Ренессансная концепция мира (общества и природы) и человека и её значение для нового искусства эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

Ренессанс - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готическим и продолжавшейся с средины пятнадцатого до начала шестнадцатого столетия.
Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в космосе. Это место он связывал с безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям.

Файлы: 1 файл

ренессансная концепция мира.docx

— 24.14 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМЕТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

 

                                                                                                     Кафедра Культурологии

 

 

 

                                              Тема:

«Ренессансная концепция  мира (общества и природы) и человека и её значение для нового искусства  эпохи.»

 

 

 

Работу выполнил студент 

группы МЭ-31

 Колясинский  Владимир Александрович

 

Научный руководитель

Профессор  В.А. Сапрыкин

 

 

 

Москва 2011

 

Ренессанс - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского  искусства за готическим и продолжавшейся с средины пятнадцатого до начала шестнадцатого столетия.

Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в  космосе. Это место он связывал с  безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной  индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям.

Смещение  системы координат теоцентризма в сторону антропоцентризма происходило  в несколько этапов. Первоначально  новая идеология распространялась в виде поэтически-художественных произведений, затрагивающих проблемы личности. В  них господствовали  темы судьбы, любви, счастья и т.д., находившие отклик в душах многих людей.

Эволюция доминирующих представлений во взглядах гуманистов на человека:

1)Человек понимается как индивид

2)Человек – существо социальное

3)Человек – существо природное

 Становление нового исторического  типа сознания и деятельности, отвечавшее потребностям  ремесленно-торговой  практики, нуждалось не только  в иных формах политической  жизни, социального устройства, экономики,  но и в духовном обновлении. Эта новизна закономерно возникла  на  почве Италии, с ее процветающими  городами, достигшей пика исторического  прогресса. Неотъемлемой частью  национального достояния итальянцев  была античная культура. Достаточно  продолжительная временная отдаленность  сформировала в сознании мыслящих  людей ностальгически идеальный  образ античности, как «золотого века», противостоящего суровой, аскетической культуре «темных веков». Считая себя наследниками римской культуры, многие мыслители, государственные деятели итальянских городов-государств мечтали о воссоздании федерации итальянских городов во главе с Римом и возрождении былого величия. Благодаря усилиям первых гуманистов в европейскую культуру возвращаются художественный и духовный идеал греков и римлян, античная скульптура, живопись, литературное наследие.


Для культуры Ренессанса реанимация античных традиций не являлась главной задачей, а служила  лишь существенным подспорьем в становлении  нового типа общественного бытия. Свидетельством тому является переход во всех европейских  странах с латыни  на национальные языки.

Культура  Ренессанса в новых исторических условиях не стала простым возвращением к античности. Античность интересовала ренессансных философов как форма  перехода к новому идейному – гуманистическому содержанию культуры. В их представлении  культура перестает быть элементом  мироустройства, сотворенным Богом  и пребывающим вне времени  и пространства. Подобно античным философам, они рассматривают культуру, как процесс возделывания и обработки  самого человека, только идеалом для  них становится иной социальный тип, нежели тот, на который ориентировались  мыслители античности. В понятие  «культура» они вносят новое содержание, связанное в первую очередь с  мыслительной деятельностью – ученостью, склонностью к благородным искусствам, объединением различных сфер духовной деятельности.

Следует заметить, что появление новых  нравственных принципов в эпоху  Возрождения, провозгласивших свободу и раскрепощение человеческой личности в противовес строгой религиозной аскетической морали,  привело в итальянских обществах к всеобщему падению нравов, затронувшему не только мирян, но и духовенство.

Самых блистательных  высот искусство Возрождения  достигло в сферах, которые существовали в античную эпоху и пережили второе рождение в эпоху Ренессанса. К  ним относятся:

– живопись

– архитектура

– скульптура

В эпоху  Ренессанса искусство стало неотъемлемой частью общественной жизни. Оно выполняло  функцию универсального познания. Стремление возрожденческого человека к освоению мира, как арены своей деятельности, рождало потребность в реальном видении действительности, постижении истинной природы вещей, ясном языке искусства.

Искусство Возрождения выражало все: и божественное, и человеческое. В основе творческого метода художников и скульпторов лежала ориентация на осмысление реальности как носительницы идеального. Поэтому  характерной  особенностью искусства является органическое сочетание в нем реального  и идеального. Ренессансные мастера умели адекватно передавать реальное проявление человеческого духа. Они руководствовались и чисто эстетическим стимулом. В их работах природа, человек – как часть природы, предстают перед зрителями не просто как существующие в действительности, но и в своей эстетической ценности, как прекрасные.

Основные черты ренессансного  искусства носят универсальный  характер, т.е. они присущи всем его  видам – и живописи, и скульптуре, и архитектуре:

    • в искусстве Возрождения христианская и греко-римская культура слились в единое целое;
    • отличительной особенностью искусства становится его светский и реалистический характер;
    • всем видам искусства присуще благородство форм и красок, единство стиля и равноправное сотрудничество всех его форм.

В XIII в. в искусстве начинают развиваться реалистические методы.

