ф.М.Достоевский.

Список использованной литературы.

 

  1. Игумен И. Экономцев.  «Православие. Византия» изд. Россия. – М., 1992.
  2. Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М., 1994.
  3. Карсавин Л.П. «Основы политики. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн.» – М., 1993.
  4. Чаадаев П.Я. «Избранные письма.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.petrchaadaev.ru/llib-al-buk-3944/
  5. Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра» М., 1991.
  6. Бердяев Н.А. «История и смысл русского коммунизма» М., 1990.
  7. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. – М., 2000.
  8. Бородина  А.В. «Основы православной культуры.»
  9. Толстой Л.Н. «Путь жизни» М., 1993.
  10. Милюков П.Н. «Очерки по истории русской культуры» В 3 т. М., 1993.
  11. Ключевский В.О. Сочинения В 9 т. М., 1987.

 

 


Информация о работе Роль православия в русской духовной культуре