Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:00, реферат
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами.
Надо
признать, что слово «идеология»
было основательно «затаскано» во
времена «застоя» и «перестройки».
Ваши родители помнят никого не трогающую
наглядную агитацию типа «Слава КПСС»,
идеологические семинары по изучению
«Малой земли», «Целины»: мероприятия
пустые, формальные, вызывающие у кого–то
смех, а у кого–то раздражение.
Это все было. В памяти многих
оно сохранилось. И вполне объяснимо
то, что слова «идеология» и
«идеологическая работа»
С другой стороны, по прошествии примерно 10 лет, общество осознает, что уже потеряли хорошо отлаженную жизнью систему идеологической работы. Эта проблема усугубляется и нынешним состоянием жизни белорусского народа и общества. Необходимо отметить, что государственная идеология — это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства и во все времена опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития.
Теперь уже не только из уст профессионалов в Соединенных Штатах Америки, Западной Европе, России но из уст Буша, Путина и других руководителей звучит понятие идеологии и обозначаются связанные с этим проблемы.
Да,
в государствах Запада сам механизм
идеологического воздействия
Не меньшее внимание уделяется идеологии в других государствах, скажем, в Германии, Франции. Идеологические аппараты этих государств с детства прививают своим гражданам ценности, объединяющие немцев, французов. Воспитывают верность гражданскому долгу.
Независимо
от того, кто у власти в Штатах,
Великобритании: республиканцы или
демократы, лейбористы или консерваторы,
идеологические устои остаются незыблемыми.
Большинство населения
Устойчивость,
точнее, «живучесть» идеологических
систем определяется в первую очередь
тем, что они создаются не под
личности, а под народы, под общества.
Для государства будет
И в Беларуси создается белорусская государственная идеология «не под Лукашенко», как это внешне может показаться.
Государственная
идеология «кроится» не под отдельного
человека, пусть даже и первого
Президента страны, а под весь белорусский
народ, с тем чтобы политическая
конъюнктура не влияла на общее направление
развития белорусского общества. Политики
будут приходить и уходить, а
курс политического и социально–
В
то же время ученые признают, что
даже в демократическом обществе
идеологический плюрализм должен иметь
определенные границы идеологических
споров, проходящие в пределах общей
для всех конституционной основы.
Тем самым государство
Здесь возникает новый вопрос - об источнике формирования государственной идеологии. Многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они - следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа. В то же время, отмечая неразвитость в обществе гражданского самосознания, признают, что новая объединяющая идея не сможет сформироваться в недрах народного сознания даже в виде общенационального эмоционально насыщенного притягательного образа, не говоря уж о какой-то вербализованной идеологеме. Надеяться на активность интеллигенции также не приходится, так как сама новая духовная и интеллектуальная элита еще не идентифицировала себя как некую общность, не осознала своих интересов и задач. Решающую роль может и должно сыграть государство, ценностно-нормативная функция которого у нас всегда была велика, а также общественные объединения, политические партии, молодежные организации. Но далеко не все поддерживают государственную идеологию.
Однако речь не идет о навязывании обществу идеологии сверху, о монополии государства в идеологической сфере и нетерпимости в отношении иных идеологий и их носителей. Закрепленные в Конституции идеологический плюрализм, многопартийная система, свобода убеждений не запрещают государству выступать как равноправному политическому субъекту, ведущему честную конкурентную борьбу с другими субъектами политической жизни за общественное признание и одобрение, стремящемуся убедить в своей правоте, адекватности своих программ и действий объективным интересам и потребностям граждан. Более того, именно государство ответственно за формирование общественных представлений о направлениях и перспективах развития, о своем цивилизационном геополитическом и экономическом статусе. Любое государство через соответствующие институты формирует, культивирует общественное сознание, можно сказать, "лепит" общество, соответствующее своим идеалам и целям. Только заботясь об образовании и просвещении общества, о формировании гражданского самосознания, государство воспитает сильного союзника и партнера, готового к отважным поступкам и смелым задачам. К.Г. Юнг писал: «Великие новшества никогда не являются сверху, они всегда развиваются снизу вверх, подобно деревьям, которые не растут вниз кронами. Но истинно и то, что семена падают сверху».
В защиту государственной идеологии выступает и такой очевидный факт: население Беларуси традиционно подвержено патернализму, "ждет от государства, от харизматического лидера не только материальной помощи, заботы, но и наставлений, лозунгов, заветного слова, указывающего путь вперед". Поверив в лидера, общество поверило бы и в те идеи и задачи, которые он провозгласит.
Официальный
выбор либерально-
Либерализм
влечет постепенное размывание критериев
добра и зла, порока и добродетели,
нравственности и безнравственности...
Сегодня
многие выступают за замещение идеологических
поисков провозглашением
Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо прежде всего в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы этим же народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам. Наиболее эффективной, приемлемой для белорусского общества моделью развития являся совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного государственного образования, которое будет являться гарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь. Данный путь раззвития белорусской государственности основывается на исторической преемственности, он предполагает выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявлению положительного в созданных ранее государственно-правовых формах.
Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать наш народ похожим на другие. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. Социальная опека и уважительные отношения государства и народа.
Единство нашего общества цементируется взаимодействием трех основных общественных сил. Наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и молодежную мощную организацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, которые имеют много этой власти и распоряжаются материальными ресурсами.
«Беларусь — наш общий родной
дом, и каждому в нем должно
быть тепло и уютно. Всех
нас объединяет благородная
Главным
содержанием белорусской
Отсюда
вытекает и ключевая ее цель — осознание
белорусским народом себя народом-творцом,
народом-созидателем, обретение им
уверенности в своих творческих
силах и возможностях. Характерной
чертой государственной идеологии
должны стать патриотизм, преданность
Отечеству, гордость за свой народ. Идеология
белорусской государственности
должна укрепить в народе Беларуси
столетиями сложившийся иммунитет
против национальной ограниченности,
кичливости, пренебрежения к другим
народам. Она должна ориентироваться
на решительное обеспечение
Информация о работе Роль идеологии в современном Белорусском обществе