Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:48, реферат
Ренессанс - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готическим и продолжавшейся с средины пятнадцатого до начала шестнадцатого столетия.
Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в космосе. Это место он связывал с безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМЕТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
«Ренессансная концепция мира (общества и природы) и человека и её значение для нового искусства эпохи.»
Работу выполнил студент
группы МЭ-31
Колясинский Владимир Александрович
Научный руководитель
Профессор В.А. Сапрыкин
Москва 2011
Ренессанс - общепринятое название эпохи,
следовавшей в истории
Таким образом,
человек эпохи Возрождения
Смещение
системы координат теоцентризма
в сторону антропоцентризма происходило
в несколько этапов. Первоначально
новая идеология
Эволюция доминирующих представлений во взглядах гуманистов на человека:
1)Человек понимается как
2)Человек – существо
3)Человек – существо природное
Становление нового
Для культуры Ренессанса реанимация античных традиций не являлась главной задачей, а служила лишь существенным подспорьем в становлении нового типа общественного бытия. Свидетельством тому является переход во всех европейских странах с латыни на национальные языки.
Культура
Ренессанса в новых исторических
условиях не стала простым возвращением
к античности. Античность интересовала
ренессансных философов как форма
перехода к новому идейному – гуманистическому
содержанию культуры. В их представлении
культура перестает быть элементом
мироустройства, сотворенным Богом
и пребывающим вне времени
и пространства. Подобно античным
философам, они рассматривают культуру,
как процесс возделывания и обработки
самого человека, только идеалом для
них становится иной социальный тип,
нежели тот, на который ориентировались
мыслители античности. В понятие
«культура» они вносят новое содержание,
связанное в первую очередь с
мыслительной деятельностью – ученостью,
склонностью к благородным
Следует заметить, что появление новых нравственных принципов в эпоху Возрождения, провозгласивших свободу и раскрепощение человеческой личности в противовес строгой религиозной аскетической морали, привело в итальянских обществах к всеобщему падению нравов, затронувшему не только мирян, но и духовенство.
Самых блистательных высот искусство Возрождения достигло в сферах, которые существовали в античную эпоху и пережили второе рождение в эпоху Ренессанса. К ним относятся:
– живопись
– архитектура
– скульптура
В эпоху Ренессанса искусство стало неотъемлемой частью общественной жизни. Оно выполняло функцию универсального познания. Стремление возрожденческого человека к освоению мира, как арены своей деятельности, рождало потребность в реальном видении действительности, постижении истинной природы вещей, ясном языке искусства.
Искусство Возрождения выражало все: и божественное, и человеческое. В основе творческого метода художников и скульпторов лежала ориентация на осмысление реальности как носительницы идеального. Поэтому характерной особенностью искусства является органическое сочетание в нем реального и идеального. Ренессансные мастера умели адекватно передавать реальное проявление человеческого духа. Они руководствовались и чисто эстетическим стимулом. В их работах природа, человек – как часть природы, предстают перед зрителями не просто как существующие в действительности, но и в своей эстетической ценности, как прекрасные.
Основные черты ренессансного искусства носят универсальный характер, т.е. они присущи всем его видам – и живописи, и скульптуре, и архитектуре:
В XIII в. в искусстве начинают развиваться реалистические методы.
В XIV в. начался процесс проникновения художественной культуры во все области Италии. Он совпал с процессом становления общенационального языка. Не только крупные, но и мелкие города и села обогащаются произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В основном их ценность не была высокой. Но в своей совокупности они послужили основой культуры, получившей широкое распространение.
На рубеже XIV – XV вв. в Европе распространяется художественное направление, которое из-за общности своих форм и содержания получает название «интернациональной готики». Мировоззрение, выражаемое «интернациональным стилем», прославляет гармонию общества и мира природы. Основным принципом позднеготической эстетики является единство в разнообразии форм.