 В XIV в. начался процесс проникновения художественной культуры во все области Италии. Он совпал с процессом становления общенационального языка. Не только крупные, но и мелкие города и села обогащаются произведениями изобразительного искусства и архитектуры. В основном их ценность не была высокой. Но в своей совокупности они послужили основой культуры, получившей широкое распространение.

На рубеже XIV – XV вв.  в Европе распространяется художественное направление, которое из-за общности своих форм и содержания получает название «интернациональной готики». Мировоззрение, выражаемое «интернациональным стилем», прославляет гармонию общества и мира природы. Основным принципом позднеготической эстетики является единство в разнообразии форм.

В XV в. искусство  становится опорой новой культуры. Оно отделяется от служения только религиозным целям. Происходит слияние  искусства со сферой светской жизни. В итальянском обществе появляется стремление к преображению с его  помощью интерьеров, мебели, одежды, а также религиозных церемоний, придворных ритуалов, празднеств, танцев, охоты и даже войны, похорон, смертных казней. Правители, наряду с советниками  и министрами, окружают себя литераторами, художниками, которые являются специалистами  и экспертами по истории древнего времени, оправдывающими и обосновывающим их власть. Культура, отстаиваемая синьорами, является уже не украшением жизни придворных, а символом и орудием их власти и политических действий.

В конце XV–начале XVI в. в искусстве находят  свое продолжение идеи гуманизма  о безусловной ценности человека. Развитие гуманистической мысли  вносит глубокие изменения в представления  о пространстве и времени. Складывается единая система, связанная с передачей природной действительности в пространстве, – перспектива; с передачей последовательности событий – история (в отличие от библейского историзма, направленного от грехопадения к установлению царства Божьего на Земле, свойственного эпохе Средневековья). Развивается теория пропорций.

На рубеже XV- XVI вв. в итальянском искусстве  становится ведущей, наметившаяся еще  в  конце  XV в., тенденция, связанная с основной задачей новой культуры – созданием обобщенного монументального и героического образа человека, стремлением поднять каждый образ до уровня идеала. В искусстве утверждается идеал титанической личности. В XVI в. в искусстве отчетливо проявил себя антропоцентризм. Человеческий образ в живописи занял преобладающее положение, нередко исчерпывая собой содержание и идею произведения.

В эпоху  Возрождения начинает меняться отношение  образованных слоев общества к искусству. Уже первые гуманисты в XIV в. провозгласили художественную деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности, а «в начале XVI в. совершается переход от понятия ремесла к понятию искусства: вначале спор ведется о превосходстве скульптуры, живописи, архитектуры, а затем начинается поиск обобщения, выходящего за пределы видов искусства». Проблемы искусства занимают почетное место в круге интересов философии, откуда берут свои начала эстетическая доктрина Возрождения и Нового времени и вырастает вся современная теория искусства.

Великие мастера XVI столетия дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это были люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры своего времени.

Историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) писал о XVI в. как веке безупречного классического искусства, которое делится на два периода. Для первого характерно развитие по восходящей линии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для  второго – упадок, представленный художниками, которые, будучи не в силах сравниться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы. Тот, кто подражает искусству, а не природе, по мнению Вазари, является маньеристом.

В творчестве  маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической  противоречивости мира, беззащитности  человека, находящегося во власти непознаваемых  сил. Главными идеалами маньеристов  становятся искусственность, изощренность формы, изысканность цвета. Искусство  маньеризма в XVII в. привело к появлению  нового стиля – барокко, отмеченного  вычурным, усложненным художественно-образным мышлением.

 

В целом, искусство Ренессанса в  лице крупнейших представителей участвовало  в преобразовании культуры, состоящего, в общих чертах, в нелегком переходе от замкнутых систем схоластической мысли к гибкой методологии, находящейся  в постоянном развитии, от истин, установленных  раз и навсегда, к постоянному  сомнению и поиску, от подчинения авторитетам  к непосредственному опыту, от догматизма к конфронтации.

С эпохи  Возрождения началась кардинальная перестройка социокультурной  практики и системы ценностей западноевропейской культуры. Это была культура раннебуржуазной  эпохи, когда культура частной собственности  и производства, по словам известного русского философа В.Н. Лосского, была слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. Ренессансная культура стремилась примирить все противоположности – божественное и человеческое, материальное и

духовное, природное и культурное, чувственное  и разумное, реальное и идеальное, типизированное и индивидуально-неповторимое, традиционное и современное.

Несмотря  на то, что уже к началу XVII столетия была очевидна вся иллюзорность «открытия личности», осуществленного Возрождением, это «открытие» имеет непреходящее значение для европейской культуры. Оно привело к радикальному преобразованию собственной культуры по сравнению со Средневековьем и сохранившимся на Востоке безличностным традиционализмом сознания, поведения и деятельности.

Возрождение – это единственная культура, сумевшая вновь «добыть» эпохальные творения античности. Она создала такие  невиданные способы и формы переплавки ценностей античной и средневековой  культур, благодаря которым были созданы до сих пор признающиеся великими и значительными художественные творения, открытия и изобретения, достигшие  предельной для своей эпохи высоты творчества и глубины мысли. Именно поэтому великие творения Ренессанса не только дожили до наших дней, но и  стали лучшей частью всей мировой  культуры.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ренессансная концепция мира (общества и природы) и человека и её значение для нового искусства эпохи