В XV в. искусство становится опорой новой культуры. Оно отделяется от служения только религиозным целям. Происходит слияние искусства со сферой светской жизни. В итальянском обществе появляется стремление к преображению с его помощью интерьеров, мебели, одежды, а также религиозных церемоний, придворных ритуалов, празднеств, танцев, охоты и даже войны, похорон, смертных казней. Правители, наряду с советниками и министрами, окружают себя литераторами, художниками, которые являются специалистами и экспертами по истории древнего времени, оправдывающими и обосновывающим их власть. Культура, отстаиваемая синьорами, является уже не украшением жизни придворных, а символом и орудием их власти и политических действий.
В конце XV–начале XVI в. в искусстве находят свое продолжение идеи гуманизма о безусловной ценности человека. Развитие гуманистической мысли вносит глубокие изменения в представления о пространстве и времени. Складывается единая система, связанная с передачей природной действительности в пространстве, – перспектива; с передачей последовательности событий – история (в отличие от библейского историзма, направленного от грехопадения к установлению царства Божьего на Земле, свойственного эпохе Средневековья). Развивается теория пропорций.
На рубеже XV- XVI вв. в итальянском искусстве становится ведущей, наметившаяся еще в конце XV в., тенденция, связанная с основной задачей новой культуры – созданием обобщенного монументального и героического образа человека, стремлением поднять каждый образ до уровня идеала. В искусстве утверждается идеал титанической личности. В XVI в. в искусстве отчетливо проявил себя антропоцентризм. Человеческий образ в живописи занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения.
В эпоху Возрождения начинает меняться отношение образованных слоев общества к искусству. Уже первые гуманисты в XIV в. провозгласили художественную деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности, а «в начале XVI в. совершается переход от понятия ремесла к понятию искусства: вначале спор ведется о превосходстве скульптуры, живописи, архитектуры, а затем начинается поиск обобщения, выходящего за пределы видов искусства». Проблемы искусства занимают почетное место в круге интересов философии, откуда берут свои начала эстетическая доктрина Возрождения и Нового времени и вырастает вся современная теория искусства.
Великие мастера XVI столетия дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это были люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры своего времени.
Историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) писал о XVI в. как веке безупречного классического искусства, которое делится на два периода. Для первого характерно развитие по восходящей линии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для второго – упадок, представленный художниками, которые, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы. Тот, кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, является маньеристом.
В творчестве
маньеристов отразилось их субъективное
восприятие неустойчивости, трагической
противоречивости мира, беззащитности
человека, находящегося во власти непознаваемых
сил. Главными идеалами маньеристов
становятся искусственность, изощренность
формы, изысканность цвета. Искусство
маньеризма в XVII в. привело к появлению
нового стиля – барокко, отмеченного
вычурным, усложненным художественно-
В целом, искусство Ренессанса в лице крупнейших представителей участвовало в преобразовании культуры, состоящего, в общих чертах, в нелегком переходе от замкнутых систем схоластической мысли к гибкой методологии, находящейся в постоянном развитии, от истин, установленных раз и навсегда, к постоянному сомнению и поиску, от подчинения авторитетам к непосредственному опыту, от догматизма к конфронтации.
С эпохи
Возрождения началась кардинальная
перестройка социокультурной практики
и системы ценностей
духовное, природное и культурное, чувственное и разумное, реальное и идеальное, типизированное и индивидуально-неповторимое, традиционное и современное.
Несмотря на то, что уже к началу XVII столетия была очевидна вся иллюзорность «открытия личности», осуществленного Возрождением, это «открытие» имеет непреходящее значение для европейской культуры. Оно привело к радикальному преобразованию собственной культуры по сравнению со Средневековьем и сохранившимся на Востоке безличностным традиционализмом сознания, поведения и деятельности.
Возрождение – это единственная культура, сумевшая вновь «добыть» эпохальные творения античности. Она создала такие невиданные способы и формы переплавки ценностей античной и средневековой культур, благодаря которым были созданы до сих пор признающиеся великими и значительными художественные творения, открытия и изобретения, достигшие предельной для своей эпохи высоты творчества и глубины мысли. Именно поэтому великие творения Ренессанса не только дожили до наших дней, но и стали лучшей частью всей мировой культуры.